Послание миру

Интервью с игуменом Варсонофием (Хайбулиным)

Новости Москвы 
0
217
Время на чтение 10 минут
В разгар "холодной войны", на рубеже 60-70-х гг. мир облетела ошеломительная весть о явлении Богородицы тысячам людей в египетском Зейтуне (пригород Каира). Были сделаны многочисленные фотографии, запечатлевшие Деву Марию с младенцем Иисусом на руках, светящихся голубей, огромные вспышки света. За "железным занавесом" СССР эти чудеса были восприняты верующими как знамение скорого конца безбожного режима. В ответ КГБ обрушил столь жестокие репрессии, что об этом величайшем чуде истории у нас даже сейчас мало кто знает. Своими воспоминаниями и размышлениями о судьбе России в свете Зейтунских явлений с читателями "Седмицы.Ru" делится видный правозащитник, узник советских лагерей и борец за свободу Церкви - игумен Варсонофий (Хайбулин).

Игумен Варсонофий (Хайбулин)
Игумен Варсонофий (Хайбулин)
Игумен Варсонофий (в миру Борис Хайдарович Хайбулин) родился в 1937 г. в Москве. В 1957 осужден на 5 лет лагерей за участие в подпольной студенческой марксистской группе. Находясь в лагере, принял православие. После освобождения поступил в Московскую духовную семинарию. В начале 1970-х годов сотрудничал в самиздатском журнале "Вече". В 1976 г. был одним из осрнователей правозащитной организации "Христианский комитет защиты прав верующих". В настоящее время - клирик Владимирской епархии Русской Православной Церкви.

- Отец Варсонофий, как весть о Зейтуне проникла за советский "железный занавес"?

- В 1968 году, когда начались Зейтунские явления, в Упсале (Швеция) состоялась очередная ассамблея Всемирного Совета Церквей. В ней участвовали и Русская Православная и Коптская Церкви. Копты доставили в Упсалу первые официальные возвещения о явлениях Пресвятой Богородицы в Зэйтуне. Делегаты Русской Православной Церкви привезли из Упсалы брошюру "Преображения Благословенной Девы Марии в Зэйтуне" ("Transfigurations of Blessed Virgin Mary in Zeitoun"). Тогда я учился в Московской Духовной Академии, и один из преподавателей вручил ее мне. Мы ее перевели и начали распространять по России. Что касается сообщения отца Владимира (будущего епископа Василия) Родзянко по "ВВС", то в нем не столько говорилось о явлении Пресвятой Богородицы, сколько о скоплениях народа и травмах на Зейтунской площади в связи со слухами о яко бы начавшихся над Зэйттунским храмом явлениях Девы Марии.

В октябре 1971 года впервые в истории Коптский Патриарх и Папа Шеннуда III с группой епископов посетил Россию и 8 октября в день празднования преподобного Сергия Радонежского в Успенском соборе Троице Сергиевой Лавры возвестил о явлениях Девы Марии в Зейтуне, чему, как он выразился, "мы все свидетели". Благодаря связям с обучавшимися в Москве египетскими студентами мне удалось получить из Каира книжку коптского епископа Григория "Явление Девы Марии в Зейтуне" на арабском языке. Знакомый арабист перевел ее на русский и уже в 70-ых годах мы распространяли ее в России.

- За это же тогда вполне могли посадить?

-Да, но мы не боялись, потому что были уверены: Зейтунские послания Богородицы были адресованы не только коптам, но всем людям. То есть и нам, русским, находившимся в то время под жестоким гнетом безбожников. Были сделаны несколько публикаций в "самиздате". В том числе в журнале русских патриотов - "Вече", нелегально издававшемся в Москве. Возглавлял журнал Владимир Осипов. В семидесятых годах его арестовали, а журнал был закрыт. С легкой руки гэбистов в этом деле те, кто был причастен к публикации материалов о Зейтунском чуде, проходили как "группа Варсонофия". С тех пор о Зейтуне в России практически ничего не было слышно. Наконец, в 2005 году издательство "Лепта-Пресс" выпустило книгу "Христианский Египет". Ее авторы рассказывают о Зейтунском чуде. Это первая несамиздатовская книга в нашей стране, рассказывающая о египетских явлениях Божией Матери. Могу от себя добавить, что с недавних пор чудеса в Египте стали возобновляться.

Явление Божией Матери, фото 1968 г.
Явление Божией Матери, фото 1968 г.
- Расскажите, пожалуйста, об этих чудесах подробнее...

- В 2000 году наблюдались явления Богородицы в Асьюте. По описанию очевидцев, в Праздник Преображения Господня, 19 августа примерно в 11.35 из разных мест - над куполом и на колокольнях храма - появились светящиеся голуби, и стал источаться сильный аромат. После этого над средним крестом началось явление Девы Марии в виде звезды, излучающей яркий свет. Объем и сила этого света стали увеличиваться, пока не вырисовалась фигура Божией Матери. Она стала двигаться по направлению к северной колокольне, обошла ее вокруг, и затем снова направилась к кресту. На Богородице было головное покрывало голубого цвета. Из Ее пречистых рук исходил свет. Явления повторялись многократно и, как и в случае с явлениями в Зейтуне, их наблюдали тысячи верующих. Также в 2002 году при большом стечении народа и полиции (которая была стянута во избежание волнений) наблюдались чудесные видения Девы Марии в городе Омрания, округ Гиза.

- Но, по мнению некоторых священников, чудеса в других конфессиях нужно подвергать большому сомнению...

- Наши единославные греки, точнее Александрийский Патриархат в Египте, отвернулись от этого чуда. Потому что копты - "еретики", "монофизиты". В России же, где в 1968 году господствовал атеизм, к чудесам в Зэйтуне с самого начала отнеслись совсем иначе. Как мне говорили, даже сам Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, узнав об этих событиях и подразумевая приниженное положение Церкви в СССР произнес: "Слава, Богу, значит, у нас еще есть будущее!". И это мнение разделяли и продолжают разделять многие среди духовенства, включая епископат. Так по моим сведениям митрополит Смоленский Кирилл с большим почтением относится к Зейтунским событиям.

- А как Вы лично восприняли Зейтунские чудеса в 1968 году, и что предприняли?

- Перед нами тогда стояла одна задача - освобождение страны от большевизма. Я тогда учился в Троице-Сергиевой Лавре, был иеродиаконом. Но мы еще и боролись за свободу Церкви. Это сейчас чудо в Зейтуне вызывает у некоторых в России настороженность, и порой даже враждебность. А тогда нужно сказать, были совсем другие настроения, в том числе, среди духовенства. Была солидарность всех верующих против власти атеистов. Момент конфессиональных различий был второстепенен. А к коптам вообще были большие симпатии. Они же, как и мы, принадлежат к Восточным Церквам. Хотя их вероучение не очень совершенно, но они же очень древние. Христианство к ним пришло еще в I веке через самого св.Марка Евангелиста. Кроме того, Египет - родина монашества, и мы с братией в Троице-Сергиевой Лавре это отчетливо понимали. Поэтому к коптам всегда была какая-то симпатия. Это сейчас, когда не стало госатеизма, какие-то внутренние разборки начались. Вот это - мы, это - католики, это - "ересь экуменизма" и т.д. Тогда все было по-другому, все были едины перед лицом общего противника - атеистического режима. Так вот, явления Богородицы в Египте сильно воодушевили нас, и были расценены, как знак скорого падения безбожной власти. Ведь вспомним, Зейтунские чудеса, начавшиеся в 1968 году, совпали со легендарной "пражской весной". Даже в тоталитарном Советском Союзе прорастали ростки свободомыслия, развивалось диссидентское движение. Под впечатлением от всего этого, я написал обращение к XXV съезду КПСС (1976г.). В нем цитировались свидетельства очевидцев явления в Зейтуне и содержался призыв к коммунистам покаяться за преступления перед народом, так как время их закончилось.

- И что Вам было за это?

- Если бы я написал такое письмо в 20-е гг., меня просто размазали бы по стенке. Но Брежнев был добрый человек. Чего, кстати, нельзя сказать о Хрущеве, при котором я отсидел 5 лет в мордовском "Дубровлаге" - "зоне" для "политических". Это был последний лютый гонитель. Он рассчитывал быстро построить коммунизм и покончить с религией в России. Причем методы были довольно коварные. Они предусматривали развал Церкви не только извне, но и изнутри.

Мне гэбист один говорил, что они наших людей в Церкви тогда склоняли к открытому выступлению против веры. В 1960 году в газете "Известия" появляется огромная статья. Выступает протоиерей, магистр богословия - бывший инспектор ленинградской духовной Академии Александр Осипов. Он пишет, что всякую веру потерял и стал атеистом. Вслед за ним посыпались более мелкие сошки, но тоже - кандидаты богословия, духовные лица, например - Довуман, Дарманский. Это все было частью программы Хрущева - выставить духовенство против веры, изнутри разложить Церковь. Дальше пошла реформа приходского управления 1961 года. Она была принята Собором Русской Православной Церкви под давлением власти. В соответствии с новым положением, священник фактически отстранялся от управления приходом. Его функции, в том числе хозяйственные, решение кадровых вопросов в храме, переходили к возглавляемому старостой "совету". Последний, возглавлялся людьми, которых назначала местная власть. Причем, в Москве, например, старались назначать старост из отставных офицеров КГБ. Там возник целый клан старост-гэбистов. Параллельно шло закрытие храмов. Более десяти тысяч церквей были закрыты по всей стране. Хрущев прямо пообещал: "скоро вы увидите последнего попа". Но за это Бог наказал генсека так, что его отстранило от власти собственное ближайшее окружение. Затем пришел к власти Брежнев, при котором таких гонений уже не было. Он, конечно, держал Церковь за горло, гэбисты все контролировали, но уже хрущевской программы тотального разрушения Православия не было.

- И все же преследования продолжались, в связи с чем, был создан наделавший немало шуму "Комитет защиты прав христиан"?

- Видя, что Церковь находится под сильным контролем со стороны власти и КГБ, мы решили создать такой комитет. Иначе невозможно было пробить информационную блокаду и рассказать всему миру об истинном положении дел со свободой совести в Советском Союзе. Все факты злодеяний и притеснений, которые творились против верующих, стекались к нам. Мы собирали пресс-конференции на нелегальных квартирах для ведущих мировых СМИ. У меня были телефоны московских представительств "Франс пресс", "Юнайтед пресс интернешнл", "Дойче пресс" куда мы звонили и рассказывали всю правду о нарушениях прав человека в СССР.

- И что же КГБ сидел, сложа руки?

- Конечно, нет. В 1980 году в Москве должна была пройти Олимпиада. И к ней КГБ надо было вычистить из города всех диссидентов. Начались аресты. Но мне крупно повезло. Параллельно я продолжал заниматься Зейтуном, что накладывало сильный отпечаток на мою деятельность. Поскольку я написал письмо в ЦК КПСС с призывом "покаяться пока не поздно, иначе вам - конец", меня незадолго до разгрома исключили из "Комитета защиты прав христиан". То есть даже для наших диссидентов это было настоящее хулиганство. Это, собственно, меня и спасло от ареста. Когда гэбисты пришли в нашу штаб-квартиру, то нашли там на столе постановление об исключении Варсонофия из Комитета "за действия несовместимые и т.д.". На основании этого постановления меня не арестовывают, а вызывают только в качестве свидетеля. А иначе бы, поскольку я уже сидел 5 лет по 70-й статье УК РСФСР ("Антисоветская агитация и пропаганда"), мне грозил срок уже лет 10, как рецидивисту. В итоге, меня отпустили. Режим-то был уже не такой свирепый, что прежде. Такой лютой ненависти к Церкви, как в 20-30-е гг. уже не было. Наконец стали умирать верховные партократы. Советская геронтократия, власть стариков вырождалась. Один за другим умерли Брежнев, Черненко, Андропов. В московских храмах сразу о всех троих служились панихиды. Внутри власти наблюдался разброд. Они уже утратили ту сатанинскую силу и страсть, которые были при Ленине. Мне даже показалось, что гэбисты стали сами по себе, а ЦК партии сами по себе. Это, в частности, выразилось в событиях 1991 года, когда "Альфа" отказалась поддержать ГКЧП. Поэтому номенклатурный путч и закончился провалом.

- Насколько "перестройка" и наступившая демократия оправдали чаяния православного фланга диссидентского движения?

- Гонения на Церковь - прекратились, восстанавливаются храмы. Это конечно, большой плюс. Но посмотрите на народ, до чего его довела эта "свобода". А самое страшное то, что измученные реформами люди стали тосковать по советскому режиму. Многие вспоминают не о репрессиях, а сыто-пьяный брежневский застой, о том, что колбаса была по два двадцать, водка - дешевая. Это многим по душе, вот ведь, что самое опасное. Посмотрите - коммунистическая партия сейчас вторая по численности и влиянию в России. Это не так безобидно, как может показаться. Коммунизм - это имитация Церкви, квазицерковь, то есть престол антихриста. Греческое слово "анти" переводится не только как "против", но и - "вместо". Ленин занял у коммунистов место Бога, то есть стал антихристом.

- Опираясь на чудо в Зейтуне, Вы мужественно грозили советской власти скорым крахом. Так и произошло. Но явления Богородицы в Египте продолжаются и по сей день. Какую информацию они несут современным верующим?

- Начиная с Зейтуна и до последних чудес в Асьюте, Богоматерь многократно появлялась с оливковой ветвью в руках. Также Ее сопровождали светящиеся голуби. Это символы грядущего мира, который Библия относит к временам после антихриста. Но антихрист еще не побежден. В условиях неудавшейся демократии, народ вновь стал симпатизировать коммунистическим идеям. Причем ситуация даже хуже, чем при СССР. Одно дело, когда идеология навязана насилием, а другое, когда она принята добровольно. То есть людьми сейчас уже делается сознательный выбор.

- Действительно, в последнее время появилась настоящая "мода на Советский Союз". Молодежь носит красные кроссовки, банданы, футболки с надписью "СССР". На гастролях Пола Маккартни в Питере и Москве, толпа восторженно распевает битловский шлягер "Назад в СССР". Подобно раковой опухоли распространяется "левый" экстремизм лимоновского толка. А главы крупнейших корпораций, контролирующих экономику? Та же советская номенклатура, только сменившая звание партийных и комсомольских "секретарей" на "гендиректоров"...

- Совершенно верно. Но к счастью, согласно Библии, и это подтверждается явлениями Богородицы в Зэйтуне, время антихриста подходит к концу. Россия является центром всех этих эсхатологических событий, отправная точка которых - 1917 год. Не случайно лютый богоборческий строй воцарился именно в нашей стране. Россия претерпела величайшее грехопадение. Но ей же обетовано и величайшее возрождение. Только русские, потерпев от лютых гонителей Церкви - большевиков - такую рану, способны воскреснуть и оживить все мировое христианство. Но сначала нужно пересмотреть наше отношение к Зэйтуну. Не случайно Россия всегда называлась "домом Богородицы". Так что мне порой просто стыдно за наше нынешнее, невнимательное отношение к потрясающим явлениям Богоматери, продолжающимся уже больше тридцати лет.

- Чем Вы занимаетесь сейчас?

- У меня небольшой приход в селе Цикул (Гусь-Хрустальный район). С Божьей помощью восстанавливаем находящийся в бедствующем положении Спасо-Преображенский храм. Он был построен в начале XIX века известными музыкантами Танеевыми в своем имении. Средств на завершение ремонта катастрофически не хватает. Поэтому мы обращаемся за поддержкой ко всем, кто неравнодушен к спасению нашего общего исторического достояния.

Банковские реквизиты Спасо-Преображенского прихода:

Филиал ВРУ ОАО МИНБ г.Владимир
Инн: 3314002614 Бик: 041708742
Сч. N 30101810300000000742
Кпп сч. N 40703810800280000090

Будем признательны за посильную помощь

Беседовал Сергей Путилов


http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=32707&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Варсонофий (Хайбулин)
Все статьи Игумен Варсонофий (Хайбулин)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Ватикан и Фанар готовят страшнейшую диверсию
Новый комментарий от Бармалей
18.04.2024 15:00
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Сергей
18.04.2024 14:40
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Сергей В.
18.04.2024 14:35
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Мирянин
18.04.2024 14:35
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Сергей
18.04.2024 14:35
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:48