Когда всенощная становится вечеринкой

Молодежь превращает религиозные символы и обряды в часть "новой культуры"

0
133
Время на чтение 4 минуты
В молодежной среде религия претерпевает любопытную трансформацию. Студенты просят Бога помочь им сдать экзамен, а церковные праздники превращают в вечеринки.

Религии предписывают человеку определенные нормы поведения и ограничения. чтобы следовать какому-то из вероисповеданий, требуются усилия длиной в жизнь. как правило, каждое из них считает свои нормы лучшими, единственно спасительными и правильными.

Однако в молодежной среде с религией происходит любопытная трансформация. Во время сессии некоторые студенты бегут в церковь, чтобы поставить свечку об успешной сдаче экзаменов. Затем они вновь ведут типично "студенческий" образ жизни, не отличающийся от образа жизни средневековых студиозусов.

Что такое религия для современной молодежи? Культура? Образ жизни? Игра? Если молодой человек или девушка считают себя верующими, то почему они не следуют предписаниям той или иной религии, почему лишь в критический момент они готовы изменить свое поведение на более благочестивое?

Ростовские студенты зачастую так отвечали мне на этот вопрос: "Главное то, что внутри". Парадокс: выходит, что человек может вести себя как угодно, но в то же время считать себя "духовным существом"!

Ученые придерживаются несколько иной точки зрения. Сергей Астапов, известный религиовед, преподающий историю религий в вузах Ростова-на-Дону, полагает, что взрослые, как правило, "совершают обряд крещения именно как обряд, а не как таинство". Он отмечает также, что молодые люди, крещенные в детстве, очень часто относятся к религии весьма индифферентно.

Астапов объясняет обращение молодежи к религии в кризисные моменты (например, в период экзаменов) "пережитками язычества". "В сессию студенты спешат в церковь, как если бы они хотели задобрить какое-то божество. С таким же успехом они пошли бы к ворожее, если бы знали, что это "надежнее". Молодежь идет в церковь, чтобы требовать, а не чтобы веровать". Это противоречие, по мнению ученого, становится все более очевидным.

Студенты отмечают в религии, в частности в христианстве, прежде всего "красоту". Для молодежи венчание - красивый обряд, и сегодня оно становится все более и более популярным. По мнению религиоведа, "венчание - торжественный обряд, и эта торжественность, когда звучат песнопения и когда молодожены выходят из церкви под звон колоколов, привлекает молодых людей. Другой момент - венчание якобы "делает брак крепче", это обряд "на всякий случай", "на удачу". Впрочем, как показывает статистика, церковные браки столь же легко распадаются, как и браки без венчания".

Для молодежи религия сейчас становится частью некой новой культуры. Причем часто многое просто заимствуется из западных традиций. К примеру, стремительно сделались "своими" на российских просторах День святого Валентина, Хэллоуин и День святого Патрика. Об этих праздниках спорят, духовенство называет их "кощунственными", а для молодежи они - лишь повод для очередной вечеринки. При этом имена святых становятся "знаками без значения", совершенно не соответствующими их изначальному христианскому смыслу.

Среди ростовской молодежи существует и другая тенденция: рост интереса к новым религиозным движениям (НРД). Священник Ростовской епархии Русской Православной Церкви (РПЦ) Даниил Азизов так объясняет это явление: "Сегодня у нашей Церкви нет достаточных финансовых средств, которые можно было бы использовать на поддержку молодых людей. Секты привлекают молодежь именно за счет денег, за счет хорошего финансирования. Новые религиозные движения - это и воскресные школы, и кинозалы, и библиотеки, и даже спортзалы. Однако вполне возможно, что в скором будущем это появится и у нас".

Церковь и светские исследователи религии в Ростове-на-Дону считают, что НРД занимаются своего рода саморекламой, а молодежь реагирует на нее более живо, чем на проповедь традиционных религиозных организаций. Многие представители РПЦ считают, что в отношении НРД законы, препятствующие их деятельности, необходимо ужесточить, а финансовую поддержку Церкви со стороны государства увеличить.

Сегодня познакомиться с основами религии, в частности христианства в его "православном измерении", ростовская молодежь может в школе или в вузе. В школах города вводится курс "Основ православной культуры", в университетах преподается курс истории религий. В Ростовском государственном педагогическом университете (РГПУ) даже открылось отделение теологии. Спрашивается: зачем, ведь вуз-то светский?

Сергей Астапов отмечает, что светских учебных заведений, готовящих богословов, в стране до недавнего времени не существовало. Теперь, когда курс теологии появился в светских вузах, встал вопрос о том, богословие какой религии там следует преподавать.

Астапов отмечает, что все зависит от конкретных договоренностей, например у РГПУ есть договор с РПЦ. Следовательно, ростовский вуз будет готовить православных богословов. Здесь ученый задается вопросом: "Если светское учебное заведение выпускает богословов, то они наряду с другими выпускниками попадают на рынок труда, но кого на рынке труда может заинтересовать диплом теолога? Может ли Церковь следить за рынком труда? К тому же вуз, выпускающий теологов, педагогический - значит, выпускники кого-то должны учить. Но кого и где?"

Впрочем, изучать историю религии или даже богословие не означает становиться верующим. Одна из студенток, с которой я обсуждал вопросы отношения молодежи к религии, заявила, что для нее изучение религии - это "просто интересное занятие". При этом девушка - атеистка.

Молодые люди сегодня редко задумываются о том, во что и как они верят, верят ли они вообще. Пережитки язычества, некий "религиозный прагматизм" - вот новая религиозность большей части молодежи. Другая часть называет себя "неверующей", но в то же время... отмечает Пасху и Рождество.

Может быть, дело в том, что в сознании современной молодежи и эти сугубо церковные праздники также теряют свое религиозное значение. Остается лишь символика да еще один повод устроить вечеринку, пасхальную или рождественскую.

http://www.ng.ru/religion/2006-05-03/14_vecherinka.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Николай Соколов
Воспоминания о Патриархе Пимене
Ведущий – Е.Никифоров
06.03.2020
На старт! Внимание! С Богом!
Беседа с протоиереем Николаем Соколовым, духовником Олимпийской сборной команды России
07.02.2014
Все статьи Протоиерей Николай Соколов
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
25.04.2024 11:35
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 10:20
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.04.2024 07:41