Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Не смущайся, только веруй

Священник  Анатолий  Лебедев, Православный Санкт-Петербург

27.04.2006

Видимо, "во дни печальные Великого поста" без искушений никому нельзя... Не успел выйти мартовский номер "Православного СПб" с заметкой о Подпорожской Благовещенской церкви ("Святыня в районном универмаге"), как по телефону пришло известие: 19 марта храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Подпорожье сгорел. Сгорел совсем, дочиста, сгорела вместе с ним и старинная икона Благовещения, которой был благословлен храм, весьма почитаемая верующими подпорожцами.

Перечитываю сейчас запись беседы с настоятелем погибшего храма о. Анатолием Лебедевым, и горько становится на душе:


- Батюшка, в вашем ведении два таких разных храма: один - древний, столетиями намоленный, прекрасный видом, стоящий вдалеке от шума и суеты - Важинский Воскресенский; а другой - совсем новый, маленький, тесный, снимающий угол в универмаге, распложенный посреди города и снаружи вообще не похожий на храм - Подпорожский Благовещенский. Вы как-то чувствуете их различие во время службы?

- Во время службы эта разница существенна только для новоначальных, а для тех, кто уже прошел какой-то искус... Бог - Он везде. Человеку несовершенному, впечатлительному кажется, что в одном месте Господь его слышит, а в другом не слышит, - а разве такое может быть? Но вот что я хочу сказать: этот храм, новый, подпорожский, был он живой, и община у него - живая. А почему? Потому что он не на пустом месте вырос, но родился, как рождается человек. Человека нельзя построить, его можно только родить, - так и храм. Подпорожская новая церковь родилась от старой, от Важинской: часть той общины естественным образом перешла сюда, взяв с собой в наследство весь прежний дух, который в Важинской общине передавался веками от поколения к поколению.

- Я много слышал о том особом благочестии, которое царило в этих землях в прошлые века...

- Что сейчас об этом вспоминать? Да, наши предки были настоящими православными христианами, но мы-то живем своей жизнью. Представьте себе - подходит к вам человек и говорит: "Я, дескать, такой-сякой, нехороший, - и в этом я плох, и в этом не удался, и в том не вышел... Но зато родственники у меня - очень хорошие люди!" Что мне твои родственники? Ты сам исправься! Как Господь сказал: "не думайте говорить о себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму" (Лк. 3,8). Мы пытаемся влезть в одежды предков, да сами не знаем, как их нужно надевать, - вот в чем беда. Оборваны нити преемственности.

-...Батюшка, как бороться с грехом отчаяния? Впечатление такое, что сейчас нас нарочно сталкивают в пучину именно этого греха - и через телевизор в том числе, через безконечный негатив, который идет со всех сторон...

- А чем отличается профессионал от непрофессионала, духовно опытный человек от неопытного? Неопытный на все смотрит, за все хватается и потому часто ошибается. Опытный же человек умеет отгородиться от суеты; он знает, что обстоятельства сами по себе - ничто. Для неопытного обстоятельства всегда неблагоприятны, для опытного - всегда благоприятны, потому что он умеет даже из бедствий извлекать духовную пользу. Надо быть профессионалами духа. Неопытный человек всегда придирается к мелочам: тот закон в государстве неправильный, этот закон нехороший - вот если бы их исправить, как бы я тогда был благочестив!.. Нет, нужно уметь жить здесь и сейчас - Православие вообще очень конкретно и не любит мечтаний: "Вот если бы!.." Нужно понимать, что Господь всегда благ, и благодарить Его надо всегда, ибо то, что Он нам дает, то и есть благо. Если я не могу своими силами изменить окружающую обстановку, то я могу относиться к ней подобающим для христианина образом, а это уже шаг вверх по духовной лестнице; каждый такой шаг - несомненное благо для души.

- Да где же взять силы на такие шаги?

- В покаянии, в молитве: "Помоги мне, Господи, я сам не могу: вон я какой - самостный, гордый, тщеславный, наглый... Помоги, спаси, не остави!" - и тогда Он нежненько нас через пропасть и перенесет... Ну, может, не сразу, может, через много лет... Расслабленный-то евангельский 38 лет лежал, ожидая... И дождался! Так и нужно терпеливо ждать и говорить только: "Господи, достоин ли буду Твоей помощи?"

Город Подпорожье молодой - 50-х годов рождения. Своего первого храма он ждал более тридцати лет, как расслабленный исцеления. Что же, теперь - опять долгие годы ожидания? Или опустить руки в отчаянии? Напомним слова, сказанные в прошлом номере: "Кто хоть однажды бывал в Подпорожье, тот знает, что некоторые места в этом городе просто созданы для того, чтобы там стоял высокий, красивый православный храм. Сама природа этих мест словно дышит Православием - его суровым величием, его могучей красотой. Эта земля создана Богом для того, чтобы быть святой". Не будем же запинаться на искушениях, вспомним, что погибший храм - уголок в районном универмаге - все равно не мог достойно выполнять миссию настоящего городского храма. Гибель его только сделала проблему более наглядной: церковь Подпорожью по-прежнему нужна, и дай Бог, чтобы этот пожар растопил лед в сердцах тех, кто может помочь православным Свирской земли.

Тем, кто хочет помочь подпорожцам, советуем обращаться по адресу: 187742, Ленинградская область, Подпорожский район, дер. Курпово, п/о Важины, церковь Воскресения Христова, настоятель о. Анатолий Лебедев. Тел (81365) 71-337

Алексей МАКСИМОВ

http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n172/ta004.htm



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме