itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Все ли богатые погибнут, все ли бедные спасутся?

Священник Дмитрий Моисеев говорит о вере и богатстве

0
722
Время на чтение 4 минуты
Слова Иисуса Христа о том, что "удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие", звучат как приговор, который вынесен и обжалованию не подлежит. Казалось бы, о чём тут ещё говорить? И, тем не менее, не всё так просто.

Справка "Фомы":
Священник Дмитрий МОИСЕЕВ родился в 1973 году в Калуге. Выпускник Московского Государственного технического университета имени Баумана по специальности инженер-технолог материалов и компонентов твердотельной электроники. Пришёл к вере в начале 90-х годов. В 1999 году закончил Калужскую духовную семинарию, а затем заочно Московскую духовную академию. Сейчас является настоятелем Обнинского храма святых равноапостольных князей Владимира и Ольги. Преподаёт догматическое богословие в Калужской духовной семинарии.

В житиях многих святых мы читаем о том, что они родились знатными и богатыми. Да и в популярной церковной книжечке о подготовке к исповеди ничего не говорится о таком смертном (или не смертном?) грехе как богатство. А в Евангелии, когда Христос берёт для Своих притч примеры из жизни торгующих, Он не только их не осуждает, но как бы считает само собой разумеющимся, что торговать нужно с прибылью. Так, в притче о талантах господин говорит рабу, зарывшему свой талант в землю: "Надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я пришед получил бы моё с прибылью". Как же всё это понимать?

До пришествия Иисуса Христа на землю у иудейского народа богатство не только не считалось пороком, но, наоборот, было как бы прямым свидетельством Божьего благословения человеку. Если можно так выразиться, достаток воспринимался как справка с гербовой печатью - "У Бога в милости!" Точно так же как многочадие. Люди состоятельные и многодетные считались праведниками. Те же, кому Господь не дал ни обильного потомства, ни достатка, сразу вызывали подозрение, что они - грешники, наказанные за свои грехи. Почему? Да потому, что, заключая Ветхий Завет с израильским народом, Господь обещал ему за соблюдение заповедей изобилие и процветание.

Кстати, у современных протестантов такое же ветхозаветное отношение к богатству. Они тоже считают видимое материальное благополучие свидетельством Божьей любви к человеку. И зачастую их проповедь строится по принципу: я был бедным, больным и несчастным, затем уверовал, и Иисус дал мне деньги, здоровье и счастье!

Именно поэтому воспитанные в таких представлениях о богатстве ученики Христовы, как повествует Новый Завет, "весьма изумились", услышав о том, что богатому трудно войти в Царство Небесное. Их замешательство понятно: кто же тогда вообще может спастись, если даже богатым это так трудно?! Иисус же ответил: "Человекам это невозможно, Богу же всё возможно". Но это уже переход с совсем иную плоскость. А как же всё-таки быть с богатством? Погибель оно для человека или Божье благословение?

Разумеется, спасение человека зависит не от богатства. А от пристрастия к нему. От неутолимой жажды иметь как можно больше денег, вещей, домов, автомобилей, драгоценностей. От той жажды, которая постепенно начинает главенствовать в человеке, заслоняя ему всё в этой жизни - вплоть до родных и близких. Один успешный предприниматель рассказывал очень поучительную историю о том, как он строил свой дом. Он задумал в нём подземный гараж, русскую и финскую бани, бассейн, спортзал, три жилых этажа... Он старался продумать всё до мельчайших подробностей для максимального удобства своей семьи. Но, пока возводились стены, семья распалась. Жена ушла, дети стали чужими. И дом оказался никому не нужен. Теперь он его продаёт. О чём это говорит? О том, что сначала надо выстроить что-то в своей душе и в душах своих близких, а стены и всё остальное приложится. А неправильная иерархия ценностей всегда разрушительна. "Без Меня не можете творить ничего", - сказал Господь. Без Бога от любого человеческого предприятия рано или поздно не останется камня на камне. Разрушение неизбежно произойдёт - либо видимо, материально, либо в душе человеческой, что не менее, а даже более страшно. Не случайно часто успеху в бизнесе сопутствует опустошение души, утрата смысла жизни, отчаяние.

Но неумеренным пристрастием к имуществу может страдать и бедняк, и даже нищий. Страсти, как писал Авва Дорофей, живут в человеке независимо от внешних обстоятельств. Всё дело во внутреннем духовном мире. Можно раздать имение, поступить в монастырь и иметь такое пристрастие к своей единственной последней рубахе или какой-нибудь незначительной вещице, так привязаться к ней сердцем, как и богатый не привяжется к своему богатству.

Бедность сама по себе вовсе не является пропуском в Царство Небесное. Свою бедность можно воспринимать со смирением, а можно озлобиться на весь мир и радоваться, когда у соседа корова сдохнет. Такая бедность не имеет ничего общего с христианством. Бывает, что бедные сами виноваты в своей бедности: слишком они расслабленные, слишком безответственные, слишком ленивые. Они не используют всех возможностей для изменения своего состояния. И это тоже грех. Апостол Павел говорит: кто не работает, тот да не ест. Дореволюционный опыт России показывает, кто по-настоящему всегда нуждался в помощи - чаще всего, это были вдовы, оставшиеся без кормильцев с большим количеством детей. Вот они, действительно, не могли сами заработать. А не здоровый мужик, который лежит на диване и не хочет пальцем пошевелить - одна работа для него слишком грязная, за другую мало платят...

Всё дело во внутреннем состоянии человека. Новый Завет выводит отношения человека и Бога на совершенно иной уровень. Он даёт человеку небывалую свободу, призывая взамен к совершенству. "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный!" Но почему именно богатых, а не бедных, предупреждает Сын Человеческий о трудностях? Дело в том, что богатство является для повреждённой грехопадением человеческой природы огромным соблазном, против которого редко кто может устоять. Ведь деньги кроме удобства и комфорта дают человеку уважение, знатность, славу, власть над другими людьми и многое другое, - всё, что тешит гордыню. А гордыня, из-за которой светлый Ангел Денница отпал от Бога и стал диаволом, это тонкий яд, проникающий в душу и отравляющий её.

Так что, всё дело не в богатстве и бедности, а в нас самих. Каковы наши ценности в жизни? Боремся ли мы со своими страстями, выдёргиваем ли эти сорняки, или наоборот поливаем и удобряем их так, что они расцветают пышным цветом, и за ними мы уже не видим солнца. Христос сказал: ищите прежде Царствия Божьего, а остальное всё приложится вам. Важно только понять, что слова Господа не аллегория, и исполняются буквально.

Статья опубликована в 3 (35)-м номере "Фомы" 2006 г.

http://www.fomacenter.ru/index.php?issue=1§ion=64&article=1650
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Димитрий Моисеев
Слово и число как антропологические категории
Проект цифровизации образования может быть непосредственно связан с угрозой национальной безопасности России
07.02.2024
Православная отечественная культура – потери и приобретения и образ будущего
Доклад на епархиальных Алатырских Рождественских Чтениях 27 ноября 2023 года
05.02.2024
Мы на стадии расчеловечивания
О последствиях для человечества вживления в мозг импланта Neuralink
03.02.2024
ИИ может привести к деградации интеллекта человека
Об этических проблемах, связанных с использованием искусственного интеллекта
20.09.2023
Нужна смена парадигмы
О национальной доктрине образования и Концепции воспитания человека в России
23.11.2022
Все статьи Протоиерей Димитрий Моисеев
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09