itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Последние из кулугуров

Владимирские беспоповцы хранят древнее благочестие, но порой допускают нововведения

0
311
Время на чтение 5 минут
Серьезным испытанием для православной культуры стала проведенная Патриархом Никоном церковная реформа, приведшая к расколу Церкви. До сих пор не умолкают споры о ее причинах. Были ли виной тому личные амбиции Патриарха или же причиной стала проблема унификации обрядов и забота о централизации государства?

Патриарх Никон вступил на московский патриарший престол в 1652 году. Решением Собора 1654 года началось активное исправление богослужебных книг по книгам, привезенным из Греции. Наиболее важными были следующие изменения: вместо двуперстного крестного знамения было введено троеперстие, служение литургии на пяти просфорах было заменено служением на семи, вместо двоекратного произнесения слова "аллилуйя" (древнеевр. - "хвалите Бога") стало произноситься троекратное, крестный ход должен был теперь совершаться не по солнцу ("посолонь"), а против солнца и т. п.

Даже такие, казалось бы, незначительные обрядовые изменения глубоко затронули чувства многих верующих и оказались принципиальными. Историк В.О. Ключевский считал неоправданной борьбу Никона против старых обрядов и приводил свидетельства, демонстрирующие что сам Патриарх не раз позволял себе неоднозначные высказывания в ходе ее проведения: "И те, и другие добры; все равно, по коим хочешь, по тем и служишь". Так или иначе, многие противники реформы ушли в раскол.

Среди них наиболее ярким полемистом был протопоп Аввакум, которого сожгли заживо по приказу царя. Большинство ревнителей старого обряда скрывались в лесах, где они устраивали свои поселения и монастыри. Посланные для их ареста войска зачастую провоцировали самосожжения раскольников.

На протяжении всей своей трагической истории преследования старообрядцев то стихали, то вспыхивали вновь. Только после 1905 г., когда в России была гарантирована свобода совести, у старообрядцев появилась возможность восстановить свои утраченные права (иметь колокольный звон, крестные ходы, создавать общины). На Поместном соборе Русской Православной Церкви в 1971 г. старые обряды были признаны "равночестными" и "спасительными". Этим был сделан серьезный шаг по преодолению раскола.

В рамках исследования современных религиозных процессов, осуществляемой философским факультетом МГУ, была изучена религиозная ситуация в Селивановском районе Владимирской области. В беседах с местным населением специалисты столкнулись с упоминаниями о так называемых "кулугурах". Этот термин жители использовали с оттенком легкого пренебрежения для обозначения староверов, однако этимологию этого слова объяснить не могли.

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона слово "кулугур" или "калогер" означает имя, с которым в древних греческих монастырях младшие обращались к старшим, более почетным лицам из монашествующих. Со временем оно сделалось нарицательным. При переводе древних греческих прологов и патериков на славянский язык это слово оставлено без перевода. Оно встречается в рассказах об искушениях, случавшихся даже у лучших из иноков, в наставлениях братии и т.п.

В России слово "кулугур" стало синонимом старца - духовного наставника, второго лица после настоятеля монастыря. Видимо, по аналогии им стали обозначать пожилых лидеров старообрядческих общин беспоповцев - наставников и начетников, а затем и всех прочих членов общины. Наконец, в современном словоупотреблении так подчас называют старообрядцев вообще.

В ходе исследования удалось установить, в каких деревнях района жили кулугуры и какие специфические черты им присущи. Ряд населенных пунктов Селивановского района полностью принадлежал старообрядцам, например, деревня Большое Угрюмово, хотя на сегодняшний день "угрюмовских кулугуров" в ней почти не осталось.

Деревня Переложниково - одно из немногих мест, где старообрядческая традиция еще не пресеклась. Община насчитывает шесть женщин-читалок. Старшая - уставщик, руководит общиной и координирует религиозную жизнь. Имеется молитвенный дом, в котором регулярно проходят моления. Чаще всего именно к читалкам обращаются местные жители для крещения или отпевания.

Десять лет назад уставщица освятила новое местное кладбище по старому обряду. Теперь, поскольку нигде поблизости действующих читалок не осталось, за этими бабушками приезжают из соседних деревень: Святцев, Кольцова, Угрюмова. Роль бабушек-читалок в общине трудно переоценить. Местные жители именуют их даже "кулугурскими попами", что указывает на религиозный авторитет.

"Селивановские кулугуры" осеняют себя двуперстным крестным знамением, почитают восьмиконечный крест, совершают только земной поклон при молитве, произносят "аллилуйя" дважды в конце молитвы.

Среди обрядовых действий, которые в настоящее время совершаются селивановскими кулугурами, кроме собственно богослужений в молитвенных домах, можно выделить крещение, отпевание, освящение воды на праздники. Следует отметить, что в настоящий момент обряд крещения совершается без троекратного погружения.

Большинство внешних проявлений религиозности, связанных со старообрядчеством, уже утрачены. Во многих деревнях кулугуров описывают как людей замкнутых и необщительных, связанных множеством норм.

Бабушки-кулугурки вспоминают, что в прежнее время все строго соблюдали посты, не пили спиртное, не курили. У каждого была своя посуда, поэтому накормить или напоить постороннего человека означало осквернить эти предметы. Пришлым людям не позволялось пройти в избу, они лишь могли присесть на специальную гостевую лавку.

В случае если кто-либо на время покидал общину и осквернял себя общением со "щепотниками" (так они иногда называют верующих, принадлежащих Русской Православной Церкви), на него по возвращении накладывалась особая шестинедельная епитимья - прощалица.

Большинство предметов быта члены общины изготовляли сами. Мужчины носили бороды, женщины - простую одежду. Платок повязывали особым образом, "на кромку": два ближайших конца платка скалывали булавкой. Этот способ считался более правильным, нежели "иудина петля", привычный для нас способ повязывания платка. Кроме того, многие кулугуры самостоятельно накладывали на себя пищевые ограничения: не ели мясного и не употребляли алкоголь.

Последние кулугуры бережно хранят старинные печатные и рукописные книги (Псалтырь, Канон, Кафизма, Часы, Панихидник), лестовки (старообрядческие четки), кадила (так называемая кацея - кадильник с ручкой), продолжают сучить свечи, надевают "на кромку" платки и проводят многочасовые службы в молельных домах.

В памяти некоторых сохранились впечатления о религиозных гонениях в советский период российской истории, когда изымались иконы и распятия, а чтимые книги приходилось скрывать. Видимо, в это время было сложено апокалиптическое по духу пророчество: "говорили старые люди, что и родные не будут родниться. И будет, что все паутиной обовьют, будут девицы - бесстыжие лица - в штанах ходить".

Однако не все соблюдают традиции так уж строго: бывает, во время молений читалки иногда произносят "аллилуйя" троекратно, чтут святых, прославленных после раскола и т.д. К "церковному" православию относятся индифферентно, противопоставляя ему "нашу" веру.

Современные исследователи (например, А.Торопов) указывают на огромный вклад Владимирской области в развитие старообрядчества, однако сложившаяся в последние десятилетия ситуация изучена слабо. Несомненным представляется отнесение селивановских кулугуров к беспоповцам. Характерный способ крещения позволяет нам провести параллель с так называемым "бабушкиным согласием". В настоящее время старообрядчество в Селивановском районе вымирает вместе с его последними представителями.

Елена Владимировна Сергеева, Иван Юрьевич Мирошников, Алексей Алексеевич Ефремов - сотрудники Лаборатории исследований современных религиозных процессов философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

http://religion.ng.ru/people/2006-04-19/5_kulugurov.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44