Работать в Чернобыльской зоне нам пришлось уже с самых первых дней после катастрофы. Лично я в первый раз приехал сюда в День Победы - 9 Мая, а дня через три побывал и на АЭС: нужно было налаживать систему обслуживания автотранспорта, а для этого следовало все увидеть своими глазами, во всем разобраться. Сама атомная станция и прилегающая к ней территория именовались зоной N 1, десятикилометровая зона вокруг АЭС считалась зоной N 2, а тридцатикилометровая - N 3.
Не стоит, однако, думать, что уровень заражения местности напрямую зависел от ее удаленности от станции. Нередко случалось так, что прибор, показывавший миллирентгены, вдруг начинал зашкаливать, а метров через двести - триста опять возвращался к вполне допустимым нормам...
Известно, что за три года работ по ликвидации последствий аварии здесь было задействовано более 16 тысяч единиц автомобильной техники Министерства обороны и автомашин, как тогда говорилось, из народного хозяйства. К тому же на зараженной территории работали и автомобили других министерств... Для всей этой техники пришлось разворачивать мастерские, станции техобслуживания и пункты спецобработки.
Любая техника имеет тенденцию ломаться, тем более, когда работа проводится в сложных условиях и с таким напряжением, как это было в Чернобыле. Поэтому не стоит удивляться, что только за первый год работ армейскими ремонтниками было выполнено более 30 тысяч текущих и средних ремонтов, при этом заменено около семи с половиной тысяч двигателей. Один только развернутый в Киевской зоне ответственности батальон, которым командовал полковник Алексей Тимохин, - это было как бы наше "головное предприятие", укомплектованное высококлассными специалистами, призванными из народного хозяйства, - в течение трех месяцев отремонтировал более двух тысяч машин, причем замена двигателей была произведена на половине из них.
КОНЕЧНО, работа в Чернобыльской зоне коренным образом отличалась от той же самой, но проводимой в "мирных" условиях.
Так, для оказания квалифицированной помощи водителям в ремонте машин, остановившихся на трассе, впервые использовались недавно разработанные машины технической помощи МТП-АТ, которые, будучи оснащенными всем необходимым, курсировали по маршрутам движения, связывавшим наиболее важные объекты. Были созданы три автономные системы по территориальному признаку - в секторах ответственности. Для своевременного обеспечения ремонтных подразделений оборотными агрегатами при филиале склада был создан их обменный пункт, на котором содержался неснижаемый запас агрегатов и двигателей.
Большая сложность, как мы уже говорили, заключалась в том, что автомобили, нуждавшиеся в ремонте, имели различную степень зараженности - некоторые из них излучали до 25 и более рентген в час. Чтобы определять уровень заражения, нами были созданы специальные посты радиационного контроля.
НАПРАВЛЯТЬ зараженную технику на стационарные авторемонтные заводы не разрешалось. В этих условиях специалистам ремонтных рот и батальонов приходилось выполнять практически все самые сложные работы по восстановлению техники, вплоть до ремонта двигателей с их разборкой, шлифовкой коленчатых валов и заменой вкладышей... Если же техника требовала капитального ремонта, то она разбраковывалась, и годные детали и агрегаты использовались для ремонта других неисправных автомобилей.
Автомобили, работавшие на объектах с повышенной радиационной обстановкой и подвергавшиеся там заражению выше допустимых норм, содержались в автопарках зоны N 2, где проводилась их полная и неоднократная дезактивация. Те же неисправные машины, которые не удавалось очистить от продуктов распада ввиду загрязнения выше допустимых норм, ремонту не подлежали - их отправляли в могильник зоны опасности N 1. Здесь были также захоронены и зараженные выше допустимых норм легковые автомобили жителей города Припять.
Конечно, в работе учитывался и человеческий фактор: через каждые шесть месяцев личный состав оперативной группы и частей обновлялся, а отдельные специалисты, получившие предельные дозы облучения, заменялись немедленно. С прибывающим составом - в том числе и с техническим руководством - обязательно проводились занятия по спецподготовке...
Никогда не забуду людей, которые самоотверженно трудились в период ликвидации аварии - офицеров ГЛАВТУ И.И. Кисилева, В.М. Башилова, Г.И. Рязанова, Е.В. Румянцева, А.М. Рогова, Е. Котыгу и многих других, всегда готовых прийти на помощь людям, попавшим в беду...
Однако Чернобыль стал для воинов-ремонтников не только серьезным испытанием, но и, можно так сказать, практическим полигоном, где мы фактически приобрели уникальный опыт работы в условиях применения оружия массового поражения. На его основе специалистами ГЛАВТУ были выработаны предложения по доработке военной автомобильной техники в целях защиты водителей от воздействия зараженной окружающей среды. Список получился большой, однако все наши предложения по доработке армейских машин и по сей день остаются без внимания. Да и Чернобыль как таковой сегодня гораздо чаще трактуется в качестве трагической случайности, нежели серьезного урока, из которого следует делать многие и многие выводы...
http://www.redstar.ru/2006/04/26_04/2_03.html