itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

В поисках потерянного рая

Сыграем со старостью в прятки?

0
160
Время на чтение 7 минут
Почему так популярен нынче культ молодости? Почему многие пожилые (и не только) люди готовы омолаживаться любой ценой и как к их попыткам относится Церковь? Как вообще христианам воспринимать возраст? Об этом мы беседуем с диаконом Михаилом ПЕРШИНЫМ - заведующим информационно-издательским сектором отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви.

- Отец Михаил, чаще всего человек не стремится к физическому бессмертию, понимая, что оно невозможно, а просто хочет и в старости оставаться молодым. Такое стремление - оно было во все времена или появилось только сейчас?

- Заблуждаются те, кто полагает, будто христианство - это мрачная мироотрицающая религия, запрещающая удовольствия, наслаждения и красоту. Будто нормой оно считает морщины, седые волосы, согбенную фигуру, черный платочек. Этот стереотип бытует не только в России, но и на Западе. Однако вера говорит совсем о другом.

Христос не запрещает радости жизни, просто во главу угла должно быть поставлено восхождение к их источнику, к Богу, с целью стяжать нечто большее - благодать. А коли так, возникает вопрос меры, вопрос приоритетов. Какова в вашей жизни мера косметики, развлечений, путешествий? Тут общего ответа не найти, тут, чтобы ощутить эту меру лично для себя, нужна более-менее упорядоченная церковная жизнь, нужны советы духовника.

Поэтому, я думаю, не стоит вот так сразу порицать всех, кто, казалось бы, чересчур заботится о себе, - попытаемся их понять. В урбанистическую эпоху люди слишком одиноки, а потому хотя бы в своем внутреннем мире пытаются казаться моложе, чем на самом деле. К тому же, браков все меньше, детей рожают реже - а значит, одиноких становится все больше. И люди начинают бояться одиночества. Многие пожилые горожане сейчас живут без детей, без родных. И они просто физически боятся, что заболеют, а ухаживать будет некому.

Потому многие сегодня так помешались на здоровье. А подспудно человек просто хочет вернуться в рай. И чувство, будто все дороги перед тобой открыты и все сердца покорены, создает эту эфемерную иллюзию.

Не стоит забывать, что косметика одного корня со словом космос, означающим в древнегреческом "убранство, порядок". Так вот пространство, космос души не менее важен, чем внешний "прикид". Как очень точно сказал Владимир Зелинский: "Церковь юнеет в своих старухах". Это удивительная молодость - не внешняя, а внутренняя. Она свойственна всерьез воцерковленным людям. Именно такой внутренней красоты, внутренней гармонии подспудно ищут многие - но как найти, не знают. Потому и волосы красят, и в молодежные наряды одеваются. Но обычно это приводит лишь к разочарованию. Оттого сейчас так распространена депрессия.

- А почему именно "сейчас"? Все-таки в нашем времени есть что-то, усиливающее эти тенденции?

- Дело здесь не в прогрессе как таковом, но, скорее, в культуре, в тех целях, которые ставит перед собой европейская цивилизация. Культ моложавости - лишь следствие пути, которым она идет вот уже несколько веков, одно из проявлений ее кризиса.

Культурологи делят цивилизации на два типа - сотериологические и гедонистические. Критерий - вопрос о том, ради чего человек живет на земле. Если только ради наслаждения и счастья в этой земной жизни, - перед нами гедонистическая цивилизация, если же самое главное совершается в посмертии, то это цивилизация сотериологическая. Легко привести примеры. Древний Египет - цивилизация сотериологическая, Рим эпохи упадка - гедонистическая.

