Православная правозащита

Выступление на X Всемирном русском народном соборе

0
157
Время на чтение 6 минут
Вопрос о совместимости современной концепции прав человека с традиционными ценностями России и верой Церкви возник, как все мы понимаем, не случайно. Актуальность "правозащитной" терминологии и тематики предопределена для нас тем, что ими обосновываются в последние годы решения и концепции, напрямую затрагивающие то, что принципиально важно для нас. Речь идет и о событиях международного масштаба, и о том, что происходит и обсуждается в нашей с вами стране. За прошедший год Священноначалие и пастыри нашей Церкви, православные общественные организации и активисты постоянно обращались к теме соотношения основ нашей веры, принципов нашей деятельности в обществе с тем, что предлагается нам под лозунгом "защиты прав человека". Будучи единомышленниками в главном, православные вряд ли нуждаются в том, чтобы доказывать друг другу очевидные для нас вещи: в основе современной концепции прав человека лежат антропоцентрические, чуждые духу христианства построения. Вместе с тем, нам стоит обратить серьезнейшее внимание на то, как аргументировать и разъяснить наши тезисы языком, доступным большинству современных людей, не утратив при этом ни смысла их, ни убедительности.

История человечества учит нас, что здравые, естественные нормы, заложенные в человеческой совести Богом могут успешно отвергаться человеческими сообществами. В качестве нормы может быть утверждено то, что противоречит Божьей правде, что невозможно принять естественному рассудку и чувству. Примером тому - и библейский Содом, и каннибализм одичавших племен, и кошмарная практика тоталитарных государств минувшего двадцатого века. Последнее подсказывает нам и то, что внешняя цивилизованность не есть гарантия от утери человеческого в подлинном смысле этого слова облика. Ни технические достижения, ни развитые и "современные" идеологии не уберегли людей от Колымы и Освенцима. Для сохранения человечности, человечество нуждается в более надежном основании, чем одобрение членами сообщества некой связной системы принципов.

Такие принципы дает нам вера. Но вот что можем мы заметить, на что должны обратить особое внимание. Чем больше, чем очевиднее нужда общества в твердых основаниях общественных норм, тем громче раздаются голоса, призывающие исключить религию из жизни общества, оставить ее делом безусловно частным. Наше внимание к вопросам прав человека и современной либеральной активности продиктовано тем, что эти вопросы имеют значение не только для Церкви и верующих - для будущего страны в целом. По Конституции, наше государство является государством светским, и ни одна идеология не может быть признана государственной. На это любят ссылаться либералы, оправдывая свою деятельность, направленную на дискредитацию Церкви и снижение ее общественного влияния. Но, спросим мы, на каких основаниях в современной политике и законодательстве могут применяться принципы либерализма, являющегося идеологией, причем весьма агрессивной и нетерпимой к проявлениям нелиберальных идей?

Идеология защиты прав человека формировалась на протяжении всего двадцатого века. В начальном ее варианте она не включала в себя положений, прямо противоречащих здравой христианской традиции. В Советском Союзе правозащитная идеология стала инструментом антикоммунистического общественного движения. К сожалению, произошло это из-за того, что невостребованным осталось наследие национально ориентированных идеологов русской эмиграции - Ильина, Зеньковского и других. Поэтому и кризис советского государства привел не к национальному обновлению, но к распаду державы и нынешнему бедственному состоянию: главной своей задачей те, для кого правозащита из средства превратилась в цель, считали не благо страны, но утверждение абстрактных принципов любой ценой. Разумеется, Советский Союз рухнул не усилиями диссидентов; но в отсутствии реальной национальной идеологии либеральные ценности были внедрены и в общественное сознание, и в практику государства.

Современная "правозащитная деятельность" в ее либеральном и вызывающем во многих своих проявлениях закономерное возмущение верующих варианте, во многом основана на очевидной подмене понятий. Некая организация регистрируется в качестве общественной, затем - получает финансовую поддержку от зарубежных организаций и правительств. После этого ее деятельность предлагается рассматривать как деятельность, выражающую интересы некой части, если не всего российского общества. При этом, чаще всего - теми же структурами, любая поддержка нашим государством Церкви и православных общественно значимых проектов трактуется как неоправданное нарушение принципов свободы совести. Безусловно, мы нуждаемся не только в государственной поддержке проектов, имеющих позитивное социальное значение, но и в четком различении организаций, выражающих общественные интересы, и организаций, претендующих на подобный статус, но пользующихся внешними возможностями. Само по себе получение поддержки из-за рубежа не есть зло; но не может не признаваться злом ложь, утверждающая, что основанное на такой поддержке действие отражает волю граждан нашей страны.

С другой стороны, многие из тех, кто ведет правозащитную деятельность, выступая с либеральных позиций - люди с обостренным чувством совести, старающиеся так или иначе внести свой личный вклад в преодоление того, что действительно неприемлемо и нетерпимо. Противостояние Церкви и "правозащитников" не должно восприниматься как противостояние по всем без исключения вопросам. Более того: православные общественные организации и верующие активно сотрудничают с правозащитными организациями там, где это приемлемо и необходимо. Основные направления - это, во-первых противодействие разжиганию национальной и религиозной розни. Не секрет, что Церковь в последние годы все чаще становится объектом агрессивных нападок со стороны экстремистов, проповедующих прямое антихристианство. Юридическое преследование по подобным фактам может вестись совместными усилиями. И во-вторых это, конечно же, правозащитно-социальная работа. Православные благотворительные организации, оказывающие помощь тем, кто жизненно в ней нуждается, кооперируются с соответствующими правозащитными структурами. Нам нет смысла шарахаться от самого слова "правозащитник". Основная наша задача состоит вовсе не в том, чтобы разоблачить происки либералов, объяснить в очередной раз самим себе безусловное превосходство православной веры, и успокоено разойтись по домам. Мы не должны проводить знак равенства между правозащитой и либерализмом; в утверждении о том, что защищать свои гражданские права возможно, лишь разделяя либеральные представления и ценности, сокрыта ложь. Безусловно, права верующих граждан России нуждаются в защите, и безусловно, мы можем и должны вести эту защиту сами.

Более того, именно применением либеральных принципов чаще всего нарушаются наши, да и не только наши права. Вот последний пример: подготовка в недрах думского комитета по делам семьи и молодежи, под руководством небезызвестной Лаховой, так называемого закона о ювенильной юстиции. Казалось бы - чего плохого с создании системы по защите прав ребенка, введении специальных уполномоченных по этим вопросам, и так далее? Благое начинание, можно только приветствовать. А на деле выходит вот что: планируется "просвещать" детей о том, что став жертвой "грубого обращения" в семье они имеют полное право подавать на своих родителей в суд! Можно представить себе, к чему способна привести такая пропаганда. Разрушение семьи как традиционного института, отвержение заповеди "Чти отца своего и мать свою", воспитание новых Павликов Морозовых - необходимая задача для тех, кто хочет оторвать Россию от ее исторических корней, окончательно лишить ее внутреннего иммунитета, распоряжаться ею по-своему. Атака на традиционные ценности и сохраняющие их институты может вестись под разными лозунгами, но цель остается одна - Россия. Как нам бороться с этим? Современная желтая пресса усердно культивирует образ "православного погромщика" - агрессивного "националиста", желающего сокрушить все и вся. Такие православные их устраивают: известно ведь, что на самом деле в абсолютном своем большинстве к насилию мы не склонны. А вот чего они боятся - так это осознанной и грамотной правовой деятельности верующих. Значит, этим путем нам и надо идти. Никто не сказал, что он будет легким; но в Церкви достаточно людей, способных встать на защиту ее прав. Авторитет Всемирного Русского Народного Собора также способен сыграть немалую роль в организации нашего правового действия.

Подведем итоги. Основная проблема, стоящая перед нами в связи с тем, о чем сейчас шла речь - недопустимое смешение понятий либерализма и правозащиты. Разделяя эти понятия, мы безусловно отвергаем первое из них как идеологию, и безусловно принимаем второе как тактику. Православная правозащитная деятельность, которая велась и раньше, ведется и сегодня, есть деятельность, направленная и на защиту прав верующего большинства России, связанных с исповеданием нашей веры. Это - защита доброго имени Церкви от диффамационных нападок в СМИ, защита права верующих на получение их детьми знаний об основах православной культуры в рамках школьного курса. Это защита наших единоверцев за рубежом и отстаивание христианских ценностей в мировом масштабе. Это защита моральных устоев общества, противодействие пропаганде безнравственности и насилия, пропаганде национальной и религиозной розни. Это - и исполнение Церковью "долга печалования" о народе и жителях страны, напоминание тем, от кого зависит принятие государственных решений, о подлинных нуждах России и ее граждан. Но основное содержание православной правозащиты - православно обоснованная, а значит - эффективная защита реальных прав реальных людей, страдающих от несправедливости современного мира. Православная правозащитная деятельность - это и помощь бездомным и заключенным, жертвам наркомании и тоталитарных сект, детям, оставшимся без попечения родителей. Православная правозащитная деятельность есть и должна быть как действенным отвержением зла, так и деятельным утверждением добра. Мы знаем, что подлинная свобода бессмысленна и невозможна без объективного представления о реалиях окружающего нас мира; "познайте Истину, и Истина сделает вас свободными" - эти слова Апостола определяют очевидный приоритет ценностей в деле защиты человеческих прав и свобод. В этом - содержание и смысл подлинной и действенной правозащиты, в этом - основа нашей надежды на ее успех.

http://www.pravaya.ru/word/586/7351
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентин Лебедев
«Злофестиваль» в Москве
Новая метафизическая и политическая демонстрация «пятой колонны» против России, Путина и Православия
15.04.2024
Следующий кровавый теракт готовится в православном храме?
Теракт в «Крокусе» – прелюдия перед готовящимися кровавыми провокациями по разжиганию религиозных и национальных конфликтов в России
03.04.2024
Теракт в Москве и «следователи» из Вашингтона
Комментарий Союза православных граждан
25.03.2024
Все статьи Валентин Лебедев
Последние комментарии
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:33
Потерянное время
Новый комментарий от АБС
24.04.2024 16:14
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:12
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 15:44