itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

От реставрации к поиску нового стиля

Современная православная архитектура не может развиваться в отрыве от своих корней, считает архитектор Алексей Денисов

Новости Москвы 
0
452
Время на чтение 5 минут
В связи с храмовым строительством чаще всего сегодня говорят о восстановлении прежде разрушенного. Но, казалось бы, после восстановления храма Христа Спасителя история с "восстановлениями" могла бы и завершиться, а современные архитекторы могли бы получить возможность для реализации собственных новых идей. Строительство храмов в секуляризованном сознании - та же гражданская архитектура, архитектура общественных зданий, на которых и "шлифуют" свои знания и таланты архитекторы всего мира. С кем бы из известных сегодня в России архитекторов ни приходилось мне разговаривать, когда дело касалось церковного строительства, каждый говорил, что ему было бы интересно попробовать себя в этом качестве. К сожалению, этого не предлагают. Итак, каким должен быть православный храм конца ХХ - начала ХХI века? Нужна ли сегодня новая архитектура руководству Церкви, прихожанам? Чего мы ждем от архитекторов? Чего ждут от них заказчики? "НГР" предлагает читателям интервью Алексея Денисова, архитектора, руководителя архитектурно-проектной мастерской ГУП Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ.

- Алексей Михайлович, что вы думаете о современной православной архитектуре? В каких проектах по восстановлению храмов вы участвовали?

- Я благодарен Богу и судьбе за то, что в моей творческой биографии есть работа над православными церквами. Я долгое время возглавлял мастерскую, в которой проектировался храм Христа Спасителя в Москве.

Я являюсь автором концепции воссоздания этого храма, разработчиком методики восстановления. Тогда, в начале 1990-х годов, приоритетным для нас было изучение прошлого опыта. Сейчас можно сказать, что опыт приобретен, и думаю, что многие российские архитекторы в состоянии проектировать новые храмы.

Успенский кафедральный собор в Ярославле, над которым я также буду работать, конечно, будет построен в традиции русской православной архитектуры, но это уже будет новый храм. Это не памятник, который нужно восстановить. Тот храм был разобран в 1937 году.

Речь сегодня идет не о том, чтобы "повторить" то, что было здесь до 1937 года. Дело в том, что достоверных источников, позволяющих понять, как выглядел храм, не сохранилось. Прежде всего не сохранилось подлинных деталей. Мировая практика знает примеры воссоздания храмов или других сооружений, но непременное условие - это как раз наличие подлинных деталей.

Мы должны понимать особенности православной архитектуры. Язык архитектуры напрямую связан с существом самой конфессии. Например, то, что позволено в католицизме или протестантизме, совершенно неприемлемо в православии. Богослужение в православном храме совершается на церковнославянском языке, а, например, богослужение в католических церквах совершается на современных языках. Язык архитектуры так же, как и язык богослужения, отражает суть религии. Поэтому в русских православных церквах неприемлемы эксперименты, совершенно естественные для церквей католических.

- То есть вы считаете, что строительство здания в современной манере разрушает традиции Русской Православной Церкви (РПЦ)?

- Форма должна соответствовать содержанию, а если этого не происходит, то у людей, которые это видят, возникает дисгармония и беспокойство. Поэтому в данном случае РПЦ естественным образом требует применения традиционных методов в архитектуре, которые даже можно назвать реставрационными.

- Мне кажется, Русская Православная Церковь боится нового в архитектуре еще и потому, что помимо "очевидной" дьявольщины в новом кому-то будет мерещиться классицистское влияние Католической Церкви или нечто авангардное - протестантское. Но ведь нельзя забывать и о московских храмах в неорусском стиле, который был принят тогдашней Православной Церковью... Почему раньше предложения архитекторов-современников принимались, а ныне Церковь их сторонится?

- К сожалению, в России культурная традиция, в том числе и церковной архитектуры, была насильственным образом прервана. В начале 1990-х годов появилась необходимость продолжить традицию. Но для этого ее нужно восстановить. Ведь в профессиональной среде традиции были утрачены, и архитекторы должны были определить для себя некую точку отсчета. Только потом с опорой на наследие возможно дальнейшее развитие, опирающееся на суть православия.