СССР - тоже, кстати, пример гедонистической идеологии, которая исходила из того, что реальность универсума исчерпывается миром материи, никакого духа нет, а тем самым нет и посмертия. И неслучайно, проектируя рай на земле, большевики до неузнаваемости исказили все глубинные архетипы народа - в образах смерти, рождения и брака. Если погребение издревле уподоблялось сеянию, то уже в 1921 году Корней Чуковский описывает, как в Петрограде бани переоборудовали в крематории, куда комиссары вместе с красной интеллигенцией ездили смотреть на сжигание трупов. Тогда же была крайне упрощена процедура развода. Женились по нескольку раз в год, что привело к росту венерических заболеваний и числа беспризорников. Впервые в истории человечества были полностью легализованы аборты. А затем, по мысли Ясперса, те, кто научился предавать "партнеров" и убивать нерожденных детей, органично вошли в ряды доносчиков и исполнителей приговоров. Гедонизм обернулся ГУЛАГом.

И наша современная европейская цивилизация по мере дехристианизации все более сползает к гедонистическом типу. Ее манифестом могут служить слова апостола Павла: "По рассуждению человеческому... какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!" (1 Кор 15:32).

Вот почему во всех подобных культурах табуируется тема смерти. Наступает "вакуум" смысла: ни у болезней, ни у страданий, ни у умирания его нет - и это самое страшное. От этой бессмысленности хочется спрятаться, закрыться. По-всякому - или простым умолчанием, или с помощью словесной эквилибристики вроде парадокса Эпикура: "Смерти нет, потому что пока мы есть, ее еще нет, а когда она есть, нас уже нет". Он построен на вере в то, что человек равен своей биологии, абсолютно без-душен и без-духовен, а потому в нем нет ничего, что могло бы пройти сквозь врата смерти.

Отсюда и вытекает желание максимально продлить жизнь. А за этим таится подспудный страх: вдруг за чертой смерти все-таки что-то есть, и это что-то нас там ждет. (Отметим в скобках, что христианину бесконечно легче: умирая, он проходит мимо смерти, поскольку из лап смертного ужаса его освобождает распятый и воскресший Господь. "Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек" (Ин 8:51). Для верующего смерть становится эпизодом жизни).

Идея наслаждения любой ценой вкупе с идеей земного бессмертия и порождают тягу к повальному омоложению. И подобно Волан-де-Морту, полагавшему, что "нет ничего страшнее смерти", такие люди ради продления своей жизни готовы уничтожать чужие. К примеру, превращать эмбрионы в сырье для изготовления препаратов.

Именно в отказе признать то, что есть вещи страшнее смерти, и коренятся мечтания об эликсире бессмертия, настоянном на отнятых жизнях других.

- Вы говорили об уничтожении эмбрионов. Видимо, имеется в виду проблема "стволовых клеток", получаемых из "абортивного материала". Как известно, Церковь решительно против. Но какова ее аргументация?

- Знаете, в Папуа Новой Гвинее, людоеды, когда есть было нечего, в одном из племен поступали так: ловили кого-нибудь из другого племени, а затем скакали вокруг него, повторяя: "ты лягушка, ты лягушка". И не трогали. И так до трех суток. И лишь после того, как измученная жертва сама соглашалась с этим, эти совестливые люди приступали к трапезе. Если пленник упорствовал, его могли и не съесть.

Вот так и современная цивилизация, не желая признать, что занимается каннибализмом, придумала себе массу оправданий - почему можно клонировать человека, почему можно отказать эмбрионам в праве именоваться людьми. Все эти теории обслуживают одну-единственную затею: оправдать собственное омоложение ценой жизни людей. И тут мы недалеко ушли от нацистской Германии, где тоже ценой жизни целых народов ковалось благосостояние правящей расы. Разница лишь в том, что нынче, уничтожая миллионы эмбрионов, решают не национальные, а личные проблемы.

Однако уже сейчас страны, вышедшие на уровень технологий, который необходим для подобного омоложения, начинают диктовать миру свои условия. И наряду с рынком нефти возникает рынок "эмбриональных эликсиров". Рынок жизни. А на любом рынке спрос формирует предложение. Спрос на жизнь неисчерпаем. Тем же, кто станет возражать, заявляют: да вы негуманно мыслите, вы против жизни, против человечности!

Всё как в фильме "Матрица": человеческие жизни превращаются в батарейки.

Если говорить о позиции Церкви - то, прежде всего, вспомним, что она исходит из опыта Воскресения. Каждая зачатая жизнь - это не просто биологическая ткань, а замысел Бога именно об этой душе, об этом человеке. Бог ведет человека с момента его зачатия, независимо от внешних обстоятельств: в пробирке он зачат или в материнской утробе (что, конечно, гораздо естественнее).

Чаще всего те, кто хочет распоряжаться эмбрионами как "сырьем", говорят: ведь если бы эти дети родились, далеко не все из них были бы счастливы, многих ждали бы страдания и болезни. На это можно возразить, что Бог не делит людей на счастливчиков и неудачников, на бедных и богатых, на здоровых и больных. Он в равной мере любит и тех, и других. И всем желает даровать Свою предвечную благодатную славу. И ради этого идет на Крест.

Мы знаем, например, что в сонме святых есть блаженная Матрона. Она родилась инвалидом. Ножки и ручки короткие, слепая была. Есть ли смысл в ее жизни с точки зрения гедониста? Конечно, нет! Но и она сама, и через нее тысячи людей обрели жизнь вечную.

Какими бы болезнями человек ни страдал, смысл в его жизни все равно есть. Пускай мы его не видим, не понимаем - но Бог видит. Поэтому аборт - убийство, ведь каждый эмбрион - это отдельная, Богом данная жизнь. Грех детоубийства выжигает душу и матери, и ее супругу или "партнеру", и родственникам, толкнувшим на это, и врачам. А что происходит после убийства, мы знаем хотя бы из романа Достоевского "Преступление и наказание", где до Раскольникова доходит: "Я не старушонку, я себя убил".

Всякое действие имеет и обратные последствия. Продление биологической жизни ценой уничтожения человеческих эмбрионов умерщвляет душу, и та начинает распадаться.

Именно в этом контексте мы воспринимаем аборты и клонирование человека.

- И все-таки позвольте вновь вернуться к нашему первому вопросу: быть может, основная проблема стремления к вечной молодости еще и в том, что каждому возрасту свойственно нечто свое, и от этого нельзя убежать, будет только хуже?

- В принципе, это так. Влияет и физиология, и накопленный к данному моменту жизненный опыт. Но бывают и исключения. Мне приходилось видеть восьми-десятилетних детей, приговоренных к смерти различными болезнями, и близость исхода давала им мудрость, которой не встретишь у взрослых. Но встречались мне и люди весьма зрелого возраста, которые в стремлении прихорашиваться, омолаживаться, говорить только про кофточки и модные машины закупоривали себя в отрочестве. И здесь важно понять одну вещь: время - благословение, а не прокрустово ложе нашей судьбы. В каждом возрасте человеку по-своему открывается жизнь. По-разному воспринимается не только мир, но и вера. К примеру, подросток готов идти во всем до конца - в том числе и в служении Богу. Не случайно многие из тех, кто стали монахами, приняли такое решение в раннем возрасте, в 12-14 лет. Конечно, с течением времени мы меняемся. Приходит опыт компромиссов, и уже нет той решимости и жертвенности. С каждым годом все сложнее менять свою душу, сложнее ее перевернуть. Человек ищет утешения, уверения... каких-то совсем не юношеских интонаций в нашей церковной традиции.

Но тут возникает вопрос о границах. Что считать молодостью, что зрелостью, что старостью? В реальной жизни все очень сложно, единых критериев нет. Возраст биологический и возраст духовный далеко не всегда совпадают. Поэтому не всегда нужно подгонять себя под свои года. Можно до старости играть в детство, а можно и будучи ребенком, прикоснуться к вечности.

Беседовал Алексей СОКОЛОВ

http://www.fomacenter.ru/index.php?issue=1§ion=3&article=1621
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Диакон Михаил Першин
Все статьи Диакон Михаил Першин
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09