Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Достойно решать любые задачи

Красная звезда

29.03.2006

Есть в Министерстве обороны управления и службы, кропотливая работа которых на первый взгляд незаметна. Но без них представить армию невозможно. И не только современную. 29 марта исполняется 170 лет Управлению делами Министерства обороны Российской Федерации. О задачах, проблемах, достижениях и планах управления рассказывает его начальник генерал-майор Дмитрий ЧУРКИН.

- 170 лет - дата очень солидная. Как все начиналось?

- Начнем с точки отсчета. 29 марта 1836 года - дата логического завершения начатой Петром Великим реформы системы военного управления. Манифестом государя императора Николая I был сформирован штат Военного министерства, состоящего из девяти департаментов и канцелярии, и впервые была введена должность юрисконсульта. Идея формирования канцелярии, на которую возлагалось ведение секретных дел, ведение дел о наградах, об определении и увольнении высших чинов военного ведомства, а также редакция рескриптов, указов, грамот и других документов, подносимых на подпись императору, принадлежала графу А. И. Чернышеву и действительному статскому советнику М.М. Брискорну. Последовавшие за этим организационно-структурные преобразования привели к тому, что уже к середине XIX века в Российской армии сложилась структура органов и должностных лиц, которая занималась общими вопросами обеспечения (в том числе и юридического) процесса управления.

- После Октябрьской революции, надо думать, управление формировалось заново?

- Любые крутые изломы в историческом развитии общества влекут за собой реформирование основных институтов государства. Армия - один из важнейших из них - в силу специфики решаемых задач оказалась менее подверженной революционным преобразованиям, во всяком случае в первое время. Поэтому канцелярия военного министерства, в штатах которой в то время имелись законодательный, кодификационный отделы и юрисконсультская часть, еще несколько лет не претерпевала изменений. Сотрудники ее, принявшие революцию (а их значительная часть), продолжали работать.
В процессе создания нового аппарата военного управления происходил поиск наиболее целесообразных форм его организации, места и роли в нем юридических подразделений. В августе 1918 года был утвержден штат Управления делами Народного комиссариата по военным делам, в октябре того же года учреждено Управление делами Революционного Военного Совета Республики с введением в его штат кодификационного отдела с законодательным отделением и отделением по претензиям. И, наконец, в 1922 году была создана юрисконсультская часть Управления делами, которую возглавил старший юрисконсульт военного ведомства.

- Наверное, самое тяжелое время для Управления делами, как и для всей армии, - годы Великой Отечественной войны. Тогда, как известно, Наркомат обороны возглавлял сам Сталин. Сохранились ли какие-либо воспоминания о том периоде, в здравии ли кто-либо из того поколения работников Управления?

- Увы, живых свидетелей того времени не осталось. В нашем распоряжении лишь архивные документы и исторические справки, в том числе приказы и директивы, подписанные Сталиным. По этим документам можно судить о сложности и напряженности атмосферы того времени, об исключительной важности и значимости принимаемых решений. Что касается собственно управления, то за годы войны реорганизация проводилась дважды: с началом войны Управление делами НКО СССР было преобразовано в Канцелярию НКО СССР, а в 1944 году Управление было воссоздано, и Канцелярия вошла в его состав. Следует отметить, и это особенно симптоматично для органа, осуществляющего обеспечение высшего военного руководства, в Управлении (канцелярии) за то непростое время сменились всего два начальника - генерал-майор Попов Виктор Павлович и генерал-лейтенант Ермолин Николай Александрович.

- Сегодня, в условиях, когда правовым аспектам управленческой деятельности уделяется повышенное внимание, работы у возглавляемого вами управления, наверное, прибавилось ?

- Необходимость поддержания законности и правопорядка, установления диктатуры закона неизбежно приводит к повышению роли и соответственно объема возлагаемых на Управление делами задач по правовому обеспечению деятельности органов военного управления и улучшению их работы при помощи правовых средств. Естественно, наиболее важные управленческие решения, а также проекты документов подвергаются правовой экспертизе. В качестве подтверждения - несколько примеров. Так, за истекший год Управлением проведены экспертизы более 900 проектов правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации, около 800 правовых актов Министерства обороны, а также более 1.300 других служебных документов, направляемых в федеральные органы исполнительной власти. Кстати, начиная с 2000 года общий объем вышеуказанных документов возрос на четверть.

- Ваше Управление - составная, очень важная часть Аппарата министра обороны. Как строятся взаимоотношения с Управлением информации, Приемной министра обороны?

- Во исполнение Указа Президента России N 1082 2004 года в Министерстве обороны был сформирован Аппарат министра обороны Российской Федерации, основным функциональным предназначением которого является обеспечение деятельности министра обороны, а также организация подготовки и контроль исполнения его решений. В числе иных органов военного управления в состав Аппарата министра обороны вошло Управление делами. Естественно, со всеми структурными подразделениями единой службы у нас поддерживается тесное взаимодействие. Что касается Приемной министра обороны, то ее в настоящее время возглавляет генерал-майор юстиции И. П. Машин, не один год проработавший в нашем Управлении.

- Какова структура Управления делами Министерства обороны Российской Федерации? Можно ли сказать, что Управление - это юридическая служба Вооруженных Сил?

- Организационно-функциональная структура Управления определена в Положении, утвержденном приказом министра обороны Российской Федерации N 200 2004 года. Управление делами является центральным органом военного управления, состоит из направлений, отделов и иных структурных подразделений. В рамках юридической службы существуют направления правовой экспертизы нормативных актов, правового обеспечения международного военного сотрудничества и законопроектных работ, судебно-правовой защиты интересов Министерства обороны, а также отдел руководства подразделениями юридической службы Вооруженных Сил. Служба документационного обеспечения управления состоит из следующих направлений: оперативно-аналитического, актов органов государственной власти и военного управления, выпуска актов военного управления. Управлению делами подчинены Военно-геральдическая и Архивная службы Вооруженных Сил Российской Федерации, а также 12-я Центральная типография Министерства обороны. Как видите, ассоциировать Управление делами только с юридической службой, хотя ее и возглавляет заместитель начальника Управления делами - начальник юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации, представляется несколько упрощенным.

- Каковы основные задачи Управления в современных условиях?

- Важнейшими задачами, возложенными на Управление делами, являются: проведение правовой и документационной экспертизы проектов нормативных правовых актов Министерства обороны; разрабатываемых Министерством обороны законодательных актов и международных договоров; общее руководство правовой работой, делопроизводством, архивным делом и военно-геральдической работой в Вооруженных Силах; организация издания, рассылки и хранения оперативных запасов приказов, директив и других служебных документов; организация правового обеспечения защиты интересов Министерства обороны в соответствующих судебных инстанциях. Как видите, диапазон наших интересов очень широк.

- Самые острые проблемы?

- Наши проблемы едва ли отличаются от проблем других органов военного управления - это и дефицит кадров при возрастании объема выполняемых задач, и нехватка служебных помещений, и старение парка ПЭВМ, и социальные, в первую очередь жилищные, проблемы.

- Больной вопрос всего государственного аппарата сегодня - кадровый. Как вам удается сохранять профессионалов в коллективе, учитывая, что юристы такого класса, как в вашем управлении, сегодня нарасхват?

- Не думаю, что в настоящее время существуют органы военного управления, не имеющие кадровых проблем. Есть они и в Управлении делами. Это касается не только юридических кадров, но и всех специалистов в целом.
Во-первых, к сожалению, в Министерстве обороны нет специального учебного заведения по подготовке кадров для работы в центральном аппарате с учетом специфики решаемых задач. Нет также учебного заведения, которое готовило бы офицеров-слушателей по специальностям юридического профиля, поэтому вновь прибывающим в Управление требуется определенный период для адаптации, становления, а подчас и переучивания.
Во-вторых, увеличение объема и сложности задач, обусловленных изменением законодательства и решениями, принимаемыми руководством Министерства обороны, определяет дополнительные требования к профессиональным качествам специалистов Управления.
И, наконец, ряд факторов социального плана: от пресловутой жилищной проблемы до существенно более высокой оплаты труда специалистов подобной квалификации в коммерческих структурах.
Универсальных рецептов сохранения профессиональных кадров, наверное, не существует. Руководство Управления старается вникать в нужды и запросы сотрудников, оказывает посильную помощь при решении возникающих проблем, делает все возможное, чтобы личный состав чувствовал заботу и внимание со стороны руководства.
По моему глубокому убеждению, в настоящее время в Управлении сложился хороший, дружный, профессиональный коллектив, для которого чувство гордости за свое Управление - не пустой звук. Все это позволяет сохранять наш кадровый потенциал.

- Известно, что документооборот в структурах управления во всех странах постоянно растет. Удается ли Управлению делами справляться с этим "бумажным валом", ведь у любого человека есть предел физических возможностей по переработке и усвоению информации?

- Рост объема документооборота во всех федеральных органах - процесс объективный. Вооруженные Силы - не исключение. Растет количество документально оформленных управленческих решений, требующих контроля за ходом их исполнения, возрастает интенсивность международного военного сотрудничества, и, наконец, армия становится более открытой для общества. Для наглядности несколько цифр за истекший год: количество поступивших в Управление делами документов превысило 80 тыс., а отправленных - 105 тыс.; издано и разослано более 800 нормативных правовых актов общим тиражом 1 млн. 110 тыс. экземпляров. Это лишь "двухмерная характеристика" документооборота, не отражающая ни объема, ни тем более содержания отрабатываемых документов.
Поскольку документов в "корзину" мы не выбрасываем, следовательно, пока справляемся. Это достигается за счет профессионализма специалистов Управления, максимального использования имеющихся средств автоматизации и интерактивного взаимодействия с исполнителями органов военного управления.

- Есть ли, на ваш взгляд, возможность как-то ограничить поток документооборота? Командиры и их заместители в войсковых структурах нередко жалуются, что на чтение бумаг, спущенных "сверху", подготовку соответствующих указаний подчиненным и отчеты уходит львиная доля времени. Существует ли статистика, сколько приказов и директив из Минобороны получает в год командир полка, командир дивизии?

- Насчет возможности ограничения потока документов не уверен, однако его функциональное перераспределение между должностными лицами, внедрение современных алгоритмов обработки информации с использованием информационно-поисковых систем и средств автоматизации при обязательном улучшении качества профессиональной подготовки личного состава вполне могло бы поспособствовать снижению нагрузки на командиров и начальников всех степеней.
Теперь о статистике. В среднем за год командиры оперативно-тактического звена получают от 80 до 100 приказов и директив министра обороны и директив Генерального штаба. Кроме того, им направляются для руководства и исполнения соответствующие правовые акты заместителей министра обороны, начальников служб, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов и объединениями. Такая арифметика для размышления.

- В 1990-е годы проблемой для войск, судя по нашей читательской почте, было несвоевременное получение приказов министра обороны. Что сейчас делается для того, чтобы командиры частей оперативно получали нормативные документы из военного ведомства?

- Если бы оперативность доведения нормативных правовых актов до войск зависела только от Управления делами, то могу вас заверить, что читательская почта по этому вопросу была бы пуста. Время от издания приказов и директив на полиграфических предприятиях Минобороны до их рассылки Управлением не превышает 3 - 5 дней. Но после этого служебные документы перемещаются как обычные почтовые отправления со всеми вытекающими из этого последствиями, пока не оседают в штабах военных округов и флотов, где и случаются основные задержки в их доведении. Именно поэтому в ходе плановой работы в соответствующих штабах сотрудники Управления делами уделяют максимум внимания решению данной проблемы. С этого года в целях повышения оперативности информационного обеспечения должностных лиц Министерства обороны наиболее важные, социально значимые нормативные акты в соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации будут публиковаться на страницах наиболее читаемого официального издания Министерства обороны - газеты "Красная звезда" и размещаться на официальном сайте Министерства обороны в Интернете. Кроме того, в юридических подразделениях видов и родов войск Вооруженных Сил, военных округов, отдельных главных и центральных управлений установлена и функционирует информационно-справочная система "Консультант Плюс", где также оперативно наряду с иными государственными правовыми актами размещаются отдельные приказы и директивы министра обороны.

- И последнее, отчасти личное. Вы возглавили Управление делами не так давно. Расскажите немного о себе, о своих корнях, о семье. Как строится ваш рабочий день? Сколько документов проходит через вас ежедневно? Каковы планы и перспективы?

- Действительно, начальником Управления я назначен в 2005 году, но это совершенно не означает, что я здесь новичок. В Управлении делами - с 1992-го. До 2000 года проходил службу на различных должностях, пока не был "временно откомандирован" в Аппарат министра обороны, но и тогда не терял связи с Управлением, поскольку занимался окончательной "доводкой" подготовленных Управлением делами документов перед их представлением министру обороны. Хочу, пользуясь случаем, выразить признательность бывшим начальникам Управления Владимиру Николаевичу Никитину, Геннадию Александровичу Золотухину, Николаю Александровичу Панкову и Андрею Анатольевичу Казакову, которые благодаря своему профессионализму и личностным качествам сумели создать слаженный коллектив высококлассных специалистов, которому посильны задачи любой сложности. Постараемся не растерять достигнутого и наращивать потенциал для решения вновь возникающих задач.
Что касается моих корней - я офицер в третьем поколении. Оба моих деда были военнослужащими, отец - генерал-майор в отставке, долгие годы прослуживший в центральном аппарате Министерства обороны. Жена преподает в школе. Два сына - 28 и 22 лет. Две внучки - трех и полутора лет. Если появится внук, будет надежда на продолжение династии.
Теперь о распорядке рабочего дня, который мало чем отличается от распорядка руководителей других главных и центральных управлений. Начало - в 8 часов, просмотр и распределение для исполнения и доклада министру обороны, его первым заместителям и руководству Аппарата министра обороны вновь поступивших документов (в среднем около 350 ежедневно); прием докладов от начальника юридической службы, начальников подразделений и исполнителей Управления; прием исполнителей из других органов военного управления; доклады руководству Аппарата министра обороны; окончание работы - в 20.00. Видите, все как у всех. Что касается оценки моей деятельности, здесь не мне судить. А планы и перспективы - добиться того, чтобы вверенное мне Управление достойно решало любые задачи любой сложности в любой обстановке.

http://www.redstar.ru/2006/03/29_03/1_04.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме