itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Зигмунд Фрейд - советник инквизиции

0
225
Время на чтение 4 минуты
В российских консервативных кругах Фрейда принято ругать, причём не столько за его метод (о нём, как правило, у нас знают довольно мало), сколько за то, что австрийский психолог немало поспособствовал возникновению течения под названием "бытовой фрейдизм"

Пару недель назад американский журнал "Newsweek" посвятил основную часть материалов номера Фрейду и фрейдизму. Из подборки следовало, что в целом фрейдизм вроде бы как потерпел крах, но при этом всё же оказал колоссальное влияние на психологию как науку, а также на культуру и общественную жизнь Запада вообще.

В российских консервативных кругах Фрейда принято ругать, причём не столько за его метод (о нём, как правило, у нас знают довольно мало), сколько за то, что австрийский психолог немало поспособствовал возникновению течения под названием "бытовой фрейдизм". Даже, если быть совсем уж точным, не возникновению, а интеллектуальному оформлению этого течения, созданию его языка. То есть до Фрейда многоумная фраза наподобие "вы - отягощённый эдиповым комплексом латентный гомосексуалист" звучала так, что никакая газета не взялась бы её напечатать. После популяризации фрейдизма стало можно довольно грубо оскорблять собеседника с помощью вполне себе научных терминов. И это не единственное достижение современной культуры, ставшее результатом деятельности Зигмунда Фрейда.

Другое достижение (и тут я вовсе не шучу) - превращение одной из самых популярных форм исторического редукционизма в научный метод. Что такое исторический редукционизм? Это стремление объяснить все наблюдаемые события какой-нибудь одной, максимум - двумя-тремя причинами, исходя из известного принципа "экономии мышления". Очень старое, исконно народное стремление. Как говорил один зощенковский герой, отвечая на вопрос, отчего поёт соловей: "жрать хочет, оттого и поёт" (в сущности, в этом весь марксистский, да и либеральный метод). Из этой же серии конспирология с её "жидомасонами". Ну, и, конечно, бытовой фрейдизм - история и вообще любые события на 99% объясняются тем, что люди пытаются удовлетворить какие-то физиологические потребности (включая "кормление" собственных комплексов). Короче, "любовь и голод правят миром".

Вне всяческих сомнений, такой подход к истории и вообще к мировосприятию можно назвать "хамским". Но это было бы допустимо, скажем, в 17 веке. Теперь, когда "массы", а не "иерархии", стали главными действующими силами обществ, лучше о "хамстве" забыть. Бытовой фрейдизм - это ведь, по сути, идеология секуляризованного крестьянства. Крестьянства, пережившего буржуазные революции, и постепенно превращающегося в "рабочий класс". Или не превращающегося (на мой взгляд, психология интеллектуального работника, того же писателя куда ближе к крестьянской, чем к рабочей). Но факт остаётся фактом: община распалась, церковь закрыли или она просто стала непопулярна. А жить-то надо, и наши "крестьяне" создают себе понятную и простую идеологию, основанную на том, что они видят. Видят же они исключительно "массовые события" - борьбу за существование, размножение, связанные с этим эмоции. Вот и вся система ценностей.

Конечно, можно было бы обрушиться на "маленьких людей" с упрёками - мол, они не видят и видеть не хотят ничего более высокого, чем бытовой фрейдомарксизм (и, кстати, многие любители делить население на "элиту" и "быдло" именно так и поступают). Однако следует задуматься вот о чём: ведь такое восприятие действительности, да и вообще, исторический переход от "иерархий" к "массам" случились не в результате заговора или чьей-то злонамеренности. Это произошло из-за духовного вырождения традиционных элит. Настал момент, когда "аристократия" стала жить почти исключительно марксофрейдистскими категориями, но при этом продолжала лицемерно рассуждать о собственном высоком призвании, о Боге, Царе и Отечестве... Хотя видела во всём этом уже лишь средство сохранения собственного привилегированного статуса. Наказание не замедлило себя ждать...

Так что из приверженности "масс" бытовому фрейдизму следовало бы сделать выводы. Люди склонны давать поступкам других самые простые и примитивные объяснения, и это их право. Печально только, что в большинстве случаев они оказываются правы. И получается, что все шестерёнки "большой политики" в самом деле крутятся ради того, чтобы какой-нибудь средний чиновник получил 5% от сделки.

Такого рода события - не "исторические", а "массовые". Они, в сущности, не заслуживают того, чтобы попасть в летописи, потому что никак не расширяют наш опыт и не вносят в жизнь ничего нового. И место им, в лучшем случае, в анекдоте.

Бытовой фрейдизм, однако, стал тем самым критерием, который отсеивает исторические события от "исторической шелухи". Совершая поступок, претендующий на историчность, следует заранее подумать, останется ли от него хоть что-то после того, как толпа даст ему фрейдистское или марксистское истолкование. Тут примерно как с настоящей литературой: хорошая книга должна пройти испытание массовым читателем, и если тот убедится, что данный текст - не просто выражение "комплексов и фобий" автора, а что-то более серьёзное, то можно считать успех состоявшимся.

Подозреваю, что Фрейд просто слишком поздно родился. Лет на двести раньше его (предварительно окрестив) взяли бы на службу советником инквизиции, и он прекрасно выступал бы в роли этакого "адвоката дьявола". Ведь при разборе дел о чудесах и необычных явлениях важно знать, насколько они правдоподобны - или, быть может, за ними стоят всего-навсего "комплексы" да желание лучше поесть. И тут дедушка Зигмунд очень бы пригодился. Жёсткая и часто грубая процедура проверки, которую предложил Фрейд, в общем-то, если отбросить её материалистические интерпретации, вполне вписывается в контекст христианской культуры эпохи "глубокой апостасии". Сделать что-то, превосходящее "слишком человеческое", становится всё труднее. На слово больше не верят - "аристократия" себя полностью дискредитировала. А каждое действие сопровождает громким свистом улюлюкающая, смеющаяся толпа, которая быстро вам объяснит, какие "комплексы" и "потребности" вы пытались реализовать таким образом. И это, наверное, правильно - во всяком случае, никому не позволено думать о себе слишком хорошо.

Так что, совершая серьёзный поступок, прежде всего следует подумать, что от него останется после того, как его разберёт по косточкам "массовое сознание". Увы, очень часто в результате не остаётся ничего, кроме бытового фрейдизма.

http://www.pravaya.ru/column/7317
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Вадим Нифонтов
Все статьи Вадим Нифонтов
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30