Не эмиграция, а отступление

<a href=" http://www.rusk.ru/vst.php?idar=420252"> Главы из книги "В борьбе за белую Россию"</a>

0
96
Время на чтение 5 минут
Война, в которой обе стороны поставили на карту сам вопрос своего существования, после нескольких лет ожесточенной, кровавой борьбы, закончилась победой красных. Бог не судил белым увидеть торжество идеи, во имя которой они три года вели полную жертвенности кровавую борьбу, и, в конце концов, были вынуждены покинуть родную страну. Но и на чужбине у них в душе осталось на всю жизнь сознание честно и до конца исполненного долга, долга русского человека, не оставшегося в те годы глухим и равнодушным к судьбе унижаемой и разрушаемой Родины-матери.

В середине ноября 1920 года на рейд Босфора вошла русская эскадра из 126 вымпелов. Суда везли Русскую армию генерала П.Н. Врангеля. Солдатам и офицерам запрещалось сходить на берег, вывозили только больных и тяжелораненых. Русское посольство в Константинополе стало госпиталем и беженским приютом.

В 1920 года демилитаризованную зону проливов и саму турецкую столицу контролировала союзная администрация, и здесь не допускалось пребывание любой вооруженной силы, за исключением оккупационных отрядов Англии, Франции и Греции. Части белой армии обязаны были разоружиться. Несмотря на то, что Франция (единственная из крупных держав) в августе 1920 году признала Правительство Юга России де-факто, поддержка белых после эвакуации из Крыма стала для французского правительства проблематичной.

Разоружение, перевод военных на положение беженцев руководство Русской армии считало недопустимым. Генерал Врангель еще находясь у берегов Крыма с борта флагманского крейсера "Генерал Корнилов" отправил представителям Антанты телеграмму, в которой предлагал использовать отступившие части белой армии для несения оккупационной службы в районе проливов наравне с представителями союзников. Другим предложением было отправить войска в Анатолию для борьбы с правительством Мустафы Кемаля (Ататюрка), сотрудничавшего с Советской Россией. Однако оба они остались без ответа, и армии приходилось рассчитывать теперь только на собственные силы.

Регулярные воинские части были сведены в 1-й армейский корпус под командованием генерала Кутепова. Всего в рядах корпуса насчитывалось 26.596 человек. Корпус разместили в 6 километрах от города Галлиполи - в "голом поле". Под открытым небом, в грязи и холоде ставились палатки. В самом городе располагались армейские штабы, военные училища, лазареты.

Скептически оценивали белую армию представители русской политической эмиграции. Опора на военных в борьбе с советской властью признавалась бесполезной, не оправдавшей себя ни во время Гражданской войны, ни тем более после ее окончания. В феврале 1921 года Совещание российских послов обратилось к генералу Врангелю с заявлением о необходимости перевода всей армии на положение беженцев. В этой обстановке от военного командования ждали твердого заявления о том, что борьба не закончена. Нужно было вернуть веру в правоту и конечную победу дела, за которое сражались солдаты и офицеры белой армии в течение трех лет Гражданской войны.

Постепенно жизнь в лагере налаживалась. Особое внимание уделяли военной подготовке. В июле 1921 года в Галлиполи прошло первое производство юнкеров старшего класса в офицеры. Постепенно установился четкий режим строевых занятий, при полках создавались учебные команды. Не хватало боевого снаряжения, оружия и артиллеристам, например, приходилось заниматься на деревянных орудиях, а кавалеристам тренироваться только на рубке самодельных чучел. Но армия верила, что проводимые маневры не "игра в солдатики", а необходимая подготовка к будущим боям за освобождение России.

Устроился и быт армии. В городе и лагере открылись различные мастерские, аптека, театр. Полки корпуса издавали журналы, рукописные или напечатанные на машинке в нескольких экземплярах. И совершенно по-иному воспринимались на чужбине церковные службы. Православное богослужение, совершаемое в полковых церквах, теперь стало символом далекой России.

С начала 1921 года все чаще стали говорить о скором возвращении. Рассчитывали и на восстание в Тамбовской губернии, и на борьбу в руководстве РКП(б), и особенно на восстание в Кронштадте. Ждали очередной помощи союзников, ожидали приказа Главкома о погрузке десанта. Врангель посещал Галлиполи дважды: в декабре 1920 и феврале 1921 года. И даже в эти единичные случаи военных смотров армия чувствовала свою былую силу и авторитет последнего командира.

Весной 1921 года армия уже не "висела на волоске" и настроения оставшихся в ее рядах офицеров и солдат выражались короткой фразой генерала Кутепова: "Будет дисциплина - будет и Армия; будет Армия - будет и Россия". Однако идеалы и действительность оказались далеки друг от друга.

Надежды на скорый "весенний поход" в Россию не оправдались. Союзная администрация снова стала заявлять о необходимости разоружения белой армии, на чем категорически настаивал глава французской оккупационной миссии генерал Пелле. Считая подобное отношение к русским неприемлемым, Врангель ответил генералу Пелле: "Если французское правительство настаивает на уничтожении Русской армии в таком порядке, то единственный выход - перевезти всю армию с оружием в руках на русское побережье Черного моря, чтобы она могла, по крайней мере, погибнуть с честью..."

Не рассчитывая на продолжение союзнической помощи, Врангель заявил о "скором осуществлении рассредоточения Русской армии в дружественных России Балканских государствах". Распыление армии становилось фактом, и для сохранения ее единства был избран путь создания воинских союзов, организаций, объединенных впоследствии в Русский общевоинский союз. Основой данной организации стал Совет Союзов и Обществ бывших русских воинов, находящихся в Турции.

Переговоры с Балканскими странами о предоставлении убежища частям Русской армии в конце апреля 1921 года были успешно завершены: Болгария согласилась разместить на своей территории 9, а Сербия 7 тысяч военных. С лета 1921 года войска стали покидать Галлиполи. В середине декабря в Галлиполи прибыл пароход "Ак-Дениз" за последней группой в Болгарию. С ними покинул Галлиполи и Кутепов со своим штабом. Последний солдат покинул Галлиполи в мае 1923 года.

Кульминацией "галлиполийского сидения" можно считать постройку памятника на русском кладбище. Он стал одним из немногочисленных памятников Белого движения. Галлиполийское кладбище располагалось на холме, где, по преданию, хоронили пленных запорожцев и героев Севастопольской обороны 1854-1855 годов. Предельно просто был решен вопрос о материале для памятника. Кутепов обратился к войскам: "Русские воины, офицеры и солдаты!.. Воздвигнем памятник на нашем кладбище... Воскресим обычай седой старины, когда каждый из оставшихся в живых воинов приносил в своем шлеме земли на братскую могилу, где вырастал величественный курган. Пусть каждый из нас внесет посильный труд в это дорогое нам святое дело и принесет к месту постройки хоть один камень. И пусть курган, созданный нами у берегов Дарданелл, на долгие годы сохранит перед лицом всего мира память о русских героях..." За несколько дней было принесено 24 тысячи камней, и постройка памятника завершилась его торжественным освящением 29 июля 1921 года.

Нелегким было положение и в казачьих лагерях. В отличие от 1-го армейского корпуса части Донского корпуса (14.630 человек), сведенные в 2 дивизии, были рассредоточены близ городов Чилингир, Санджак-Тепе, Кабакджа, Хадем-Киой. Кубанский корпус (1-я Кубанская конная и 2-я Кубанская стрелковая дивизии - всего 16.050 человек) был расположен на плуострове Калоераки на острове Лемнос. Части размещались в заброшенных сараях, землянках: в Кабакдже, например, 10 казаков жило в... дупле старого платана. Донцам и кубанцам неоднократно предлагали перейти на положение беженцев, выехать в Бразилию, а с весны 1921 года активно призывали вернуться в Советскую Россию. Командирам Донского и Кубанского корпусов - генералам Ф.Ф. Абрамову и М.А. Фостикову предлагали три альтернативы: "Совдепия, Бразилия или собственное иждивение в Константинополе". Положение усугублялось заявлениями лидеров так называемого "Донно-Кубано-Терского союза" об особой, "казачьей" политике, независимой от Главного командования. Очевидно было и участие в этом советской разведки. В марте 1921 года на пароходах "Решид-паша" и "Дон" в Одессу и Новороссийск отправилось около 6 тысяч казаков и беженцев, встретивших там отнюдь не радушный прием. Большая часть казаков нашла свою новую родину в Болгарии и Сербии (свыше 10 тысяч человек). В августе 1921 года история казачьих лагерей на острове Лемнос (сюда в течение марта-апреля были переведены и части Донского корпуса) завершилась.

Так закончилась история частей Русской армии в Турции. Впереди были годы непримиримого противостояния с советской системой, годы надежд и разочарований, годы, завершившиеся победой Духа и Веры.

Накануне нового, 1992 года над московским Кремлем поднялся трехцветный флаг Белой, Национальной России...
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06