Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Не надо ставить точку"

Протодиакон  Андрей  Кураев, Радонеж

23.03.2006


Комментарий диакона Андрея Кураева к письму ученых в газету "Известия" …

В N газеты "Известия" от 20.03.06г. был напечатан материал, озаглавленный: "Новый "обезьяний процесс"? Академики выступают в защиту Чарльза Дарвина". Под этим броским заголовком сообщалось, что в редакцию газеты прислали письмо "ведущие ученые нашей страны, обеспокоенные вмешательством мракобесия в жизнь нашего, пока еще светского, общества". Вмешательством же, поясняют "Известия", является иск, поданный в суд в Санкт-Петербурге 15-летней школьницей, которая требует включения в школьную программу по биологии "теорию о создании живых существ по божьей воле". "Если так пойдет, то можно ожидать подобных исков против Ломоносова или Ньютона", ужасается газета и, отпустив тут же глупую шутку, заявляет: "на самом деле нам не до смеха, атака на дарвинизм - лишь наиболее яркий пример вмешательства мракобесия". Другие примеры приводятся в самом письме ученых. Собственно говоря, примеров немного, ровно один - ненавистная "православная культура" которую Церковь так и норовит внедрить в школу. Вот, оказывается, где зарыто мракобесие!

Само же письмо начинается с исторического экскурса: "80 лет назад в США закончился первый "обезьяний процесс". Не обремененные научными знаниями, но возмущенные самим фактом родства с обезья нами, американские экстремисты вновь и вновь обращались в суд, устраивая шумные пропагандистские кампании против преподавания дарвиновской теории эволюции в школе. Этим людям, к сожалению, неведомо, сколько серьезных подтверждений получила наука об эволюции за последние десятилетия". "Данные науки неопровержимо свидетельствуют о том, что жизнь существует на Земле более трех миллиардов лет, а не несколько тысяч лет, как утверждают сторонники "теории творения". Исследования палеонтологов доказывают, что свойства живых организмов, населяющих Землю, постоянно менялись, а не оставались неизменными. Палеонтологическая летопись происхождения человека от общего с современными человекообразными обезьянами предка прослежена весьма подробно. В течение XX века археологи обнаружили чрезвычайно убедительный ряд переходных форм между человеком и его обезьяноподобными предками. Факт эволюции подтверждается результатами анализа ДНК современных и вымерших животных. Эти анализы однозначно указывают на генетическое родство всех ныне живущих организмов друг с другом и, следовательно, на их происхождение от общих предков". "Эволюционная биология не только объясняет прошлое, но и дает ключ к решению ряда практических проблем, стоящих сегодня перед человечеством. На основе анализа механизмов эволюции популяций разрабатываются методы сохранения исчезающих видов. Изучение и эволюционное сравнение геномов различных видов позволяет выделять гены, вызывающие наследственные болезни человека. Методы и принципы эволюционной биологии позволяют установить механизмы появления и распространения инфекционных болезней и предсказывать свойства и пути изменений вновь возникающих патогенов. Современная биология видит в вирусах СПИДа и птичьего гриппа результаты эволюции и на этой основе строит стратегию борьбы с ними (создание вакцин и других противовирусных средств). "Теория сотворения" рассматривает эти вирусы как Божью кару и может предложить в качестве средств борьбы с ними лишь молитвы".

Поставив в пример православным католиков ("Надо сказать, что католическая церковь давно отказалась от попыток вмешательства в науку. Православная раньше этим не занималась вовсе, и не стоило бы ей приниматься за это бесперспективное дело сейчас."), составители письма переходят к самому главному - к коварному плану "иерархов РПЦ" извести в школах дарвинизм и ввести "Основы Православия": "На одной из пресс-конференций в Москве митрополит Климент сетовал, что в школах до сих пор преподают дарвинизм,... это далеко не первая атака РПЦ на школу (да и не только на школу). Напомним хотя бы о неоднократных попытках ввести в школах Закон Божий. То, что подобное внедрение в светскую школу грубо нарушает Конституцию страны, почему-то высоких религиозных деятелей не смущает". "Лоббисты, ратующие за православие в школах требуют: "Православие в школы немедленно!". Хотели бы заметить, что в России проживают люди, исповедующие практически все основные мировые религии. Не стоит забывать и об атеистах. Они тоже граждане нашей страны, и их у нас не так мало, как хотелось бы думать некоторым религиозным деятелям. Своеобразный православный шовинизм оскорбителен как для атеистов, так и для верующих, представляю щих другие конфессии, и никак не способствует единению страны. Мы считаем, что в школах следует ввести именно учебник "История мировых религий", упомянутый министром (разумеется, при том условии, что прочие религии не будут выглядеть в качестве малозначительной приправы к православию), но никак не "История православия", которая очень быстро перейдет в Закон Божий. А для этого власти следует вспомнить о том, что она согласно Конституции управляет светской многонациональной, многоконфессиональной страной".

Редакция обозрения "Радонеж" обратилась к известному миссионеру, профессору Московской Духовной Академии, диакону Андрею Кураеву с просьбой прокомментировать напечатанное в "Известиях" письмо. Вот его комментарий:

Прежде всего, я хотел бы засвидетельствовать свое уважение ученым, подписавшим письмо. И тем более горько мне было увидеть, что референт, готовивший текст для подписей, предпочел тон журналисткой агитки спокойному анализу. Оттого в тексте появились штампы, ведущие родословную от журнала "Воинствующий безбожник". Имеется в виду фраза о том, что религиозный человек "рассматривает вирусы как Божью кару и может предложить для борьбы лишь молитву". За этой фразой стоит предельная примитивизация жизни и мышления религиозного человека. Ткань общественной и культурной жизни целостна, и поэтому монах может молиться об избавлении от вирусов, но одновременно благословить ученого-вирусолога на его вполне научные труды.

Очень странно видеть в тексте, подписанном академиками утверждения, что "в спорах о происхождении человека давно поставлена точка". Очень странно, что люди, на словах выступающие против догматизма, сами провозглашают некоторые очень важные зоны человеческой проблематики находящимися вне вопрошания, критики, перепроверки и дискуссии.

Теперь по сути. Церковь в России не ставит вопрос об изъятии преподавания эволюционистской теории из школьной или университетской программы. Мы, прежде всего, хотели, чтобы учащимся эта тема преподносилась как поле междисциплинарных исследований и дискуссий. И в этом смысле было бы уместным сказать, что в мире культуры есть много языков, много методов самопознания человека, и те ответы, которые предлагает дарвинистская теория, есть лишь один из способов понимания человеком своего места в нашем мире.

Второе. Мы бы хотели, чтобы студенты и школьники представляли себе многовариантность современного научного мира. Академики, подписавшие данное письмо утверждают, что "эволюционистская теория признана научным сообществом, как единственное разумное объяснение". Я рад увидеть, что эти академики разделяют ту точку зрения, согласно которой критерием истины в современной науке считается принятие той или иной теории мировым сообществом ученых. Однако именно этому критерию дарвинистская теория эволюции не соответствует. Есть недарвинистские, и даже религиозные эволюционистские теории - достаточно вспомнить Тейяра де Шардена, А. А. Любищева, теорию номогенеза академика Л. С. Берга. И каждый год в рамках Рождественских чтений мы встречаем десятки современных действующих ученых, которые иначе видят происхождение и развитие живого мира, нежели авторы дарвинистских учебников.

Наконец, хотелось подчеркнуть, что позиция православного богословия не совпадает с позицией американских баптистских креационистов. В традиции русского академического богословия еще с XIX века - признавать за миром живого способность к самоорганизации и развитию, и поэтому мы можем включить эволюционистское видение как часть в нашу общую мировоззренческую картину. Мы не хотим отрицать и противоборствовать. Мы просто хотим, чтобы гипотезы оставались гипотезами, а естествознание и философия не подменяли бы друг друга. Думаю, что если дети узнают о глубине дискуссий, которые ведутся даже в мире биологии, это пробудет их интерес к тому, чтобы поступать в серьезные научные образовательные центры. А если ребенку сказать, что в такой-то дискуссии поставлена точка - это будет плохим приглашением. Именно в этом случае ищущий ум подростка отвернется от сциентистских догм и обратится к тем людям, которые сохранили способность задавать вопросы.

Диакон Андрей Кураев

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=1632



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме