Нужен не контроль, а управление ОПК

Учреждение Военно-промышленной комиссии не означает возрождение Миноборонпрома

0
90
Время на чтение 5 минут
Статья "Миноборонпром возрожден" ("НВО" N 9, 2006) посвящена очень важному событию в жизни и будущей деятельности всего военного ведомства и оборонно-промышленного комплекса (ОПК) - учреждению указом президента РФ Военно-промышленной комиссии (ВПК), которая будет функционировать на постоянной основе (штатно) при правительстве РФ, а глава ВПК наделен статусом министра с правом выхода по подведомственным вопросам на председателя правительства и президента РФ. Надо сказать, что это событие долгожданное - ВПК заменит, наконец, действующую тоже при правительстве на так называемых "общественных началах" (то есть бездействующую и безответственную) Комиссию по военно-промышленным вопросам.
Авторы статьи совершенно правы, отметив, что начинается "известная песня на новый лад". Однако, полагаю, неправильно считать учреждение ВПК - возрождением Миноборонпрома, как это можно понять из указанной статьи. ВПК - всего лишь высший орган, контролирующий, регулирующий, регламентирующий проблемы и ОПК, и МО РФ, и в целом военной организации страны.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ СТУПОР
Каким образом следовало бы воссоздать Миноборонпром из "обломков" ОПК? Для ответа на этот вопрос, видимо, необходим краткий экскурс в наше совсем недалекое прошлое. Проведенная в 2004 году административная реформа по рецептам бывшего руководителя аппарата правительства Дмитрия Козака (по своему прежнему служебному опыту - рядовой прокурорский работник, а ныне полпред президента в Южном округе), при которой все министерства замкнуты на председателя правительства напрямую через его единственного заместителя (Александра Жукова), наконец, убедила всех в ее управленческой ущербности, более того вредоносности. Что можно было бы предвидеть и без такой "реформы" - появилась бюрократическая "бутылка" с узким горлышком, роль которого была отведена этому единственному заместителю. В "горлышке" тут же возник бумажный затор. По этой причине такая система функционирования правительства уже не раз, как сообщалось в прессе, оказывалась в управленческом ступоре.
Реальность управленческой деятельности правительственного аппарата потребовала введения дополнительных заместителей председателя, что и было сделано учреждением постов первого вице-премьера (Дмитрий Медведев) и вице-премьера (он же министр обороны Сергей Иванов). Видимо, они не последние "вице-" в ближайшем будущем. Собственно и министерства в этой структуре тоже представляют собой подобного рода управленческие "бутылки".
При этом оргструктура и система управления оборонной промышленностью претерпела уже шестую или седьмую за последние 8-10 лет реформу, в результате чего вся оборонка в виде структурных управлений была объединена в Федеральное агентство по промышленности (ФАП). Но в это же ФАП засунуто чохом в структуру таких же, как оборонные, управлений и гражданская промышленность, и военно-техническое сотрудничество, и государственные закупки, и международное сотрудничество, и прочая, и прочая. В свою очередь, все это раздутое ФАП вставлено в рамки Минпромэнерго РФ. О недостатках такой структуры управления оборонной промышленностью уже говорилось на страницах "НВО" (N 42, 2004).
Каким образом вытащить оборонную промышленность из ФАП и Минпромэнерго? Поскольку лучшей системой управления оборонкой была система функционирования отраслевых оборонных министерств, как это было в Советском Союзе (девять министерств), то, казалось, следовало бы оборонные управления ФАП возвести в ранг таких министерств и замкнуть по подчиненности на вице-премьера Иванова. Однако это нереально на сегодняшний день. Но объединить эти управления ФАП в структуре департаментов (или федеральных агентств) в единое Министерство оборонных отраслей промышленности (Миноборонпром), изъяв их из Минпромэнерго, вполне реально и, по нашему мнению, целесообразно, то есть возвратиться в принципе к предыдущей, необдуманно, по мнению многих оборонщиков, разрушенной реформами Дмитрия Козака оргструктуре, в которой эти департаменты входили в Минпромнауки (сходной в принципе, но не по масштабу и формату с системой управления советского ОПК).
Вот таким образом и именно в такой структуре и следовало бы возродить Миноборонпром, куда считаю целесообразным вернуть также Федеральное агентство по атомной энергии и Федеральное космическое агентство. Полагаю, что такая структура Миноборонпрома найдет поддержку и в промышленных, и в военных инстанциях. Кстати, председатель комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктор Озеров в интервью корреспонденту "Независимой газеты" ("НГ" за 20.09.04) прямо заявил: "Министерство оборонной промышленности - востребованная идея".
ОТЛАДКА СИСТЕМЫ
Но это еще не все. В восстановлении всей оптимальной структуры управления ОПК в ней весьма важным будет учреждение и отладка всей системы и структуры управления, и ОПК, и всего военного (силового) ведомства в рациональном сочетании управленческих функций и взаимодействии всех этих составляющих. Важнейшую роль в этой структуре и должна, как представляется, сыграть учрежденная ВПК.
Вот здесь как раз и важно определить, каковы же должны быть роль и место ВПК в этой системе. Председателем комиссии назначен Сергей Иванов. Правильно это или нет? Полагаю, совершенно неправильно. ВПК должна состоять при правительстве, как это было в Советском Союзе, быть арбитром над всеми военными (силовыми) и оборонно-промышленными структурами, а не в подчинении вице-премьера по военно-промышленным вопросам, к тому же еще и министра обороны. Понятно, что в этом случае ВПК будет петь в унисон с Ивановым, что недопустимо. Наоборот ВПК должна контролировать решения и действия и Минобороны, и Миноборонпрома, и других силовых структур, и того же Минпромэнерго (если и его не упростят) и пр.
И опять же прав Виталий Шлыков ("Миноборонпром возрожден" / "НВО" N 9, 2006), отмечая, что "глава ВПК - вице-премьер получил в свое распоряжение неимоверно огромные ресурсы. Такого даже в советские времена не наблюдалось. Невозможно припомнить, чтобы в руках одного чиновника было сконцентрировано руководство и Вооруженными силами, и оборонным производством". Можно к этому добавить, что Иванов к тому же еще и председатель Морской коллегии (при его весьма, скажем, азбучном понимании военно-морских проблем). Понятно, что такой масштабный монополизм одного правительственного чиновника вреден для общего дела и к добру не приведет.
Председатель правительства Михаил Фрадков, видимо хорошо знающий систему функционирования всего военного ведомства и ОПК Советского Союза, был совершенно прав, когда не отдавал ВПК в вотчину Иванову. Но не смог, видимо, его пересилить.
А как же все-таки должна быть выстроена система управления всеми военными (силовыми) ведомствами и ОПК с учетом учреждения ВПК и воссоздания Миноборонпрома? Полагаю, что никакой проблемы здесь нет. Просто не нужно изобретать давно изобретенный велосипед и сделать так, как это было в советской аналогичной системе управления. Напомню: ВПК возглавлял зампред Совмина (по-современному вице-премьер) - последние годы Л.В. Смирнов (ранее эту должность исполнял Д.Ф. Устинов). Он подчинялся только председателю Совмина, не подчиняясь никаким другим "вице-премьерам". ВПК курировала все военные и промышленные вопросы, и мнение ее было, как правило, решающим.
Таким зампредом, по-современному вице-премьером, и должен быть председатель ВПК. То есть генерал-полковник Владислав Путилин должен быть переназначен с заместителя на председателя ВПК без всякого подчинения его Сергею Иванову. Короче, с созданием ВПК следует реанимировать всю прежнюю, существовавшую в Советском Союзе систему управления ОПК и военной организацией государства. Лучше этой системы, десятилетиями подтвердившей свою эффективность, повторяю, быть не может.

http://nvo.ng.ru/armament/2006-04-14/6_opk.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Плетнев
О классах, рангах, типах и проектах кораблей
Прежде чем браться за освещение военно-морских вопросов, не мешает прочесть флотский устав
19.05.2006
Все статьи Владимир Плетнев
Последние комментарии