itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

И архимандрит когда-то был ребенком

0
422
Время на чтение 6 минут
Когда мне приходится брать интервью у священнослужителей, меня всегда переполняет чувство благодарности за то, что они своими молитвами хранят наш хрупкий мир, пока мы, миряне, грешим и в сиюминутной сутолоке дня не всегда даем себе труд задуматься над своей жизнью, покаяться. И пока стоят на Руси церкви, пока звонят колокола, созывая люд православный на службу, пока есть священники и монахи, которые молятся за Россию, за каждого из нас, будет Россия жива, будет жив русский народ. Но ведь и батюшки, и монахи - такие же люди, как мы с вами, и они тоже были когда-то детьми. Так каким должен быть ребенок, какое должно у него быть детство, чтобы, возмужав, он стал служителем Божиим? - эти вопросы не раз приходили мне в голову. Их я и задала настоятелю храма Воскресения Христова, что близ Варшавского вокзала, архимандриту Сергию (Стурову). И батюшка, глянув на меня добрыми голубыми глазами, рокочущим басом начал рассказ:

- Я рос в верующей семье, поэтому никакого "чудесного" прихода к вере не было. Все было естественно и просто. Жили мы в деревне Оранжерейной Астраханской области, где, к сожалению, не было церкви. А до ближайшего храма было более ста километров, да и то добраться до него можно было только летом, пароходом по водному пути. Но хотя мы и были оторваны от храма физически, духовно мы были вместе с православной церковью. Семья была большая, семь человек, я - младший. Папа, Михаил Иванович, был начальником тони - рыбу ловили, потому летом его практически не бывало дома, мама, Пелагия Павловна, вела хозяйство. У нас все было свое - соленья, варенья, мясо... но и работать приходилось немало.

- Но вам как самому младшему, верно было послабление?

- Куда там! Старшие братья не намерены были давать мне послабления. Работы много было - скотный двор, огород. Печи топить приходилось камышом, потому летом его заранее заготавливали, а зимой на санях возили. Но времени на все хватало - и на труд, и на радости. Помню, что, несмотря на то, что детство мое проходило в советское время, мы широко и нетайно праздновали и Рождество Христово, и Пасху. Были даже традиции, которые свято соблюдались из года в год. Так, на Крещение мужики шли на реку, иордань рубить. Для этого у одного из сельчан хранился специальный топор, которым никакую другую работу не исполняли. Вырубив по льду крест, топор заворачивали в чистую тряпицу и убирали до следующего Крещения. Сельчане набирали крещенской воды, которая долго потом хранилась под образами. Воду эту во время Крещенских праздников мама использовала для приготовления пищи, чая. А на Рождество мы, дети, соскользнув с русской печки аж в четыре часа утра, ходили по всему селу, от дома к дому, христославили, получая за то гостинцы от хозяев. А заканчивался наш поход у... учительницы. Она уже ждала нас, накрыв праздничный стол. Намерзшись, мы радостно рассаживались за столом, пили чай, а она рассказывала нам о празднике. Да, наши учителя были еще старой закалки, царского времени... К Пасхе готовились дружно, всей семьей. Красили яйца, и не только луковой шелухой, тогда тоже можно было купить зеленую, синюю и красную краски, и пасхальный стол во главе с куличом украшали яйца всех цветов радуги. А как готовились к походу в храм! Укладываясь вечером, переживали, чтобы не проспать и в 12 пополуночи обязательно быть в храме. Поэтому спали чутко. Кстати, в пасхальное время уже вовсю шла путина, и мы успевали все - службу в храме отстоять, в крестном ходе поучаствовать, рыбы сетями наловить, а вечером играли и катали яйца.

- Вот, батюшка, вы из многодетной верующей семьи, у вас перед глазами был замечательный пример крепкой православной русской семьи, но вы выбрали монашеский путь. Почему?

- Сложно сказать... Я ведь специально к этому не готовился, все случилось по воле Божией, без каких-либо усилий с моей стороны. У меня и профессия была светская, я закончил строительное училище, какое-то время работал плотником. Но одновременно с тем я служил иподьяконом у владыки Павла (Голышева) в Покровском кафедральном соборе в Астрахани, куда наша семья переехала, когда мне 10 лет исполнилось. Потом вслед за ним уехал в Новосибирск. А до службы у владыки я, еще учась в школе, постоянно после уроков ходил на службу в храм Преображения, который был недалеко от дома. Там я помогал матушке Клеопатре, а в 17 лет уже читал на клиросе. В 18 стал иподиаконом.

- Батюшка, не знаю, можно ли задавать такие вопросы архимандриту, но если бы на вашем жизненном пути встретилась настоящая любовь... вы бы все равно отвергли ее и стали монахом?

- Можно задавать такие вопросы, отчего же нельзя, - рассмеялся о.Сергий. - Как бы я поступил - не знаю, но думаю, что и тогда мое решение зависело бы от воли Божией. Бывает, что человек противится воле Божией, проявляет свою... но я шел тем путем, которым меня вел Господь.

- Воля Божия проявляется в конкретных событиях. Что происходило с вами?

- На меня большое влияние оказал владыка Павел, который и сам стал монахом в 20 лет. Правда, он принял монашество как раз после того, как девушка, на которой он хотел жениться, вышла замуж за другого священника. И владыка решил, что женитьба не его путь. А я в беседах с ним понял, что и мой путь - также монашество. Тогда владыка сказал: "Поезжай к Патриарху. Если быть тебе монахом, значит, Патриарх тебя примет". Так все и получилось. Удивительно: многие архиереи не могли попасть к Патриарху Алексию (Симанскому), а тут приехал какой-то иподиакон из Сибири... и он меня принял и благословил. Было мне тогда 19 лет.

- В моем представлении монашество - это монастырь, упрятанный в глухих лесах, уединение и молитва... А вам приходится быть настоятелем храма в большом городе, жить среди мирян...

- Так ведь можно жить в лесу и не быть монахом, а думать о городе и его соблазнах, а можно жить в городе, а думать о лесе...

- А у вас мысли "о лесе" возникают?

- Мысли у человека всякие бывают. Я вот и правда больше склонен в молчанию, к уединению. Прихожане даже иногда обижаются, что я в храме не люблю разговаривать, особенно на пустые темы. А людям охота иногда пообщаться просто так.

И я сразу вспомнила, что у самых дверей в храме Воскресения Христова висит памятка - слова прп.Амвросия Оптинского: "За разговоры в храме Господь отнимает благодать". Мелькнула испуганная мысль: не отнимаю ли я время у батюшки своими вопросами? Но он уже спокойно продолжал своей рассказ:

- Перед тем, как принять монашество, я читал жития святых, и у меня была перед глазами картина - не своего пути, но пути, пройденного другими. Особенно любим и почитаем мною прп.Сергий Радонежский, мой небесный покровитель. И вот уже 31 марта исполнилось 40 лет моего монашества. И я ни разу не пожалел о сделанном выборе и не перестаю благодарить Бога за все.

Свое самостоятельное служение я начинал в Томске, в Петропавловском соборе. С тем временем связано одно интересное воспоминание. Подходит ко мне как-то после службы мужчина лет 30, приглашает к себе домой исповедать и причастить жену. Мне это было удивительно, потому как с такими просьбами обычно обращались пожилые люди. Я расспросил его, что и как, и объяснил, как его жена должна готовиться к исповеди. На следующий день прихожу, принимаю исповедь, причащаю молодую женщину. Она плачет: "Долго болею, а врачи не находят никакой болезни, считают меня симулянткой. А я даже домашние дела справить не могу". Говорю тогда ее мужу: "Сейчас Великий пост, но после Пасхи я вас повенчаю. Думаю, что после венчания все изменится, Господь вам поможет, и Церковь будет молиться за вас как за полноценную, благословленную Богом семью". В назначенный день женщина нашла в себе силы отстоять все венчание, и с того дня стала прихожанкой нашего храма, а вскоре устроилась на работу.

Потом я какое-то время служил в Кемерово, затем в Астрахани, и вот уже три года как являюсь настоятелем храма Воскресения Христова в Петербурге. Мое дело - служить Господу, а работы на всяком месте хватает. И здесь тоже. Уже сделали новую ограду, установили семь позолоченных крестов. Храм наш уникальный: несмотря на его огромные размеры - может вместить 4000 человек - внутри храма нет ни одной поддерживающей свод колонны. Вот скоро внутри храма леса устанавливать начнем - будем расписывать стены евангельскими сюжетами Воскресения Христова. От прошлых росписей ничего не осталось: живопись была не настенная, а на холстах (которые безследно исчезли после революции), поскольку храм раньше не отапливался, стены отсыревали и расписать их не было возможности. Еще считаю важным, что третий престол освятили в честь царственных мучеников. В свое время митрополит Антоний II (Вадковский) освятил главный придел в честь Воскресения Христова, второй придел был освящен в честь Святителя Николая, а третий был наречен в честь святого князя Александра Невского - небесного покровителя о.Александра Рождественского, долгое время возглавлявшего при храме "Общество трезвости". Но Престол тогда освящен не был. И я усмотрел промысл Божий в том, что коли храм был заложен в память 10-летия бракосочетания императора Николая II с императрицей Александрой Феодоровной, то уместно будет освятить третий Престол в честь царственных страстотерпцев.

Сохраняя традицию, которая была заложена основателем "Общества трезвости" о.Философом Орнатским, по понедельникам перед иконой Божией Матери "Неупиваемая Чаша" мы служим молебны. Примечательно, что икона была написана и киот для нее был сделан человеком, по милости Божией избавившемся от недуга пьянства. И, будто продолжая храмовые традиции социального служения людям, нам недавно принесли несколько икон, вырезанных из дерева и освященных на Афоне и на Святой Земле на Гробе Господнем. Есть предание, что прп.Сергий Радонежский тоже вырезал деревянные иконы и дарил их слепым людям. А теперь, придя в наш храм, незрячие прихожане смогут, проведя рукой по линиям, "увидеть" образ Спасителя, Богородицы и святых, лики которых вырезаны из дерева. Думаю, в этом также есть промысл Божий.

31 марта исполнилось ровно 40 лет, как о.Сергий был пострижен в монахи, а 3 апреля исполнилось 40 лет, как о.Сергий был рукоположен во диакона. Редакция поздравляет батюшку, желает крепкого здоровья, долгих лет жизни и благословения Божия в его трудах на благо Русской Православной Церкви.

Адрес: 198005, СПб, наб.Обводного канала, 116. Тел.316-00-49

Записала Ирина РУБЦОВА

http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n172/ta006.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Сергий (Стуров)
«Для себя я ничего не оставляю»
Архимандрит Сергий (Стуров) размышляет о проблемах церковной и общественной жизни
14.12.2013
Все статьи Архимандрит Сергий (Стуров)
Последние комментарии