Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Африканское дежа вю

Станислав  Минин, НГ-Религии

15.03.2006


Низложение эритрейского Патриарха напомнило события в Эфиопии 30-летней давности …

На IX Ассамблее Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Порту-Алегри было обнародовано письмо эритрейской общины в Великобритании генсеку ВСЦ Сэмюэлю Кобиа. В нем утверждается, что глава Эритрейской Церкви (ЭрЦ) Патриарх Антоний I был "незаконно низложен" подконтрольным правительству страны Синодом. В настоящее время он находится под домашним арестом, лишенный контактов с внешним миром и медицинской помощи.

ВСЦ предлагается вмешаться в эту ситуацию и обратиться к правительству Эритреи. Аналогичные письма были отправлены Папе Римскому Бенедикту XVI, главе Коптской Церкви Папе Шенуде III, генсеку ООН Кофи Аннану.

Официальной реакции на это письмо пока не последовало, но информация о конфликте вокруг Патриарха Антония I впервые прозвучала на столь высоком международном уровне. Сама история с низложением главы ЭрЦ отнюдь не нова. Еще в августе 2005 г. она стала центральной для оппозиционных эритрейских СМИ (в частности, интернет-сайта Asmarino.com), базирующихся преимущественно в США.

По версии оппозиционных СМИ, ссылающихся на текст постановления Священного Синода ЭрЦ, 18 августа 2005 г. Синод под председательством уполномоченного представителя правительства страны по делам религий Йофтахе Диметроса "отстранил Антония I от управления Церковью", сохранив за ним лишь "церемониальные функции".

В январе 2006 г. Патриарх был официально уведомлен о собственном низложении и в ответном письме Синоду отказался признавать его решение легитимным. По словам главы ЭрЦ, решение Синода противоречит каноническому праву Церкви, согласно которому низложение Патриарха возможно лишь в случае совершения последним тяжкого греха, впадения в ересь или сумасшествия.

Обвинения, выдвинутые против Патриарха Антония на заседании Синода, в свою очередь, напрямую касались его политической позиции и деятельности. В частности, причинами для обвинений стали отказ главы ЭрЦ отлучить от Церкви членов обновленческого движения "Медхане Алем", запрещенного правительством, критика властей и обращение к президенту страны с требованием выпустить на свободу трех опальных православных священников.

Все это подтверждает политический характер низложения Патриарха, хотя министр информации Эритреи Али Абду Ахмед в интервью агентству "Франс-пресс" заявил, что правительство не имеет отношения к решению Синода. В свою очередь, дипломатические источники в Эритрее еще в августе сообщили "Би-би-си", что Антоний I был смещен после "консультаций представителей Синода с членами правительства". Более того, на "политический след" в низложении главы ЭрЦ указывает и назначение мирянина Йофтахе Диметроса Управляющим Церковью, что, по словам самого Антония I, полностью противоречит каноническому праву и является "незаконным" и "неприемлемым".

Антоний I и эритрейская диаспора, выражающая лояльность низложенному Патриарху, полагают, что именно Диметрос играет роль "кукловода" в отношениях с членами Синода. Именно ему якобы принадлежит как инициатива смещения Антония I, так и инициатива избрания нового главы Церкви. Оппозиционные СМИ и эритрейская диаспора называют августовский Синод "путчем".

Полной ясности по вопросу об избрании нового Патриарха на данный момент нет. По сообщениям ряда информационных агентств (в том числе Би-би-си), новым главой Церкви 25 августа 2005 г. был избран глава епархии Сераэ, епископ Диоскор. В свою очередь, по данным организации "Всемирная христианская солидарность", Йофтахе Диметрос с целью избрания главы Церкви созвал Синод лишь 20 января текущего года. Антоний I в своем обращении к Синоду призывает его "не посвящать" нового Патриарха, а епископа Диоскора - "воздерживаться от своих действий". По всей видимости, "преемник" Антония I уже назван, но еще не посвящен.

Совершенно очевидно, что именно оппозиционные СМИ выигрывают информационную войну в ситуации с низложением главы ЭрЦ. Причина не только в активности или пассивности официальных информационных источников. В докладах организации "Международная амнистия" и Госдепа США за Эритреей прочно закрепилась репутация одной из основных стран - нарушительниц прав верующих. Кроме того, версия низложения Антония I, предлагаемая оппозиционными СМИ, находит достаточно очевидные параллели в современной истории Республики Эфиопия, частью которой до 1993 г. являлась Эритрея.

В 1976 г. коммунистическое правительство Эфиопии, пришедшее к власти после свержения монархии в 1974 г., приняло решение о низложении и последующем аресте главы Эфиопской Церкви (ЭфЦ) Патриарха Феофила I. Формальной причиной послужило посвящение пятерых епископов без согласия властей. В то же время представители коммунистической партии "Дерг" подозревали Феофила I в сотрудничестве с монархическим движением "Эфиопский Демократический союз", ответственным за ряд антиправительственных мятежей на севере и западе страны.

Именно правительство инициировало избрание Священным Синодом ЭфЦ Патриарха Текле Хайманота, монаха-отшельника, не имевшего никаких связей с монархией и под давлением властей посвятившего 14 новых епископов. Ни посвящение нового Патриарха, ни посвящение новых епископов не были признаны законными главой другой Церкви Востока - коптским Папой Шенудой III. Официальные контакты между Церквами были прерваны вплоть до 1991 г. В то же время при полностью обновленной структуре Церкви Текле Хайманот не оказался "марионеточным Патриархом". Он, в частности, отказывался признавать легитимной деятельность назначенного правительством Управляющего Церковью.

После падения коммунистического режима в 1991 г. преемник Текле Хайманота - Патриарх Меркурий был обвинен в сотрудничестве с "Дергом" и ушел на покой. Новым главой ЭфЦ стал Патриарх Павел I, один из епископов, посвященных Патриархом Феофилом I. Примечательно, что нового главу ЭфЦ также обвиняют в политической ангажированности и сотрудничестве с "Эфиопским народным революционным демократическим фронтом" (ЭНРДФ), партией, которая де-факто начиная с 1991 г. единолично управляет страной.

Эритрея - фактически монопартийное государство, в котором вся полнота власти принадлежит "Народному фронту освобождения Эритреи" (НФОЭ). Совершенно очевидно, что при такой политической конъюнктуре власть достаточно настороженно относится к любым объединениям. Религия продолжает играть весомую роль в эритрейском обществе, и именно религиозные организации в отсутствии реальных политических конкурентов НФОЭ могут стать ядром оппозиции.

В ситуации с такими "новыми" религиозными движениями, как пятидесятничество или "Свидетели Иеговы", правительство активно использует проверенное средство: отказ в регистрации и запрет на деятельность в стране. Запреты также возможны в отношении обновленческих движений внутри ЭрЦ (таких, как "Медхане Алем"), но никак не в отношении самой ЭрЦ, к которой принадлежит половина населения страны.

Совершенно понятно, что партия, монополизирующая власть в стране, будет стремиться к лояльности таких организаций. "Эфиопский" вариант с назначением Управляющих, низложением Патриарха и установлением контроля над Синодом - крайнее, но довольно эффективное средство в деле снискания такой лояльности.

Безусловно, возможное посвящение "лояльного" правительству Эритреи Патриарха будет способствовать маргинализации ЭрЦ. Павел I и Папа Шенуда III едва ли признают нового главу этой Церкви. Однако если партия "Дерг" в своей политике опиралась на создание новой церковной иерархии, то в нынешней ситуации в Эритрее речь идет о сотрудничестве правительства с епископами, посвященными самим Антонием I и его предшественниками. Если предположить, что Антоний I отлучит всех епископов от Церкви, то изоляция не позволит ему создать альтернативную иерархию.

На сегодняшний день ни один из иерархов ЭрЦ не высказался против низложения Патриарха. Фактическая оппозиция - это священники диаспоры, например, Совет священников епархии ЭрЦ в Северной Америке. Бескомпромиссность представителей диаспоры может привести к расколу внутри Церкви. Однако очевидно, что и епископы ЭрЦ были вынуждены принять очень нелегкое решение. Политическое положение православных в Эритрее таково, что Церковь вынуждена идти на компромиссы с властью, даже если эти компромиссы даются ценой нарушения канонического права. И изменить эту ситуацию едва ли смогут санкции международных организаций или резолюции ВСЦ.

http://religion.ng.ru/politic/2006-03-15/3_dejavu.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме