"Мир на перепутье"

Интервью с психологом Татьяной Шишовой

0
127
Время на чтение 11 минут
Татьяна Львовна Шишова - педагог, переводчик и драматург, член Союза писателей России, сопредседатель Межрегионального фонда социально-психологической помощи семье и ребенку, автор книг (в большинстве своем - в соавторстве с И. Я. Медведевой) "Книга для трудных родителей", "Разноцветные белые вороны", "Иван-Царевич, он же серый волк", "Логика глобализма", "Потомки царя Ирода", "Проклятие Хама", "Чтобы ребенок не был трудным", "Приказано не рожать", "Дети нашего времени".

- Татьяна Львовна, Вы (вместе с Вашим соавтором - Ириной Яковлевной Медведевой) были одной из первых, кто еще в 90-е годы заговорил о надвигающемся демографическом кризисе в России - причем, как о процессе, который сознательно культивируется некими силами, заинтересованными в упадке русского государства. Что это за силы? Можно ли говорить о существовании заговора против России?

- В середине 90-х годов, когда мы с И. Я. Медведевой обратились к демографической тематике, то не подозревали, что эта проблема настолько остро стоит перед будущим нашей страны. А началось все так. В то время мы активно работали с детьми, относящимися к группе риска - то есть с теми, у которых были серьезные поведенческие и психологические проблемы. Уже тогда - в 1996 году - некоторые родители под влиянием либеральной пропаганды начали сексуально просвещать детей. И мы видели, какие ужасающие последствия для психики несет в себе сексуальное просвещение детей - пусть даже в самой легкой форме. В конце 1996 года одна из мам, которая приводила к нам своего ребенка, принесла пресс-релиз министерства образования, где сообщалось о том, что запускается новый проект полового воспитания российских школьников, в связи с чем планируется ввести в школах предмет "сексуальное просвещение детей" как обязательную дисциплину. Ознакомившись с этим документом, мы поняли, что если новый проект воплотится в жизнь, то в нашей стране вскоре нельзя будет существовать: мы уже имели опыт общения с детьми, вкусившими плоды такого воспитания. Повторяю, что, заговорив об этой, казалось бы, частной проблеме, мы еще не подозревали о ее масштабах: оказалось, что это лишь верхушка разрушительного айсберга, который неумолимо надвигается на нас. Мы стали интересоваться высказываниями разных специалистов, выяснять истоки этого явления, знакомиться с соответствующей литературой на разных языках, и вскоре картина стала проясняться. Мы поняли, что проект сексуального просвещения - лишь один из моментов давно разработанной комплексной программы сокращения рождаемости, что это - одна из составляющих теории "устойчивого развития", прямо связанной с геополитическими замыслами США и той группы стран, которая заинтересована в установлении "нового мирового порядка". По-другому такая политика комплексного ограничения рождаемости называется "демографическим сдерживанием", или "демографической коррекцией". Мы выяснили, что эта политика распространяется не только на Россию, но и на другие страны. В тех государствах, на которые эта мировая олигархия не имеет столь сильного влияния, или же там, где, по ее представлениям, нет необходимости в сокращении рождаемости, такие программы отсутствуют. Что касается России, то все становится понятным, когда почитаешь документ, который долгое время держался в строгой секретности: это - "Меморандум национальной безопасности США", разработанный в 1974 году на самом высоком уровне. Там черным по белому сказано, что в интересах национальной безопасности США необходимо добиться такой ситуации, в которой в странах-поставщиках сырья был бы нулевой, а лучше - отрицательный прирост населения. Этому - говорится в документе - очень способствует внедрение комплексной программы "планирования семьи", сексуального просвещения и ряда других мер. В этом смысле, безусловно, можно говорить о заговоре. Все эти программы разрабатывались в строгой секретности, но, конечно, выставлялись как проявление заботы о здоровье и благополучии населения. В Меморандуме даже указывалось, как именно маскировать истинные цели этой политики, чтобы ни в коем случае США не обвинили в империалистических замыслах. Скажем, программу сокращения рождаемости предлагалось вписывать в программу охраны материнства и детства.

- Только ли внедрению этих программ обязано снижение рождаемости в России, или же демографический кризис в нашей стране имеет и иные корни?

