Что такое глобализация по-католически?

"Вселенский проект" Ватикана может оказаться актуальным и в современных условиях

0
186
Время на чтение 3 минуты
В экономической и политической терминологии понятие "глобализация" окончательно сформировалось в последние 10 лет. Дискуссии по этому вопросу ведутся и в Католической Церкви.

В частности, Папа Иоанн Павел II рассматривал глобализацию как объективный структурный процесс, имеющий преимущественно экономические параметры.

Однако этические и культурные аспекты этого процесса, по его мнению, могут быть как позитивными, так и негативными. Задача Церкви - уменьшать негативные последствия глобализации.

Вместе с тем стоит обратить внимание на критику антиглобалистских взглядов, которая исходит от некоторых иерархов Католической Церкви. Так, например, кардинал Норберто Ривера Каррера, архиепископ Мехико, в своем программном выступлении "Глобализация и новая бедность" в октябре 2002 года заявил: "Сама по себе глобализация не хороша и не плоха. Она представляет собой структурный процесс, против которого бессильны яростные заклинания, отвержение, глобальное противостояние, обличения моралистов и тем более бессильно нигилистское и анархистское насилие".

При этом в католических кругах слышна и резкая критика глобализации с антиглобалистских позиций. Причем исходит она как "слева" - от католиков крайне либеральных взглядов и сторонников трансформировавшейся "теологии освобождения", так и "справа" - от внутренних католических "неоинтегристов" до сторонников крайнего консерватизма.

При рассмотрении темы "Католическая Церковь и глобализация" могут возникнуть невольные исторические аналогии. Можно встретить такого рода термины, как "католическая глобализация", "католический глобальный миссионерский проект".

В одном из интервью редактор католического журнала "Mondo e missione", член Папского института заграничных миссий Пьеро Джеддо сказал: "Церковь, по своей сути, явилась первым глобализатором, провозглашая Евангелие по всему миру". В свою очередь, известный немецкий политолог Манфред Шпикер отметил: "Глобализация не является совершенно новым феноменом. Первая волна глобализации прокатилась уже в конце XV и начале XVI столетий, когда европейцами был обнаружен и колонизирован мир, лежащий за пределами Европы. Строго говоря, это была скорее "европеизация", чем глобализация, и она направлялась скорее политическими, чем экономическими целями".

Это важная оговорка: в XV и XVI вв. политика вдохновлялась религиозными началами, политическое и экономическое освоение новых земель было неотъемлемо от их "религиозного освоения", от евангелизации населявших их народов.

Однако религиозный импульс естественным образом раскрыл "вселенский потенциал" Католической Церкви. По сути, это было реализацией христианского миссионерского проекта во всемирном масштабе, и более подходящее название для него, конечно, с европейской точки зрения - "универсализация".

При этом католическую "универсализацию" и современную глобализацию сближает общая цель - создание некоего универсального коммуникативного пространства. Однако "универсализация" создавалась на основе религиозно-культурных моделей.

В свою очередь, современная глобализация выражается в абсолютизированных экономических параметрах, а лишь затем - в параметрах политических и культурных. При этом сама по себе глобализация декларативно "внерелигиозна".

Исходя из своего многовекового опыта современная Католическая Церковь преимущественное внимание уделяет процессу "инкультурации".

Инкультурация рассматривается как воплощение евангельской вести в ценностях определенной культуры таким образом, что христианский опыт не только выражает себя в элементах этой культуры, но становится силой, которая одухотворяет и направляет эту культуру.

Одним из основных негативных последствий нынешней глобализации является социально-экономическая и культурная "маргинализация", во всей своей остроте поднимающая вопрос о "выживаемости" местных локальных культур.

В этом плане обращение к современному опыту Католической Церкви и критическая переоценка как позитивного, так и негативного опыта исторического проекта католической "универсализации" представляется крайне своевременным для необходимой коррекции негативных сторон глобализации.

Об авторе: Алексей Викторович Юдин - кандидат исторических наук, преподаватель Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета, ответственный секретарь издания "Католическая энциклопедия"

http://religion.ng.ru/problems/2006-04-05/4_globalization.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf