Слово преп. Феодосия Печерского о вере христианской и латинской

Чтобы понять смысл "Слова", необходимо представить ситуацию, в которой оно создавалось. Адресат "Слова", князь Изяслав Ярославич, считается самым прозападным русским князем XI века. В 1068 году, после восстания киевлян, недовольных политикой князя и поражением трех братьев Ярославичей в битве с половцами на реке Альте, Изяслав бежал в Польшу. На следующий год с помощью польских войск он возвратился в Киев и изгнал занявшего киевский престол при поддержке народа Всеслава Полоцкого. Поляки временно оккупировали город, и "западная партия", существовавшая в Киеве, резко усилила свои позиции. Именно в это время, как считают, и появляется послание Феодосия. Игумен крайне резко отзывается о католичестве. Как видно, ему было хорошо известно "Стязание с латиной" митрополита Георгия Киевского. Заметны и определенные пересечения "Слова" Феодосия со статьей, помещенной в летописи под 988 годом. Общая идея произведения - отвратить князя от влияния "латинян", показать гибельность его внешней политики.

Следует отметить такой парадоксальный факт: несмотря на ярко выраженную антикатолическую позицию преп. Феодосия Печерского Украинская униатская церковь внесла его имя в свой месяцеслов


СЛОВО СВЯТОГО ФЕОДОСИЯ, ИГУМЕНА ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ,
О ВЕРЕ XРИСТИАНСКОЙ И О ЛАТИНСКОЙ

Господи, благослови.

Слово мое к тебе, князь боголюбивый. Я, Федос, худой, раб пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, в чистой и правоверной вере рожден и воспитан в добре и наказании правоверными отцом и матерью, наставлявшими меня доброму закону: верой же латинской не прельщаться, обычая их не держаться, и причастия их избегать, и всякого учения их избегать, и нравов их гнушаться, и оберегать своих дочерей: не отдавать за них и у них не брать. [Нельзя] ни брататься с ними, ни кланяться им, ни целоваться, ни есть или пить с ними из одной посуды, ни пищу их принимать. Тем же, кто у нас просит, Бога ради, есть или пить, дать, но в их посуде; если же не будет у них посуды, то в своей дать, а потом, вымыв ее, помолиться.

Все это потому, что неправильна вера их, и нечисто они живут: едят с собаками и кошками, и пьют свою мочу, едят черепах и диких коней, и ослов, и удавленину, и мертвечину, и медвежатину, и бобровое мясо, и хвост бобров; в говенье едят мясо, опуская его в воду, во вторник первой недели поста монахи их едят сало, и в субботу постятся, а попостившись, к вечеру пьют молоко и едят яйца, а согрешив, не у Бога прощения просят, а попы их прощают за мзду. А попы их не женятся законным браком, но от рабынь детей имеют и служат беспрепятственно. А епископы их наложниц держат и на войну ходят, и с облатками служат, и ни икон не целуют, ни мощей святых, а целуют крест, изобразив его на земле, и встав, попирают его ногами. А мертвецов кладут ногами на запад, руки вдоль тела положив. Женившись же, берут двух сестер, а крестятся они в одно погружение, а мы - в три. Мы же, крестившись, мажемся миром и маслом, а они соль сыплют крещаемому в рот. Имя же они не дают в честь святого, но какое имя дадут родители, тем именем и крестят, и говорят, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. И других злых дел много у них, развращена и полна погибели вера их. Даже иудеи не делают того, что они творят, многие же и в Савелианскую ересь впадают.

Мне же говорил отец мой: ты, чадо, остерегайся кривоверных и всех их разговоров, чтобы не исполнилась и наша земля злой той веры. И те, спасая, спасут душу свою, кто в правоверной вере живет; нет ведь иной веры лучше нашей, так как чиста и свята наша вера православная - живущие в этой вере от грехов избавятся и мук вечных избегнут, а к жизни вечной причастятся и со святыми радоваться бесконечно будут. А живущим в другой вере - или в латинской, или в сарацинской, или в армянской - не видать жизни вечной. Не подобает же, чадо, хвалить чужую веру. Если хвалит кто чужую веру, то оказывается своей веры хулителем. Если же начнет непрестанно хвалить и свою веру, и чужую, то оказывается такой двоеверцем, и близок он к ереси. Ты же, чадо, остерегайся их, и свою веру непрестанно хвали. Не сходись с ними, но избегай их и подвизайся в своей вере добрыми делами, и милостынью одаряй не только единоверцев, но и чужих. Если видишь раздетого, или голодного, или от стужи или от беды какой страдающего, будет ли то иудей, или сарацин, или болгарин, или еретик, или латинянин, или язычник любой - всякого помилуй и от беды избавь, если можешь,- и не будешь лишен воздаяния от Бога. Бог ведь и сам ныне поганых опекает так же, как и христиан. Поганых же иноверцев защищает Бог в этом веке, но в будущем лишены они будут добродетели. Мы же, живущие в православной вере, и здесь охраняемы Богом, и в будущем веке спасены будем Господом нашим Иисусом Христом.

Говорил же мне отец мой: чадо, если тебе придется умереть за святую эту веру и Господа ради, то умри с дерзновением за веру Христову. Святые ведь за веру умерли, но живы во Христе. Ты же, чадо, если увидишь, что какие-нибудь иноверцы с православными спорят, обманом хотя отвратить их от правой веры, не скрывай этого в себе, но помоги православным. Если им поможешь, то словно овцу спасешь от пасти львиной. Если же смолчишь, то словно отнимешь их у Христа и передашь сатане. Если тебе скажет спорящий: "И ту, и другую веру Бог дал", ты, чадо, ответь так: "Ты, кривоверный, считаешь Бога двоеверцем? Но не слышал разве, окаянный, развращенный злой верой, что Писание говорит: "един Бог, едина вера, едино крещение". Сказал Господь: "Так ведь следует нам соблюсти все законы", и все это исполнив, не вознесся ли и учеников отправил на проповедь?

Ты же, по апостольской заповеди, столько лет державшийся правой веры, совратился на зловерие по наущению сатанинскому. Не слышите ли апостола Павла, говорившего: "Если бы даже ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет он проклят". Вы же отвергли заповеди апостольские и святых отцов наставления и приняли неправду и веру развращенную, полную погибели. Из-за этого от нас были отвержены. Из-за этого им с вами не годится ни жить вместе, ни к божественным тайнам вместе приобщаться, ни им к нашей, ни нам к их, потому что мертвым телом служите, мертвого Господа призывая. А мы службу совершаем живым телом самого Господа, видя живым его, сидящего справа от Отца. И потом придет он судить живых и мертвых. Вы же мертвы, мертвую жертву приносите, а мы живому Богу живую жертву приносим - чистую, непорочную, и жизнь вечную получим. Так ведь написано: "Воздается каждому по делам его". О Христе Иисусе, о Господе нашем, ему же и слава. Аминь.

http://www.rspp.su/pravoslavie/saints/feodosiy_pechersky.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Феодосий Печерский:
Все статьи автора
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019