- Безусловно, демографический кризис в России связан со многими факторами нашей жизни. Но программы планирования семьи и сексуального воспитания имеют решающее воздействие на показатели рождаемости. Достаточно обратиться к европейским странам и самим США: там подобные программы были запущены 30 лет назад, и это очень сильно сказалось на демографической ситуации. Снижение рождаемости в этих странах нельзя списать на экономические трудности. Люди просто не хотят рожать. Несмотря на то, что семьям с одним ребенком, с двумя детьми предоставляются многочисленные льготы и материальные поощрения. Почему это происходит? Сексуальное просвещение не просто знакомит детей со взрослой жизнью, а в очень раннем возрасте внедряет в их сознание определенные установки. Ориентация на малодетную семью - это, прежде всего, установка на потребление как таковое: достоин жизни тот, кто много имеет. В такой парадигме ребенок - всегда конкурент, который отнимает у тебя часть достатка и благополучия.

Сейчас, когда Америка на своем опыте почувствовала опасность снижения рождаемости (как известно, сегодня прирост населения там очень низок, и государству приходится прибегать к привлечению эмигрантов, что, в свою очередь, меняет этнический состав населения), она вынуждена корректировать свою демографическую политику. Еще несколько лет назад там стали говорить о том, что необходимо вводить в школах программы целомудрия и семейного воспитания, а вовсе не сексуального просвещения детей. Однако оказалось, что изменить сложившуюся ситуацию не так просто: там сформировалась целая прослойка людей, которая попросту паразитирует на утвержденной ранее программе сексуального воспитания и демографического сдерживания, используя ее в своих интересах.

- Согласитесь ли Вы с тем, что немаловажным фактором, влияющим на снижение рождаемости, является и процесс женской эмансипации, который охватил большинство стран западного мира?

- Дело в том, что такие процессы не происходят сами собой. Гранты на развитие феминизма дают те же организации, которые финансируют и программы планирования семьи. Это комплексная политика, которая предполагает множество инициатив, в том числе - и процесс женской эмансипации. Демографическое сдерживание осуществляется и за счет того, что создаются экономические препоны многодетным семьям. Западные идеологи планирования семьи предлагали даже обкладывать повышенным налогом семьи с большим количеством детей (так, как это происходит сегодня в Китае). Вообще, очень многое из того, что происходило в общественно-политической и культурной жизни мирового сообщества в течение последних 50 лет, необъяснимо, если не принимать во внимание политику демографического сдерживания. Одним из ее составляющих, в частности, является и легализация наркомании, способствующая снижению рождаемости.

Без преувеличения можно сказать, что демографическая проблема - это ключевая проблема современности. На протяжении всей истории человечества главным богатством всегда считались именно людские ресурсы. Недаром во времена варварских набегов завоеватели истребляли мужчин, а женщин захватывали себе, чтобы они пополняли их собственные демографические ресурсы. И только в ХХ веке ценности исказились настолько, что прирост населения стал восприниматься чем-то страшным, угрожающим благополучию государства. Причем, даже в тех станах, где, как, например, в России, численность населения не пропорциональна масштабам территории.

- Татьяна Львовна, казалось бы, Вы говорите об очевидном. Но выходит, что путь вседозволенности и разврата представляется современному человеку привлекательнее, чем традиционные ценности и нравственные ориентиры, на которых зиждилась вся мировая культура. Человечество движется по инерции, не просто слепо принимая навязанные принципы существования, но и защищая их, находя в новом порядке бесспорные преимущества. Существуют ли, по-Вашему, какие-то рецепты, с помощью которых можно остановить этот неуправляемый процесс массовой дезориентации человечества?

- Современный мир находится на перепутье. Не только Россия, но и все человечество стоит перед выбором дальнейшего пути: либо это принятие глобалистского проекта, либо сохранение традиционного и самобытного для каждой страны жизненного уклада. Ведь все сколько-нибудь заметные современные процессы - это результат внедрения проекта по глобальному переустройству жизни. Частью этого же проекта является и крушение института семьи, и свобода любых форм извращений, и абсолютная вседозволенность.

На мой взгляд, единственный путь, который способен остановить движение человечества по инерции, - это обращение к традиционным религиозным ценностям. Ведь человек, который приходит к Православию, открывает для себя целый мир - со своей культурой, историей и системой ценностей, которая в корне противоположна современным установкам. Только приобщившись к этому миру, человек начинает осознавать, насколько далеко мы отклонились от истинного пути.

Сейчас наступил совершенно особый исторический момент. Если несколько десятилетий назад жизнь людей невоцерковленных еще укладывалась в какие-то нравственные рамки (действовала преемственность поколений, было принято дорожить традициями воспитания и семейными ценностями), то сегодня эти крепы распались. Даже в советские, казалось бы, безбожные времена человек жил, сообразуясь с какими-то элементарными представлениями о нравственности, поскольку государство стояло на защите очень многих традиционных ценностей. Невозможно было себе представить такой ситуации, чтобы педофил сексуально просвещал школьников - причем, в обстановке абсолютной свободы и безнаказанности. Нельзя было вообразить и такие подростковые журналы, которые сейчас продаются на каждом углу и доступны любому школьнику. Немыслимой была и направленность нынешних телепередач. Сегодня же традиционные ценности лишись и поддержки государства. Поэтому единственное, что может вернуть современному человеку возможность существовать в русле каких-то нравственных ориентаций, - это опора на религиозные ценности.

У нынешних родителей все еще сохраняется иллюзия, что современная жизнь возможна и вне Церкви: мы же выросли в безбожную эпоху, - рассуждают они, - при этом остались нормальными людьми, извращенцами не стали, учились, работали и создали полноценную семью. Многие не понимают, что сегодня ситуация изменилась кардинальным образом. Понимание приходит тогда, когда в подростковом возрасте ребенок начинает отходить от семьи и руководствоваться собственными представлениями о жизни. И часто бывает уже слишком поздно пытаться что-либо изменить: оказывается, что у ребенка уже сформировались основные предпочтения и установки, и он полностью захвачен принципами глобалистской "философии". Опасность заключается в том, что пока ребенок маленький, родители пребывают в иллюзии, что новые условия жизни, которые предлагает современность (новые игрушки, новые мультики и телепередачи), сами по себе ничего угрожающего для воспитания детей не представляют. В действительности же, все обстоит иначе. Современная индустрия игр и мультфильмов далеко небезобидна и работает на ту же глобалистскую политику: в самом раннем возрасте она формирует у ребенка определенные деструктивные установки, которые потом очень сложно изменить.

Сегодня, в обстановке размытых ценностей, мы больше не можем без опоры на религиозные принципы апеллировать ни к каким аргументам нравственного порядка. Как объяснить девочке, что нужно сохранять целомудрие? Раньше говорили, что ее не возьмут замуж. Сегодня - возьмут. Или как втолковать ребенку, не прибегая при этом к религиозным отсылкам, что нельзя воровать? В мире, где воровство воспринимается как норма, ребенок просто не в состоянии понять, почему ему этого делать нельзя.

- Татьяна Львовна, мой следующий вопрос к Вам именно как к практикующему детскому психологу. Скажите, каким Вам видится православное воспитание? Как научить ребенка существовать в современном мире, сохраняя принципы христианской жизни? И в какой степени следует ограничивать детей в их желании соответствовать духу времени (играть в современные игрушки, смотреть телепередачи, общаться с "продвинутыми" сверстниками, имеющими компьютеры и мобильные телефоны)?

- В первую очередь, принципам христианской жизни должен соответствовать образ жизни самих родителей. По своему опыту, я могу сказать, что в последнее время меняется отношение людей к Православию, и меняется в лучшую сторону. По сравнению с 90-ми годами сегодня все больше и больше людей приходит к Церкви. Еще каких-то 5 лет назад, когда на наших занятиях мы, избегая говорить о Православии прямо, предпочитали обращаться к более абстрактным понятиям (таким, как общечеловеческие ценности, нравственные ориентиры, традиционные установки и т. п.), то часто встречали ярко выраженную негативную реакцию на любые разговоры в этом ключе. Сегодня мы больше не обращаемся к подобным эвфемизмам, прямо говоря о Православии как о единственно возможной форме существования в современном мире, - и почти никогда не встречаем протеста со стороны наших слушателей: извращенность нынешних нравов уж слишком явно бросается в глаза (тем более, родителям, столкнувшимся с психологическими проблемами своих детей). Постановка оперы с матом на сцене Большого театра превышает всякие пределы приличий в цивилизованном обществе! Тут даже либералы теряют терпение. Так вот, слава Богу, наше общество постепенно прозревает, понимая, что необходимо искать какой-то фундамент, на который необходимо опираться в воспитании детей. Когда человек приходит к Церкви, он начинает уже интуитивно чувствовать, какие средства воспитания вредят, а какие приносят пользу ребенку. Многие мамы, например, выбирают хорошие мультики и показывают их детям на видеокассетах, тем самым позволяя им с пользой для себя приобщиться к этому развлечению, но в то же время ограничивая их в бесконтрольном просмотре телевизора.

- Не станут ли подобные попытки родителей регламентировать и ограничивать ребенка во взаимодействии с современным миром тем самым "запретным плодом", который так хочется попробовать?

- Именно на этой логике построены рассуждения всех сторонников современной модели воспитания детей: давайте все разрешим, тогда не будет запретного плода. На самом же деле, это - дешевая обманка. Нельзя же разрешить ребенку абсолютно все! Позволишь вкусить один запретный плод - обязательно появится другой. Очень часто возникает ситуация, когда ребенок, привыкший к вседозволенности, в конце концов нарывается на запрет. Удивительно то, что, столкнувшись наконец с запретом, такой ребенок успокаивается! Для нормального развития личности необходимо четкое ощущение нравственных границ, за которые перешагивать нельзя. Безусловно, эти границы не должны быть слишком узкими: ребенку необходим воздух и определенная степень свободы. Полное же отсутствие таких границ лишает человека какой бы то ни было опоры. Ведь надо исходить из того, что мы живем в отравленной атмосфере и не можем избежать очень многих вещей, которые крайне вредны для нашей психики. Многие люди постоянно находятся в состоянии хронической, вялотекущей депрессии. Подумайте, если бы мы существовали в атмосфере с повышенным уровнем загрязнения, то вряд ли поставили бы у себя дома какую-то установку, которая дополнительно отравляла воздух! Так же и с воспитанием детей: они и без того обречены соприкасаться с болезненными проявлениями современного образа жизни, не будем же мы - в ущерб здравому смыслу - еще и культивировать их в семье!

- Татьяна Львовна, расскажите, пожалуйста, о Ваших занятиях с детьми. По какой методике Вы работаете?

- Наша методика называется "драматической психоэлевацией", или "куклотерапией". Она существует 15 лет и проводится в различных психологических центрах. Мы работаем с детьми, у которых возникли какие-то психологические и поведенческие проблемы. Для детей наши занятия выглядят как игра в кукольный театр, а для родителей - это целенаправленные психологические, коррекционные занятия. Для каждого ребенка создается своя программа; он получает задание в виде сценок, которое он вместе с родителями выполняет дома, а потом разыгрывает на занятиях. Таким образом, в виде игры в кукольный театр, ребенок преодолевает какие-то внутренние проблемы.

- Осознавая опасность бесконтрольного взросления наших детей, многие мыслящие люди считают, что ребенку необходимо "навязывать культуру", то есть жестко регламентировать круг чтения, который обязан освоить ребенок до определенного возраста, и вообще область его интересов. Вы согласны с этой точкой зрения?

- Когда мы отдаем ребенка в школу, мы ему навязываем образование. Ни один ребенок не будет по своей воле дисциплинированно изо дня в день делать уроки и ходить в школу. Так что воспитание - это всегда в какой-то степени навязывание своих собственных представлений и установок. Другое дело, что можно навязывать грубо, давить и принуждать ребенка, вызывая у него рвотный рефлекс, а можно подходить к воспитанию более грамотно и гибко (степень этой гибкости зависит от каждого конкретного ребенка). Безусловно, сегодня, когда окружающая жизнь нацеливает ребенка на прямо противоположные установки (по отношению к нашим собственным), родителям необходимо прилагать гораздо больше усилий для того, чтобы воспитать нормальных людей. Кроме того, если раньше подавляющее большинство родителей были заодно и стояли на одних и тех же позициях, то сейчас этого единства нет, и часто родителем приходится в одиночку бороться с целой идеологией, которая целенаправленно навязывается организованной и достаточно многочисленной группой людей.

Беседовала Александрина Вигилянская

http://blagoslovenie.msk.ru/publisher/index.php?option=com_content&task=view&id=1169&Itemid=47
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Шишова
Все статьи Татьяна Шишова
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06