Православная архитектура более консервативна, это другой язык, отличный от католического или протестантского. Может быть, консерватизм нас и уберег от полного разрушения России.

Православная архитектура развивается, хотя есть и ошибочные варианты, ведь поиск идет "эмпирическим путем". Есть множество просто страшных храмов, на которые накладывается отпечаток прошлого опыта архитектора, проектировавшего клубы или общественные здания. Получается смесь гастронома и дома культуры, и эта смесь называется "храм".

- А существуют ли какие-то дискуссии внутри РПЦ, когда выбирают архитектора для нового храма? Я имею в виду дискуссии о традиции.

- Дискуссии, безусловно, ведутся. Я убежден, что эти дискуссии должны быть более широкими, но это уже дело иерархов РПЦ, которые склонны проявлять консерватизм во всем, даже в таких вещах.

Реформирование храмов снаружи исподволь требует и реформирования литургии. Храм должен быть "моим храмом", так рассуждают сторонники реформирования языка литургии. Но в этом "моем храме" хочется услышать богослужение на понятном языке.

Если мы хотим сформировать новый стиль, то мы должны опираться не только на прерванную традицию, но и на более глубокие корни и источники. Я объездил многие страны, ставшие колыбелью христианства, - Грецию, Турцию, Сирию, Ливан. Мне удалось посмотреть первоисточники христианского зодчества.

Язык литургии - это источник, который должен питать людей. Наша ментальность основана на этой традиции. Церковнославянский язык находится глубоко внутри каждого из нас, опора на эту основу - возможность для продвижения вперед.

- Но ведь, наверное, не обязательно связывать обновление церковной архитектуры с обновленчеством в церковной жизни, одно не всегда определяло и нуждалось в другом? В истории Русской Церкви архитектурных стилей было много, а расколов и перемен, слава Богу, меньше.

- Русская религиозная культура формировалась долго. Были заимствованы многие культурные формы и обычаи с Запада, уклад жизни в России был реформирован на европейский манер.

То, что было до Петра, было естественным развитием общества, которое имеет византийские корни и которое трансформировало эту "византийскость" на русский лад. Наша культура многообразна, она впитала в себя все части. Но в основе культуры лежит все-таки допетровская традиция.

- Будут ли вноситься поправки в проект храма в Ярославле? Он получил благословение церковных иерархов?

- Проект получил благословение, хотя, конечно, поправки будут и они будут согласовываться с иерархами РПЦ. Эти поправки должны иметь логику. Есть один важный момент: существует понятие архитектурного памятника и существуют новые храмы.

Храм в Ярославле будет отражать наши попытки найти новый стиль. Важно, чтобы ярославцы приняли этот храм, потому что в противном случае его не освятят.

- А как идет восстановление храмов, чертежи которых не сохранились?

- Погибшие храмы и их сегодняшнее восстановление - это большая проблема. Она влечет за собой немало вопросов, может, не в руководстве РПЦ, но вот у меня, во всяком случае. Не все храмы сохранились в чертежах, которые сегодня возможно восстановить с большой достоверностью. Восстановление же по двум-трем сохранившимся фотографиям дает немалый простор для фантазий.

Историк Рустам Рахматуллин обозначил и еще одну проблему: компьютерная реконструкция по фотографиям у разных архитекторов может дать разницу в высоте в несколько метров. Что делать в подобном случае?

Если речь идет о воссоздании соборного храма в монастыре, а территория монастыря является памятником, на территории которого невозможно новое строительство, а лишь регенерация старых форм, то возникает еще одна коллизия. Здесь вопрос интереснее ответа, потому что это серьезная проблема.

Например, в московском Зачатьевском монастыре, где был уничтожен построенный в готическом стиле собор XIX века, сейчас проектируется собор в традиции узорочья XVII века. Было решено, что готический храм, который, по мнению проектировщиков, не может быть воссоздан достоверно, не подобает строить на территории православного монастыря.

Сейчас готика воспринимается как продолжение западной традиции. Однако 200 лет назад игуменья настояла на строительстве готического собора, воспринимая западную по форме готику как возвращение к русскому Средневековью.

Григорий Заславский

http://religion.ng.ru/style/2006-04-05/8_restavration.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Денисов
Все статьи Алексей Денисов
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30