Вирус банкротства

Почему он поражает стратегически важные предприятия ОПК?

Новости Москвы 
0
76
Время на чтение 5 минут
Банкротство предприятий оборонно-промышленного комплекса в советское время в принципе было невозможно. Сегодня времена иные. Все чаще приходится слышать о "финансовом крахе, разорении, невозможности платить по своим долговым обязательствам" (а именно так толкуется банкротство) стратегически важных предприятий ОПК. Что это, неизбежные "капиталистические реалии" наших дней? Или неспособность чиновников блюсти интересы ведущих субъектов "оборонки", работающих на национальную безопасность? А главное, что необходимо сделать, чтобы сохранить стратегический потенциал комплекса? Ответы на эти и многие другие вопросы дала завершившаяся в Москве Всероссийская научно-практическая конференция, в повестке дня которой была главная тема: "Предупреждение банкротства стратегических предприятий и организаций: практика, проблемы".

Вот какая тревожная статистика была оглашена с трибуны конференции. В состав российского ОПК входит 948 стратегических предприятий и организаций, в отношении которых применяются специальные правила банкротства, предусмотренные параграфом 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". В отношении 44 из них возбуждены процедуры банкротства. По данным Федеральной налоговой службы (ФНС) России, 198 стратегических предприятий и организаций имеют признаки банкротства, при этом 170 из них входят в состав ОПК. Более того, в отношении 150 налоговыми органами вынесены постановления о взыскании задолженности за счет их имущества, которые направлены на исполнение судебным приставам. В результате под угрозой банкротства находится около трети (!) стратегических предприятий и организаций.
Положение дел в "оборонке", конечно же, требует от руководства страны принятия мер по совершенствованию государственного управления стратегическими предприятиями и организациями. И такие шаги предпринимаются. Например, завершается реализация программных мероприятий федеральной целевой программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002 - 2006 годы)". За период ее реализации прирост объема выпуска продукции организаций ОПК составил 39,1 процента, загрузка занятых в производстве продукции военного назначения мощностей увеличилась на 35 - 40 процентов, создано 75 тыс. дополнительных рабочих мест, оказана финансовая поддержка 190 организациям. В ОПК созданы 24 интегрированные структуры, и работа по их формированию продолжается. Однако этих мер, как показывает опыт, недостаточно.
В настоящее время в Правительстве РФ находится на рассмотрении проект постановления "О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций", которым, в частности, предусматривается образование специальной правительственной комиссии, которая бы сосредоточила внимание исключительно на данной проблеме. И этот шаг более чем необходим, ведь создали же военно-промышленную комиссию при Правительстве РФ под руководством вице-премьера - министра обороны РФ Сергея Иванова. Ее высокий статус и полномочия, безусловно, позволят гораздо эффективнее решать проблемы оборонного комплекса.
Сегодня также подготовлены и находятся на согласовании проекты правительственных постановлений, регламентирующих предоставление государственных гарантий и средств в рамках досудебной санации стратегическим предприятиям и организациям ОПК - исполнителям государственного оборонного заказа. Проводится работа и по реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом стратегических предприятий. И это не эпизодические меры по профилактике "болезни", сваливающей некогда дееспособные субъекты "оборонки". Однако в связи с переходом российской экономики от административных методов регулирования к рыночным большинство стратегических предприятий и организаций столкнулось с серьезными социально-экономическими проблемами. И участники конференции подвергли серьезному анализу причины их возникновения.
Основная из них - неудовлетворительное финансово-экономическое состояние предприятий ОПК, ориентированных на выполнение государственного оборонного заказа (ГОЗ). Уровень загрузки производственных мощностей составляет около 40 процентов, а те, которые предназначены для выполнения ГОЗ, и вовсе недозагружены: по отдельным отраслям оборонной промышленности этот показатель составляет от 9 до 30 процентов.
Напомним, что ОПК - особая отрасль, где длительность производственного цикла ГОЗ несоизмерима с "гражданским". А взимание НДС с авансовых платежей, получаемых в рамках ГОЗ, и вовсе приводит к дефициту оборотных средств. Также значительные финансовые трудности вызывает недофинансирование работ по поддержанию мобилизационных мощностей - эту проблему наша газета уже не раз поднимала на своих страницах.
Но если бы только этим исчислялись проблемы "оборонки"... Есть еще немало правовых и организационных узких мест в предупреждении банкротства стратегических предприятий. Например, нескоординированность действий органов исполнительной власти в этой области, что зачастую обусловлено отсутствием необходимых полномочий. Нормы налогового и таможенного законодательства фактически не учитывают специфику деятельности стратегических предприятий и не предусматривают предоставление льгот, направленных на развитие и сохранение значимых производств и критических технологий.
Или взять такой вот правовой "пассаж": действующее законодательство обязывает руководителей ГУПов направлять доходы от аренды высвобожденных площадей и от продажи непрофильных объектов недвижимости в федеральный бюджет. Между тем указанные средства вполне могут быть направлены как на развитие производства, так и на повышение уровня заработной платы сотрудников.
Еще один казус: проведение реструктуризации задолженности стратегических предприятий и организаций в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 октября 2005 г. не осуществляется по состоянию на дату подачи заявления и требует обязательной уплаты текущих налоговых платежей, что значительно затрудняет обычную хозяйственную деятельность.
Отсутствие утвержденного порядка реализации механизма досудебной санации и предоставления государственных гарантий по обязательствам стратегических предприятий не позволяет использовать указанные меры для финансового оздоровления предприятий ОПК.
Налицо дисбаланс интересов Российской Федерации как кредитора стратегических предприятий и организаций и как собственника имущества. И это возникает в первую очередь из-за отсутствия нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию мер по предупреждению банкротства. Защита соответствующих интересов государства в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" практически не нашла своего отражения.
Следует отдать должное участникам конференции, которые сделали акцент не на "бичевании" правовых пороков, а на разработке конкретных мер, способствующих оздоровлению "оборонки". В первую очередь, апеллируя к Правительству РФ (представителей которого, заметим, в зале было достаточно), предложено завершить в максимально сжатые сроки разработку и принятие постановлений "О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций"; "О досудебной санации стратегических предприятий и организаций ОПК-исполнителей госзаказа"; "О государственных гарантиях РФ по обязательствам стратегических предприятий и организаций ОПК-исполнителей ГОЗ" и других.
На законодательном уровне должна быть решена и проблема предоставления льгот по уплате налога на прибыль, получаемую от выполнения ГОЗ и направляемую на перевооружение производственных мощностей. Необходимо предусмотреть создание самостоятельных структурных подразделений федеральных органов для ведения постоянного мониторинга финансово-экономического состояния стратегических предприятий и выработки мер по предупреждению их банкротства.
Интересным было выступление на конференции председателя арбитражного суда Москвы Олега Свириденко. Он отметил, что в настоящее время в производстве арбитражного суда Москвы находятся дела о банкротстве более 10 стратегических предприятий. В то же время в 2002 году таких дел было всего 2-3. В связи с пассивной позицией некоторых государственных органов дела о банкротстве ряда стратегических предприятий возбуждаются неоднократно. Глава суда предложил объединить работающие в федеральных округах советы по контролю за банкротством стратегических предприятий в один координационный совет при Президенте РФ. Он также выступил за принятие отдельного закона, касающегося банкротства стратегических предприятий.
Словом, деловых предложений прозвучало немало. Главное, чтобы их услышали в Правительстве РФ. Иначе ржа банкротства очень скоро разъест "оборонку", и тогда ее некогда прочный остов превратится в труху. Со всеми вытекающими для национальной обороны последствиями.

http://www.redstar.ru/2006/04/28_04/1_06.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Антипов
Все статьи Анатолий Антипов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.04.2024 18:27
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:58
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:51
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
18.04.2024 16:45
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от боеприпас
18.04.2024 16:34
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от архетипика
18.04.2024 16:16
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 15:40