Уроки прославления Царской Семьи. Беседа третья

0
128
Время на чтение 9 минут
см. Беседа первая , Беседа вторая

В.Саулкин: Дорогие братья и сестры! Сегодня в студии радиостанции "Радонеж" вновь Андрей Юрьевич Хвалин и Леонид Евгеньевич Болотин - православные писатели, публицисты, историки. Мы продолжаем беседу о книге Андрея Хвалина "Прославление Царской Семьи". В прошлый раз мы, в частности, говорили об отношении Святого Царя Николая к Китаю, о Русско-Японской войне. Сегодня хотелось бы поговорить с нашими гостями о Приамурском Земском Соборе, статья о котором помещена во второй части книги.

Будущее России многие наши мыслители связывали с выходом к Тихому океану. Какие уроки можно извлечь из восточной политики Государя Николая Александровича для строительства современных отношений с великим китайским соседом, для нового церковно-государственного обустройства дальневосточных земель?

А.Хвалин: Добрый вечер, дорогие радиослушатели. Освоение русского Дальнего Востока - тема для меня не отвлеченная, она связана с нашим родом, с моей семьей. Составленное моей тетушкой, Татьяной Карповной Кушнаревой, двухсотстраничное описание нашего корня по бабушкиной линии, ведущего начало с XVII века из черниговского казачества, рассказывает, как мои предки переселились на Дальний Восток и обживали эти земли в XIX веке. Пращуры со стороны деда были терскими казаками, из Гудермеса. В Приморье они вошли в состав образованного по Монаршей Воле нового Уссурийского казачьего войска. Грандиозным событием для всех приморцев стало посещение Владивостока в 1891 году Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем, будущим Государем Императором. Визит имел огромное духовное и государственное значение для всей России.

Определяющее положение дальневосточной политики Святого Царя Николая Александровича - теснейший союз Церкви и государства в любых вопросах: во-первых, хозяйственного и религиозно-культурного освоения этих земель, наиболее энергично развернувшегося во второй половине XIX века. Можно провести определенную параллель с сегодняшней ситуацией, когда происходит стремительное возрождение церковной жизни после десятилетий атеистической диктатуры.

Лучшее, что было накоплено в эпоху правления Святого Царя Николая, применяется и сейчас, например, строительство храмов в пограничных селениях, установка Православных Крестов и проведение Крестных Ходов по границам, отделяющим и духовно обороняющим наше цивилизационное пространство. Мы видим, что Епископы и паства дальневосточных епархий принимают с радостью и благоговением общецерковные святыни - Мощи Апостола Андрея Первозванного, Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона, Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны и Мученицы-инокини Варвары и другие. Все это позволяет нам говорить, как и прежде, о едином духовном и территориальном пространстве России от западных границ до тихоокеанских рубежей. При Государе Императоре Николае Александровиче дальневосточные земли страны так и назывались - Дальняя Россия, чем подчеркивалось неделимость нашего Отечества.

Второй урок: союз Русской Православной Церкви и государства в храмозодчестве. Сегодня, когда Церковь отделена от государства, но не от общества, как постоянно подчеркивает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, строительство церквей не может осуществляться светскими властями напрямую. На помощь Церкви приходят различные общественные благотворительные организации. Что интересно: при интенсивном возведении храмов и при них церковно-приходских школ в Дальней России в эпоху царствования Императора Николая Александровича государство также не имело возможности из казны быстро удовлетворить все религиозные, просветительские и культурные нужды дальневосточников. Тогда, как и сегодня, на помощь пришли общественные организации, например, созданный при Комитете Сибирской железной дороги специально для этих целей фонд имени Императора Александра Третьего, получивший благословение и первый взнос от Святого Праведного отца Иоанна Кронштадтского. Создание подобного фонда являет собой, пожалуй, первый столь яркий пример в истории Императорской России единения Самодержавной Власти, Православной Церкви и Российского общества в мирное время.

Третий урок: единство Церкви и государства в противостоянии инославной и иноверческой агрессии, усилившейся в конце XIX - начале XX века. С волной переселенцев из западных губерний в Дальнюю Россию перебрались и всевозможные сектанты протестантского толка. С другой стороны, протестантизм проникал в Приморье из США через Корею с пресвитерианскими проповедниками, устремившимися вслед за корейской переселенческой массой, получившей у нас приют и защиту от преследования оккупационных японских властей. В книге данной теме посвящена специальная статья "Миссионеры революции". На основании анализа источников из Российского государственного исторического архива Дальнего Востока можно сделать однозначный вывод: Церковь и государство в тесном союзе вполне успешно противостояли этой агрессии духовными и гражданскими средствами. И если бы не проникли так сильно во все слои русского общества "измена, трусость и обман" (слова из дневника Святого Царя Николая, записанные в ночь насильственного отречения от Престола), если бы революционеры не повыбили бы настоящих Государевых слуг за десятилетие террора, то, возможно, удалось бы предотвратить и февральский переворот 1917 года. По крайней мере, Дальний Восток, никогда не знавший крепостного права и динамично развивающийся в начале XX столетия, дольше всех в стране противостоял революционной смуте.

Помня о героической борьбе добровольческих войск в центре и на Юге страны, не забудем и свершений русских людей в Дальней России, сумевших собрать и провести летом 1922 года во Владивостоке Приамурский Земский Собор, восстановивший Династию Романовых на Российском Престоле. Ведущая роль в этих событиях принадлежит генерал-лейтенанту Михаилу Константиновичу Дитерихсу - руководителю расследования убийства Святой Царской Семьи. Только с падением Приамурского Земского края в октябре 1922 года и исходом из Приморья огромного количества беженцев можно говорить об окончании гражданской войны. Кстати, недавно Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин освятил памятный Крест на месте исхода русских людей как символ уврачевания ран, нанесенных братоубийственной гражданской войной. И это тоже урок преодоления былого раскола нашего народа, вселяющий надежду на восстановление исторической государственности в России.

В.Саулкин: Леонид Евгеньевич, многие наши соотечественники, к сожалению, не понимают духовного значения, которое имел Приамурский Земский Собор для судеб России. Им кажется, что просто собрались противники советской власти и в очередной раз осудили новый большевистский режим. А ведь Земский Собор восстановил в духовном смысле преемство Русской Истории. И сегодня нам еще предстоит осмыслить наследие, оставленное участниками Приамурского Земского Собора во главе с воеводой, генерал-лейтенантом Михаилом Константиновичем Дитерихсом.

Л.Болотин: Дело в том, что значение Приамурского Державно-Церковного Собора 1922 года было сформулировано самим генералом М.К.Дитерихсом еще в ходе борьбы с большевиками, накануне исхода русских людей из Приморья. В своем последнем Указе воевода Земской рати выразил твердую уверенность, что в грядущем уроки Приамурского Собора обязательно будут осмысливаться теми русскими, которые захотят восприять наследство законной Русской Православной Власти. Когда это будет, я не ведаю. Но то, что Андрей Юрьевич Хвалин обратился к истории этого Собора, и в послереволюционной России именно его книга стала первым книжным источником сведений об этом Соборе, для меня чрезвычайно дорого.

Когда мы познакомились с Андреем Хвалиным в 80-ые годы, а это произошло на литературной почве, на семинаре молодых критиков в Дубултах, проводимом Союзом писателей России, тогда к Андрею пристало прозвище "критик-пограничник". Это определение характеризует геополитичность мышления Андрея Хвалина, проявившуюся уже тогда. За эти годы геополитическое осознание движения России на Восток с Крестом и Евангелием получило громадное развитие в его трудах.

Ведь что значит проповедь Евангелия по всему свету, по всему мiру? Она означает не только буквальное донесение библейских текстов в различные уголки. Это литургическое одухотворение всей земной жизни. Ведь на Дальнем Востоке начинается первая в сутках Литургия. Благодаря движению Православной России на Восток, начатому при благоверном Царе Иоанне Васильевиче Грозном присоединением Казани, Астрахани, Сибири и унаследованному вплоть до последнего (по современной хронологии, а вообще, конечно, Он не последний Государь на Руси) Царя-Мученика Николая Александровича, проповедь Евангелия дошла до Тихого океана и даже распространилась за океан. Вот это литургическое служение России, охватывающее большую часть земного шара, и есть несение Слова Божия в виде непрерывного пресуществления Святых Таин, начинающееся на Дальнем Востоке и заканчивающееся в Калининграде. Далее его подхватывают Православные Церкви Европы, Америки. Этот державный литургический обруч, символически изображенный на Царской Державе, Приамурским Собором 1922 года был духовно поновлен. После этого Собора нельзя говорить о советских администрациях довоенной эпохи, а тем более времен Хрущева, Брежнева как о полноценной государственности, связанной с судами Божими, с Господним судом. Соборное поновление указывает на то, что державный удерживающий пояс связуется с грядущими судьбами Дальней России, а также с судьбами Китая, который, в отличие от малых дальневосточных стран (Кореи, Японии), не подвергся в такой степени квазихристианской экспансии протестантов. И китайскому народу в пророчествах Святых отводится исключительное место сначала как бича Божьего, а потом как исторически последнего народа, принявшего от России Христианство, Православие.

Мы должны трепетать перед волей Божией. Но в православной среде существует иной - душевный, психологический страх перед Китаем, перед его полуторамиллиардной народной массой, слышатся призывы бежать из Сибири, с Дальнего Востока.

Приехав в Москву и ведя информационную войну на улицах столицы за канонизацию Царя-Мученика Николая, Андрей Хвалин не ушел с Дальнего Востока, и его книга свидетельствует, что он остается тем же русским писателем-пограничником, русским воином по сию пору.

В.Саулкин: Благодарю, Леонид Евгеньевич. Действительно, Дальняя Россия, город Владивосток, весь Приамурский край близки русскому сердцу. И неслучайно Владивостокская епархия была одной из первых в Русской Православной Церкви, где началось широкое почитание Царственных Страстотерпцев как местночтимых Святых. И, конечно, дорогие братья и сестры, книга Андрея Юрьевича Хвалина "Прославление Царской Семьи" будет полезна каждому, кто желает усвоить уроки прославления Царя-Мученика Николая. Я знаю, что многие, кто уже прочел эту книгу, открыли для себя не просто много интересного, а узнали много полезного для понимания государственной деятельности Царя-Мученика, для понимания светлого облика Царской Семьи. И последний вопрос, Андрей Юрьевич, где наши радиослушатели могут найти вашу книгу?

А. Хвалин: Виктор Александрович, должен сказать, что книга вышла ко дню рождения Государя - к 19-му Мая 2005 года. Первое ее представление состоялось в храме, где я служу, среди прихожан - это первые мои читатели, которые высказали мне свои суждения и соображения. На суд широкой православной общественности и читающей публики книга была представлена на вечере в Российской государственной библиотеке и на презентации в книжном магазине "Библио-глобус" совместно с новыми изданиями Ольги Николаевны Куликовской-Романовой, поскольку "Прославление Царской Семьи" посвящено ей и Тихону Николаевичу, а мы с Леонидом Евгеньевичем являемся редакторами всех книг Ольги Николаевны. Приобрести книгу можно в книжных магазинах "Русского Вестника", Международного фонда славянской письменности и культуры и в отделе "Коллекционер" того же "Библио-глобуса".

Но должен сказать, что тираж этой книги, как и всех предыдущих, практически быстро разошелся. Не считаю себя в данном случае литератором, писателем, как это понятие сформировалось в классической литературе. Называю себя "тростью книжника скорописца", то есть исполнителем воли Церкви и представителей Династии Романовых, поэтому никогда в первую голову не ставил коммерческий успех своих книг или их распространение большими тиражами.

Книга о Приамурском Земском Соборе тоже стремительно разошлась, тираж ее по сравнению с советскими временами был невелик - тысяча экземпляров. Но потом я был счастлив, что мои материалы о Приамурском Земском Соборе использовали в своих трудах, напечатанных многотысячными тиражами, приснопамятный Митрополит Иоанн (Снычев) в "Руси Соборной" и известный церковный автор Сергей Фомин в "России перед Вторым Пришествием" и "Моей Камчатке" о Митрополите Несторе (Анисимове). В том, что мои скромные труды благожелательно оцениваются и простыми православными людьми, и маститыми церковными писателями, я вижу милость Божию, в Единственном Котором черпаю силы для продолжения дальнейшего служения Господу и России.

В.Саулкин: Действительно, дорогие братья и сестры, труды Леонида Евгеньевича Болотина, Андрея Юрьевича Хвалина за эти годы мы встречаем в самых разных изданиях, которые посвящены Царскому Делу. Должен сказать, что с Леонидом Евгеньевичем мы сотрудничали еще в советские времена, организовывали в 1989 году фотовыставку, которая называлась "Царский Архив". Сейчас об этом странно говорить, но тогда для многих людей, которые не могли узнать правду о Царской Семье, истину о святости, о чистоте Августейших Страстотерпцев открывали Их фотографии. Казалось бы, это было совсем недавно, а оказывается, что прошло уже много лет. И мы все-таки, Леонид Евгеньевич и Андрей Юрьевич, дождались с вами прославления Святых Царственных Мучеников и Страстотерпцев.

В заключение хотелось бы прочесть слова приснопамятного Владыки Иоанна, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, из его книги "Русь Соборная": "В последнее время, кажется, процесс осмысления русской трагедии ХХ века в общественном сознании все же стал обретать конструктивные формы. Все более очевидным становятся попытки современных историков выйти за рамки привычных стереотипов и преодолеть, наконец, мифологические завалы на пути обретения правды. Среди наиболее интересных работ можно указать на исследование Вадима Кожинова "Черносотенцы и революция", труд Андрея Хвалина "Восстановление монархии в России", книги Михаила Назарова и им подобные".

Я думаю, Андрей Юрьевич, что если бы Владыка смог прочесть вашу книгу "Прославление Царской Семьи", она удостоилась бы такой же высокой оценки. Благодарим вас, Андрей Юрьевич и Леонид Евгеньевич, желаем вам помощи Божией в ваших трудах по прославлению Царственных Страстотерпцев во славу Православной Церкви и нашего Отечества.

http://www.pravaya.ru/faith/16/7108
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Хвалин
Под скипетродержавие Русского Царя
Поздравляем известного богослова и почётного гражданина города Владивостока митрополита Вениамина (Пушкаря) с 85-летием
07.11.2023
100-летие Приамурского Земского Собора, часть 1
Монархическое собрание в Союзе писателей России
26.10.2022
Монархист со стажем
Известному писателю Андрею Юрьевичу Хвалину — 60 лет
15.11.2019
«Русская дипломатия как прямое отражение желаний и забот государя»
Как МИД Российской Империи обеспечивал восточное путешествие Наследника Цесаревича Николая Александровича 1890-91 годов
07.08.2018
Ложь из недр большевистского агитпропа
История Цесаревича Николая Александровича и балерины М. Кшесинской
06.02.2018
Все статьи Андрей Хвалин
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Сергей
16.04.2024 12:14
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
16.04.2024 11:38
«Не будет (у иудеев) ни священника, ни царя», сказал Златоуст
Новый комментарий от Калужанин
16.04.2024 11:35
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
16.04.2024 10:41
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от РОНОЛ
16.04.2024 10:41