itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Мы ждем Пасхальную службу весь год...

0
156
Время на чтение 3 минуты
В конце 80-х годов я не был еще крещен и только начинал обретать веру и ходить в храм. Моя знакомая по институту была верующей, ходила в храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Под ее руководством я и делал свои первые шаги в Церкви.

Вспоминаю свою первую Пасху. Почти для всякого начинающего христианина церковная служба является достаточно серьезным трудом. А та служба была очень долгой и, по моему невежеству, мало для меня понятной. Тогда я с трудом достоял до конца Пасхальной утрени, а тут "выяснилось", что впереди еще и литургия. Это было испытанием!

На Пасхальной литургии, как во многих старых храмах, читали Евангелие на нескольких языках, конечно, совершенно мне не знакомых. Я стоял и со всем старанием пытался проникнуться содержанием происходящего. И удивительно: не имея ни опыта молитвы, ни понимания церковной службы, я получил чрезвычайно сильное и глубокое впечатление. Можно было сказать, что это для меня просто новое "культурное открытие". Однако, какой бы новизной ни отличались явления культуры, для светского человека они все же обычное дело. Но невозможно сопереживать одному и тому же произведению в течение всей жизни, так или иначе впечатление скроется под иными культурными наслоениями.

Впечатление от этой первой пасхальной ночной службы (с которой, надо признаться честно, я несколько раз выходил отдохнуть во двор храма) осталось навсегда. Вплоть до того, что я закрываю глаза и вижу стоящего на кафедре митрополита Питирима, заслуженных священников, читающих Евангелие на разных языках.

Мне кажется, что первое впечатление от пасхальной и вообще праздничной службы важно для человека, только начинающего ходить в храм. Потому что это заряд духовной энергии на многие годы вперед. Человеку вообще свойственно привыкать, и поэтому на обычной будничной или воскресной службе все труднее становится сохранить то проникновенное молитвенное чувство, которое он испытывал в начале своего обращения. Впрочем, мы сами бываем виновны в том, что происходящее в храме становится для нас обыденностью: мы не способны постоянно побуждать себя к сосредоточенной и теплой молитве. И если высокое духовное переживание когда-то посетило человека на церковной службе, то воспоминание об этом помогает ему и среди обыденности мысленно возвращаться к тому, что потребно для души.

Со временем я перешел в другой храм - Всех Святых в Красном Селе. Я был его постоянным прихожанином примерно пять лет и опыт духовной жизни приобретал в основном там. На всех пасхальных службах я был именно в этом храме. Службы там были характерны тем, что, прежде всего, они были долгие. Пасхальная литургия заканчивалась под утро. Расходились часов около семи. Тогда мне казалось, что только так и может быть, но и к этому, разумеется, надо было привыкнуть, приучить себя, что было непросто сделать, исходя из моего нецерковного прошлого. Я доныне питаюсь полученным тогда духовным зарядом.

Служба была полностью уставная. И канон пелся так: стихи канона повторялись по несколько раз. Некоторые недоумевают: зачем эти повторения на службе и каждый день одно и то же? Уставная служба как раз дает понимание, для чего нужны повторяющиеся элементы богослужения. Повторения служат тому, чтобы божественные истины, в которых и заключается суть содержания богослужения, могли задержаться в сознании молящегося, захватив его разум и чувства, и стать частью его бытия. Тогда содержание службы легче становится понятным, органичным, не навязанным тебе, но чем-то очень родным.

Для начинающего христианина, если он молод и здоров, нужно попробовать просто смириться, потерпеть боль в ногах, пережить усталость. И в дальнейшем все станет для него привычно и естественно. Безусловно, для уже зрелого или, тем более, пожилого человека это бывает сделать труднее.

Тогда эти богослужения были для меня не только насыщены духовным содержанием, но и воспитывали меня. Потому что просто отстоять на службе можно час или два, но когда служба длится 3-4 часа и более, ты уже не ждешь, когда она закончится. И волей-неволей втягиваешься в происходящее. И хотя простой молящийся прихожанин в основном не поет и никаких действий не производит, при углубленном, внимательном отношении к службе он все же становится ее участником. Что и является одной из главных целей прихожанина во время литургического, т.е. общественного, богослужения.

Пасхальная служба вообще особенная, тут и говорить нечего. Но печалит всегда то, что она может промелькнуть как единый миг, как молния. Так и пасхальная служба бывает кратко на нашем жизненном небосклоне, озаряя, освещая разум и чувства, и скрывается от нашего взора. И мы снова находимся в ожидании Пасхи. Мы ждем ее весь год и весь Великий пост. Все это ожидание сгущается в момент, когда в алтаре начинают петь стихиру: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех..." Служба Пасхи начинается и заканчивается за какие-то несколько часов, и мы снова ждем, когда она повторится. И дай нам Бог, чтобы именно это ожидание было для нас главным, не мучительное ожидание чего-то земного и временного, но ожидание Христовой Пасхи как ясного свидетельства того, к чему мы все стремимся, то есть Царствия Небесного.

http://www.pravmir.ru/article_1025.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Димитрий Туркин
Все статьи Священник Димитрий Туркин
Последние комментарии