Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Философия религиозного опыта в творчестве И. А. Ильина

Иеромонах  Варлаам  (Горохов), Русская неделя

20.04.2006

Одной из попыток атеистической интерпретации религии можно считать стремление представить религиозные явления как некую сумму субъективных ощущений - будь то отдельной личности, народа или даже цивилизации. Сама цель религиозной жизни при этом оказывается субъективной и иллюзорной: "каждый верит в свое". Особенно широко распространен такой взгляд в современном западном мире в форме мировоззренческого агностицизма.

Тем не менее, здесь следует учесть тот факт, что выведение начала религии из религиозного опыта имеет давнюю предысторию и именно среди религиозных мыслителей. В частности, немецкий мыслитель Р. Отто - автор труда "Священное" (1917 г.), получившего широкий отклик в религиоведении XX в., показал, что священное вызывает в человеке переживание абсолютно иного, иноприродного человеку. Бог - это Mysterium tremendum (Тайна, вызывающая потрясение), священный трепет. Тематика этого труда немецкого ученого религиоведа сходна с тематикой работ, осмысляющих религиозный опыт, нашего выдающегося соотечественника Ивана Александровича Ильина.

Иван Александрович Ильин (1883-1954) - великий русский философ, правовед, религиозный мыслитель и общественный деятель по праву может быть назван одним из крупных представителей религиоведческой науки. В его многогранном творчестве эта тема представлена такими работами, как "Путь духовного обновления" (1935), "Кризис безбожия" (1935), "Аксиомы религиозного опыта" (т. 1-2, 1953). В них он дает развернутую картину истоков религии.

Само понятие религии И.А.Ильин определяет следующим образом: "Религия есть всежизненная (в смысле сферы охвата) и живая (по характеру действия) связь человека с Богом; или иначе: человеческого субъекта с божественным Предметом. Этот Предмет не есть непременно предмет познания или знания; Он может быть и предметом чувства (любви), созерцания, воли и даже деятельного осуществления (Царство Божие). Но Он остается при всех условиях и во всех религиях - искомым, обретаемым, желанным, созерцаемым, чувствуемым, верой утверждаемым, в неверии отвергаемым, внушающим любовь, или страх, или благоговение - объективно-сущим Инобытием".

В своей основе человеческая религиозность имеет религиозный опыт, не сводимый к какому-либо проявлению человеческой деятельности: "Всякое религиозное верование и всякое религиозное делание - имеет в своей основе религиозный опыт. Этот опыт отличается и от повседневного наблюдения и от научного опыта". Природа религиозного опыта, согласно Ивану Ильину, синергична, то есть сочетает в себе божественный и человеческий элементы: "От Бога исходит духовное откровение, которое должно быть свободно и цельно принято человеком. От человека же исходит живое, невынужденное и искреннее приятие (созерцание, любовь и вера), которое восходит к Богу в виде молитвы и согласных с ней дел".

По мнению мыслителя такое приятие религиозного опыта принадлежит особому органу, улавливающему и ощущающему священное, - человеческому духу или, по-другому, оку сердца: "Священное открывается только духовному оку и притом именно оку сердца. Оно не открывается ни телесным ощущениям, ни понимающему рассудку, ни играющему или построяющему воображению, ни пустопорожней, хотя бы и неистовой в своем упрямстве, воле. Поэтому тот, кто лишен духовного ока, у кого сердце заглохло, тот не знает ничего священного и ничего не может возразить нигилисту".

Далее Иван Александрович говорит, что "религиозный опыт родится из свободной любви к Совершенству: в основе каждой духовной религии лежит благоговение пред Священным, живое чувство ответственности и свободное приятие предметно-верного ранга". Из этого он выводит основу для различения видов религиозного опыта и определения того, какие его виды являются духовно здоровыми, положительными и ценными: "Любовь к совершенству совсем не есть пустое слово, аффектированная фраза или сентиментальная выдумка, но живая реальность и притом величайшая движущая сила человеческого духа и человеческой истории. Все основатели великих религий - Конфуций, Лао-Цзы, Будда, Зороастр, Моисей были движимы этим чувством. А христианину достаточно раскрыть Евангелие и начать чтение его, для того, чтобы убедиться, что все обращавшиеся ко Христу верою, узнавали Его лучом этого чувства". Анализируя природу неправильного религиозного выбора, Иван Александрович останавливается на соотношении понятий веры и верования. Ильин пишет: "Замечательно, что русский язык придает идее веры два различных значения: одно связывает веру с потребностью верить, а другое со способностью веровать. Верят - все люди, сознательно или бессознательно, злобно или добродушно, сильно или слабо. Веруют же - далеко не все: ибо верование предполагает в человеке способность прилепиться душою (сердцем и волею, и делами) к тому, что действительно заслуживает веры, что дается людям в духовном опыте, что открывает им некий "путь ко спасению". В карты, в сны, в гадание, в астрологические гороскопы - верят; но в Бога и во все божественное веруют".

Человеческая потребность "верить во что-нибудь", которая свойственна всем людям, в том числе и атеистам, связывается у Ильина с жизненной установкой, ценностно-смысловым выбором: "Жить на свете - значит выбирать и стремиться; кто выбирает и стремится, тот служит некоторой ценности, в которую верит".

Вера человека имеет самое непосредственное влияние на его характер и деятельность. Ильин говорит: "Вера есть главное и ведущее тяготение человека, определяющее его жизнь, его воззрения, его стремления и поступки...Если человек верит только в чувственные наслаждения, принимая их за главнейшее в жизни, то он сам превращается постепенно в наслаждающееся животное; и это будет выражаться в его лице и в его походке, смотреть из его глаз и управлять его поступками. Если человек верит в деньги и власть, то его душа постепенно высохнет в голодной жадности, в холодной жажде власти; и опытный наблюдатель прочтет все это в его взоре, услышит в его речи, не ошибется, ожидая от него соответствующих поступков".

Именно отсутствием любви к Совершенству, жажды Бога и святости в современном европейском человечестве Ильин объясняет его мировоззренческий и культурный кризис: "Человек зажил такими органами души, которые бессильны в обращении к священному. Этот уклад возник из того, что человек ослепился закономерностью материи, стройностью рассудка и силой формальной воли и отдал им центральное чувствилище своего духа, а душевная инерция и эволюция техники доделали остальное... Человечество растеряло свои святыни. Они не исчезли и не перестали быть; они по-прежнему реальны. Но человек не видит их, не трепещет и не ликует от духовного прикосновения к ним, в нем иссякла духовная любовь, т.е. любовь к Совершенству, а без этого невозможна живая религия. То, к чему тянется масса современного человечества, - не священно; а мимо священного она проходит - то равнодушно, то с кощунственной усмешкой на устах. Религиозная слепота стала критерием просвещенности. А жизнь, опустошенная от святыни, стала мало-помалу подлинным царством пошлости".

Не надо ходить далеко, чтобы убедиться в истинности этих слов. Просмотрев дневную сводку новостей, поражаешься, сколько в мире зла, насилия, ненависти между людьми. По всей планете идут экономические и политические войны, в которых люди уничтожают друг друга. Чем заполнены витрины и книжные полки магазинов, что представляют собой телевизионные программы и видеофильмы - эти каналы современной культуры? Перед нашими глазами пестрят картины убийств, насилия, секса. Несколько поколений было воспитано на том заблуждении, что автором нравственного закона является не Бог, а человек, и он вправе изменять этот закон по собственному усмотрению.

Все это предвидел Иван Александрович Ильин, когда писал: "Без Бога - вся культура человечества теряет свой смысл и значение. И если она не сокрушается сразу и во всех отношениях, то только потому, что пассивное безверие способно долгое время держаться сокровенным дыханием Божественного начала, вошедшим в человеческую душу и ведущим ее в порядке часто не замечаемой, но по-прежнему живоносной традиции. Веры уже нет, но уклад души, созданный, воспитанный и облагороженный христианской верой тысячелетий живет и делает свое дело".

Сейчас все больше людей осознает, что только возращение к Богу - единственное, что может принести выход из сложившейся ситуации. И мысль Ивана Александровича Ильина, касающаяся аксиом религиозного опыта и показывающая путь к духовному обновлению личности и общества, может стать для нас неким маяком, дающим нам правильное направление.

http://www.russned.ru/stats.php?ID=278



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме