Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Ядерные силы США: меньше количество - выше качество

Александр  Горшков, Независимое военное обозрение

24.03.2006


Дорогая модернизация позволяет сэкономить еще большие средства …

Соединенные Штаты реализуют крупномасштабные программы глубокой модернизации и совершенствования триады ядерных СНС как по собственным замыслам и планам, так и с учетом обязательств по соглашению с Россией о стратегических наступательных потенциалах (СНП), которое предусматривает ограничение ядерных боеприпасов СН потолком 1700-2200 единиц "оперативно развернутых" на носителях ядерных боевых блоков для каждой из сторон.

Наземный компонент триады


В 2005 году завершена программа вывода из боевого состава 50 МБР MX, расформирована 400-я эскадрилья МХ и закрыта их ракетная база "Уоррен". В боевом составе ядерных СНС (РЯС) США сохраняются 500 моноблочных МБР "Минитмен-III", которые модернизируются на новых технологиях, продлеваются сроки их активной службы и технической надежности.

К 2012 году предусматривается реструктуризация ядерных СНС в целом, сокращение их состава и ядерного арсенала до согласованного уровня (1700-2200) "оперативно развернутых" ядерных боевых блоков в соответствии с обязательствами по соглашению с Россией о стратегических ракетно-ядерных потенциалах.

США планируют, однако, помимо "оперативно развернутых" ядерных блоков стратегического назначения (ЯБСН), создать и содержать боеготовый резерв "оперативно развертываемых" ЯБСН для возможного "оперативного довооружения" любого компонента ядерной триады СЯС при возникновении военной необходимости.

Министерством энергетики осуществляется приоритетная крупномасштабная программа проверки состояния и повышения технической надежности и безопасности ядерного арсенала США - оценка надежности ядерных боеприпасов (B-61, W-80,W-76 и их модификаций), ведутся плановые работы по продлению их срока службы.

Параллельно реализуется дополнительная программа с целью "поддержки возможностей и производственно-технологической способности США создавать, развивать и производить ядерные материалы и ядерные боевые средства, а также возобновления при необходимости подземных ядерных испытаний".

Программа предусматривает прежде всего сохранение возможностей и технологий для разработки и испытаний "миниатюрных ядерных боеприпасов" (mini-nukes). Такие мини-заряды предназначаются для сдерживания терроризма угрозой прямого применения ядерного оружия против центров организованного терроризма в "проблемных странах", создающих реальные угрозы применения ОМП против США и их союзников ("исключая Китай и Россию" - согласно комментариям в США).

Модернизация "Минтмен-III"


Продолжается реализация двух программ качественного совершенствования и глубокой модернизации МБР "Минитмен-III" с целью продления срока их активной службы до 2020 года и за его пределы, поддержания надежности, безопасности и боевой эффективности на современном уровне на весь продленный срок.

По программе "Переоснащение энергетики "Минитмен-III" (Minutemen-III Propulsion replacement Program) предусматривается переоснащение всех МБР "Минитмен-III" к 2008 году ускорителями (бустерами) нового поколения, которые повышают технические и операционные характеристики ракет, в частности, скорость полета на этапе разгона, сокращают время полета и снижают уязвимость ракет от средств ПРО на этом участке.

Еще в апреле 2001 года на ракетную базу "Мальстром" поступила первая партия новых бустеров из заказанных ранее 607 единиц и компания-контрактор (TRW) приступила к планомерному переоснащению МБР на этой базе новыми бустерами.

По программе "Переоснащение систем наведения "Минитмен-III" (Minuteman-III Guidance Replacement Program) МБР переоснащаются усовершенствованными средствами INS-GPS навигации и наведения, более защищенными и устойчивыми к воздействию перспективных средств электронного противодействия (РЭП).

Космическая система GPS для поддержки операций СНС и сил общего назначения переоснащается спутниками позиционирования нового поколения - GPS block IIF/block III. В 2005 году в состав группировки GPS начали выводиться спутники 2R-MI, способные передавать два более четких и устойчивых к РЭП военных и один "гражданский" сигналы позиционирования повышенной точности координат. Усовершенствованные приемники GPS в системах наведения МБР позволяют принимать сигналы позиционирования и определять текущие координаты полета одновременно по данным девяти спутников.

Кроме того, для повышения эффективности контроля за соблюдением международных договоров по ядерному оружию и ядерным испытаниям новые спутники GPS Block IIF/block III оснащаются более совершенными сенсорами электромагнитных импульсов ядерных взрывов (EMI V-censors). В перспективе спутники новых поколений, идущие на смену устаревшей спутниковой системе DSP (Defence Support Program), планируется оснащать сенсорами гамма- и нейтронных излучений.

Таким образом, программа модернизации наземных МБП "Минитмен-III" и инфраструктуры их поддержки на базе высоких технологий позволяет создать по существу качественно новую стратегическую ядерную систему оружия, способную эффективно поддерживать возможности ядерных СНС страны до начала 2020-х годов и за их пределы.

Программа "Минитмен - IV"


По оценкам руководства ВВС США, примерно к началу 2020-х годов закончится проектный и продленный технический и операционный сроки службы МБР "Минитмен-III". Для сохранения роли наземного компонента в боевом составе триады СЯС в структуре "комплексного сдерживания" потребуется замена устаревших ракет новыми МБР более высоких технологий и боевых возможностей в особенности по преодолению наиболее развитых перспективных систем стратегической ПРО.

Еще в 2001 году в ВВС была в основном сформулирована концепция и предназначение новой МБР, проект которой предварительно назван "Программа "Минитмен-IV". Согласно предварительной информации о ТТЗ новой МБР, по габаритам она должна соответствовать размерениям имеющихся ШПУ "Минитмен-III"; обладать более высокой энерговооруженностью, повышенной скоростью на этапе разгона (для двигателей-ускорителей планируется создать новые виды топлива сверхскоростного горения); "послеразгонные" ступени (post-boost vehicles) или одиночная (моно)/кассетная БГЧ по концепции новой МБР может и должна быть маневрирующей, обладать повышенной точностью поражения целей на заданных и предельных дальностях; в компьютерные системы автоматизированного наведения и управления МБР планируется внедрять электронику новых технологий, в частности, быстродействующие цифровые процессоры в командно-управленческие и бортовые компьютеры.

Для новой МБР, ее ступеней и компонентов разрабатываются новые конструкционные композитные материалы - более легкие, жаростойкие, устойчивые к большим перегрузкам.

Следует также отметить, что в военных СМИ США неоднократно проходили сообщения о существовании в планах перспективных военных НИОКР проекта "планирующей маневренной суборбитальной ударной системы" (sub-orbital planing (gliding) maneuvering System), которая способна действовать в космосе и пограничной зоне "космос-атмосфера/стратосфера" и может снаряжаться ядерным или обычным высокоточным оружием точечного поражения.

Статус этой засекреченной программы неизвестен. Однако известна финансируемая экспериментальная программа "Общий аэрокосмический аппарат" - боевой аппарат "ФАЛКОН" (FALCON/CAV - Common Aerospace Vehicle). Этот проект выполняется параллельно двумя структурами НИОКР - НИЛ (ARFL) ВВС и Агентством DARPA МО (по бюджету МО на 2005 фин. год на программу CAV выделено соответственно 16,6 и 12,5 млн. долларов - всего 29,1 млн.).

Боевой аэрокосмический аппарат (Falcon/CAV) разрабатывается как платформа-носитель беспилотных разведывательных средств и разнообразного оружия поражения новых технологий, включая "проникающие" боеприпасы против заглубленных объектов и может стать маневренной платформой суборбитальной разведывательно-ударной системы оружия.

Морские силы


В соответствии с выводам и решениями, принятыми администрацией Джорджа Буша по итогам "всеобъемлющего пересмотра" и корректировки ядерной стратегии, боевого порядка и структуры ядерных СНС 2001 года (NPR-2001), боевой порядок и структуру ядерной триады СНС (МСЯС в частности) планировалось постепенно изменять, состав ПЛАРБ и арсенал БРПЛ и ядерных БГЧ сокращать и приводить в соответствие с известной инициативой президента Джорджа Буша о сокращении ядерного арсенала и соглашением с Россией о стратегических ядерных потенциалах и потолках арсеналов ЯБСН (1700-2200 единиц) "оперативно развернутых" ядерных боеприпасов СН для каждой из сторон.

Руководство ВМС и МО США тогда пришло к выводу о "чрезмерном бремени" содержания в МСЯС ВМС 18 ПЛАРБ СН (по состоянию на 2001 год) по финансовым, техническим, операционным (трудности комплектования экипажей, поддержания циклов боевого патрулирования) и концептуальным соображениям.

Боевой состав МСЯС на среднесрочную перспективу (до 2012 года) тогда был определен "достаточным" из 14 ПЛАРБ типа "Огайо" (бортовой боевой комплект из 24 БРПЛ на каждой лодке - всего 336 БРПЛ "Трайдент-II" D-5 UGM-133A в ядерном снаряжении). Арсенал "оперативно развернутых" ЯБСН (БГЧ ИН) на ракетах "Трайдент-2" (D-5) МСЯС США составляет 1680 единиц из расчета 5 ЯБСН в кассетной БГЧ каждой БРПЛ D-5; максимальные возможности снаряжения кассетной БГЧ ракеты D-5 допускают, по сведениям открытых источников США, снаряжение кассеты 8 и более ЯБСН.

Для "оперативного довооружения" МСЯС предусматривается определенная "квота" боеготового резерва "оперативно развертываемых" ЯБСН, планируемого для триады ядерных СНС США.

Однако согласно рекомендациям очередного пересмотра боевого порядка ядерных СНС (NPR-2005) к 2012 году арсенал "оперативно развернутых" (на БРПЛ D-5) ядерных блоков в МСЯС должен уменьшиться за счет сокращения, наиболее вероятно, количества боевых блоков (БГЧ ИН) до 4 единиц в кассетных контейнерах ракет D-5 и за счет сокращения количества ПЛАРБ в боевом составе.

Согласно бюджетным документам МО (от февраля 2005 г.) предусматривается к 2012 году сократить количество ПЛАРБ "Огайо" с 14 до 12 единиц (боекомплект ракет до 288 "Трайдент-II" D-5 mod.): в 2013 фин. году (с 1 октября 2012 календарного года) предусмотрены расходы на содержание только 12 ПЛАРБ "Огайо".

Из наличных (на 2001 год) 18 ПЛАРБ типа "Огайо" 10 лодок последних серий выпуска (SSBN 734-743), последняя из которых вступила в строй в 1998 году, были изначально вооружены ракетами "Трайдент-2" D-5 и составляют ядро МСЯС.

Другие 8 ПЛАРБ "Огайо" первых серий (SSBN 726-733) были вооружены устаревшими БРПЛ "Трайдент-I" С-4, в настоящее время выведены из боевого состава и разоружены (ракеты С-4 сняты с вооружения). Эти восемь ПЛАРБ проходят плановую глубокую модернизацию по продлению срока службы (c 30 до 45 лет), перевооружение на усовершенствованные ракеты D-5 и перезарядку реакторов ГАЭУ новыми тепловыделяющими элементами (ТВЭЛ).

Одна часть из них (4 ПЛАРБ, бортовые номера SSBN 730-733) модернизируются по программам перевооружения на усовершенствованные БРПЛ "Трайдент-II" (D-5), новыми электронными системами боевого управления, а также по плану перезарядки реакторов, которые должны обеспечивать эффективную службу реакторов и ПЛАРБ весь продленный до 45 лет срок службы лодок. Эти 4 ПЛАРБ после 2008 года пополнят боевой состав МСЯС до установленного штатного состава (14 или 12 ПЛАРБ СН).

Первая из них - "Аляска" (SSBN-732) - в 2004 году завершила перевооружение на D-5, провела испытания и введена в боевой состав МСЯС (стала 11-й по счету ПЛАРБ боевого ядра МСЯС). Три ПЛАРБ (SSBN-730, 731, 733) планируется модернизировать и перевооружить на D-5 в 2008-2010 фин. годах.

Другая часть лодок из 4 бывших ПЛАРБ "Огайо" первой серии (бортовые номера 726-729) модернизируется по программе перепрофилирования (переклассификации) в ПЛАРК общего назначения - платформы специальных операций (SSGN/SPECOP"s Platforms), перевооружаются на крылатые ракеты (КРПЛ) в обычном боевом снаряжении для ударов по береговым (наземным) объектам. Эти 4 лодки в новом качестве войдут в боевой состав подводных сил общего назначения (ПСОН) в 2006-2008 фин. годах.

Для решения боевых задач в новой роли (ПЛАРК/платформы спецопераций) эти 4 будущих ПЛАРК попарно перевооружаются на КРПЛ TLAM (Tactical Land Attack Missiles) - первая пара лодок на КРПЛ "Томахок" блок III (дальность 1850км), последующие 2 лодки - на усовершенствованный "Тактикал Томахок" блок IV (TACTOM, дальность до 2800 км) в трех вариантах бортового ракетного снаряжения - из 126, 140 или 154 КРПЛ типа "Тактом" и с комплектами специального снаряжения для команд специального назначения (от 40 до 66 бойцов спецназа с вооружением с самоходными подводными аппаратами на каждой лодке для подводных работ и высадки бойцов на берег).

Для повышения эффективности боевого поражения наземных объектов КРПЛ снаряжаются ударными боеголовками новых поколений - кластерными (контейнерными) в снаряжении до 300 самонаводящихся суббоезарядов или "проникающими" с тандемными кумулятивными боезарядами с предзарядом (precursor charge) для подавления обороны и эффективного поражения защищенных и заглубленных объектов, таких, как центры боевого управления, ШПУ МБР, базы ПЛАРБ СН, элементы и боевые средства ПРО и другие важнейшие военные, государственные и экономические объекты.

Прорабатывается вариант вооружения будущих ПЛАРК разработанным в ВМС корабельным вариантом армейской КР ОТН "ATACKMS" (дальность 300 км) c обычной проникающей или контейнерной (кассетной) БГЧ с суббоезарядами.

Бывшая ПЛАРБ "Флорида" (SSBN-728) завершила переоборудование в ПЛАРК (присвоен бортовой номер SSGN-728) и в конце 2004 года участвовала в учении ВМС "Гигантская тень" с целью проверки и оценки потенциальных операционных и боевых качеств и возможностей этого класса ПЛАРК как платформ КРПЛ и сил специальных операций.

Модернизация БРПЛ "Трайдент-II"


Параллельно с модернизацией ПЛАРБ с 2001 года планомерно финансируется и реализуется программа глубокой модернизации и совершенствования БРПЛ "Трайдент" D-5 (UGM-133A). Проводятся НИОКР и работы по продлению их строка службы, повышению технической надежности, энерговооруженности, живучести, возможностей преодоления развитых систем ПРО.

Согласно бюджетным документам МО общий боекомплект ракет в арсенале МСЯС определен из 425 БРПЛ "Трайдент-II" UGM-133A (D-5). По состоянию на конец 2004 года в арсенале имелось 408 ракет D-5. Партия из 17 недостающих ракет D-5 заказана компании "Локхид Мартин" (сборочный завод в городе Саннивэйл, Калифорния). График производства этих ракет предусматривает поставку заказчику (ВМС) по одной ракете ежемесячно. Последняя из 17 новых ракет D-5 поступит в арсенал МСЯС в феврале 2007 года. Общие ассигнования на производство 425 D-5 составят, по бюджетным документам МО, 15 млрд. 840,6 млн. долларов (стоимость одной ракеты D-5 составляет в среднем 24,5 млн. долларов).

Разработана программа глубокой модернизации 108 имеющихся в арсенале МСЯС БРПЛ "Трайдент-II" (D-5). Бюджетными документами МО от февраля 2005 года предусматривается до 2011 финансового года (включительно) модернизировать 108 БРПЛ D-5. График работ предусматривает модернизацию первой партии из 12 D-5 по полной программе (отработка технологии модернизации) с темпом одна ракета в месяц и поставку усовершенствованных ракет этой партии заказчику (ВМС) в 2008 фин. году; затем темпы модернизации планируется довести до двух ракет D-5 в месяц и ежегодно в 2009-2011 годах поставлять в арсенал МСЯС по 24 модернизированных D-5.

Программа модернизации D-5 предусматривает не только продление срока службы этих ракет, но фактически создание качественно новой по возможностям и эффективности стратегической ядерной системы оружия подводного развертывания на базе БРПЛ "Трайдент-II", тем самым позволяя избежать необходимости создавать и производить с огромными затратами времени и средств новую БРПЛ с чистого листа.

Общие затраты на НИОКР, модернизацию и производство усовершенствованных БРПЛ D-5 составят согласно бюджетным документам МО США от 5 февраля 2005 года 11,22 млрд. долларов (стоимость модернизации одной D-5, по тем же сведениям, превысит стоимость прежней ракеты и составит в среднем 27,2 млн. долларов).

По расчетам руководства ВМС США, успешная реализация программ глубокой модернизации и продления сроков службы ПЛАРБ (за пределы 2025-2030 гг.) и БРПЛ D-5 (ориентировочно за пределы 2030-х гг.) позволит сохранить и содержать сокращенный до 12 ПЛАРБ (с возможным сокращением до 10 единиц) компонент МСЯС на требуемом уровне боевых и операционных возможностей, избежать необходимости длительного и дорогостоящего строительства крупной серии (не менее 10 единиц) новых ПЛАРБ СН на замену ПЛАРБ "Огайо", исключить ущерб для боевых возможностей МСЯС и ядерных СНС в целом.

<

b> Перспективы авиации


С появлением ядерного оружия стратегические бомбардировщики ВВС США стали основным его носителем и боевой основой формирования компонента стратегических авиационных ядерных сил (АЯС) в будущей ядерной триаде СНС США. Они играли роль главного инструмента ядерного устрашения и стратегического сдерживания с самого начала холодной войны до появления в арсенале ядерных СНС наземных МБР и морских БРПЛ в ядерном снаряжении. Но и тогда роль стратегических бомбардировщиков сохранялась высокой в реализации сменявших одна другую концепций ядерной стратегии США, в которых АЯС выступала в качестве наиболее гибкого и эффективного компонента триады ядерных СНС в реализации концепции управляемого стратегического ядерного сдерживания/ведения ядерной войны. Ядерные бомбардировщики, как показывает опыт ядерного патрулирования американских B-52 в период холодной войны, можно использовать, например, в качестве эффективного инструмента гибкого (контролируемого) ядерного сдерживания в формах наглядной демонстрации воли и решимости удержать противника от развязывания войны угрозой применения ядерного оружия и избежать эскалации назревающего конфликта (ядерные бомбардировщики в отличие от МБР и БРПЛ в процессе боевого полета (ядерной операции) можно перенацеливать по задачам и объектам или отменять ядерные задачи, возвращать самолеты на базы и т.д.).

Однако в многочисленных войнах конца XX - начала XXI веков, которые вели вооруженные силы США в Индокитае (Вьетнам), против Ирака (1991 г.), на Балканах против Югославии (Сербии), в Афганистане (с конца 2001 г.), вновь против Ирака (с марта 2003 года), в ВВС США выявилась острая нехватка самолетов тактической авиации и особенно недостаток передовых авиационных баз поблизости от зон боевых операций для ее развертывания и организации необходимой авиационной поддержки наземных операций войск (палубная авианосная авиация по ряду причин и свойств не могла полностью восполнять эти недостатки). Поэтому военное руководство США стало в нарастающих масштабах привлекать стратегические бомбардировщики для тактической авиационной поддержки наземных, морских и воздушных операций в зонах боевых действий.

С бомбардировщиков B-1B "Лансер" были сняты ядерные задачи, и они полностью перенацелены на решение задач "глобального боевого воздействия" в составе формируемой аэрокосмической ударной системы "Лансер B-1B" и на задачи тактической авиационной поддержки экспедиционных оперативных группировок ОВС на удаленных ТВД.

В ВВС США насчитывается 94 единицы B-1B, из которых 23 самолета содержатся в оперативном резерве с экипажами высокой степени летной подготовленности и готовности.

Ударная авиационная система "Лансер" концептуально предназначается для быстрого "глобального" реагирования при поддержке космических средств на возникающие военные угрозы методом нанесения ракетных (КРВБ) и управляемых бомбовых ударов по противнику из-за пределов его рубежей ПВО и ПРО; бомбардировщики B-1B соответствующим образом совершенствуются на базе высоких технологий и вооружаются высокоточными дальнобойными средствами поражения новых поколений.

Ядерные задачи сохраняются для бомбардировщиков B-2 "Спирит" (в боевом составе ВВС - 20 единиц) и B-52 "Стратофортресс" (в ВВС - свыше 90 единиц). Оптимальные оперативные потребности ВВС США в бомбардировщиках B-52 в обычном и ядерном вариантах снаряжения командованием ВВС США оцениваются в 76 единиц, включая, по разным публичным оценкам, 25-30 единиц в ядерном и до 50 единиц в обычном снаряжении.

Как показывает опыт боевых действий ВС США на Балканах (против Сербии) и в Афганистане против талибов, B-2 и B-52 активно привлекаются для решения тактических задач обычным оружием, а также для боевых испытаний высокоточных управляемых систем авиационного оружия новых поколений - КР, управляемых бомб, средств РЭБ, электронной разведки, боевого управления оружием. По оценкам командования ОВС США, самолеты B-52 и B-2 в этих операциях показали высокую эффективность и подтвердили расчеты на положительные перспективы их боевого применения в обычных (неядерных) воздушных операциях стратегического и оперативно-тактического уровня.

Бомбардировщики B-2 совершенствуются на основе внедрения новой электроники боевого управления ядерным и обычным оружием; B-52 модернизируются для продления срока активной летной службы до конца 2030-х годов и переоснащаются новой электроникой. Таким путем ВВС планируют избежать необходимости создавать новый дорогостоящий бомбардировщик на их замену или восстанавливать производство дополнительных дорогостоящих B-2.

АЯС как компонент триады ядерных СНС США в современной стратегии комплексного сдерживания обладают рядом положительных (гибкость использования и управления в ядерных и обычных операциях) и отрицательных свойств, прежде всего таких, как уязвимость наземной инфраструктуры базирования, невозможность (по сравнению с наземными МБР и морскими ПЛАРБ/ БРПЛ) скрытного развертывания на боевых (пусковых) позициях и быстрого (немедленного) реагирования на внезапные удары вероятного противника и другими, менее значимыми свойствами.

По оценкам военных аналитиков, роль АЯС в СНС США в качестве гибкого инструмента комплексного ядерного-неядерного "управляемого сдерживания" на различных уровнях сохраняется, но в ближайшей перспективе будет заметно снижаться в связи с переориентацией стратегической авиации на решение преимущественно обычных (неядерных) задач оперативно-тактического уровня, прежде всего задач непосредственной авиационной поддержки войск (сил) в планируемых экспедиционных операциях на удаленных ТВД.

В связи с этим эволюционным процессом, который обусловливается как политическими решениями о сокращении к 2012 году ядерного арсенала СНС, так и повышающимися потребностями переориентации стратегических бомбардировщиков АЯС на решение преимущественно обычных задач оперативно-тактического уровня, в среде авиационных экспертов и офицерского командно-управленческого корпуса ВВС США формируется мнение о возможности и необходимости переоснащения на базе высоких технологий всех стратегических бомбардировщиков для решения обычных задач и о возможности ликвидации АЯС как компонента ядерной триады СНС США. Время и мероприятия руководства США, вероятно, покажут реальное направление развития американских СНС.

http://nvo.ng.ru/armament/2006-03-24/6_nuclear.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме