itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Зачем нам полковое духовенство

Протоиерей Георгий Митрофанов: "Наша армия по сей день не сделала выбора..."

0
177
Время на чтение 5 минут
Как мы уже рассказывали в предыдущем выпуске газеты, Главной военной прокуратурой подготовлен и направлен в Минобороны, Госдуму и Федеральное Собрание законопроект о введении в армии института полкового духовенства. Мы попросили прокомментировать эту инициативу известного петербургского священника и миссионера протоиерея Георгия Митрофанова.

- Отец Георгий, насколько, по вашему мнению, армия готова к созданию института полкового духовенства?

- Не раз уже говорилось, что состояние дел в армии является отражением дел в обществе. Российская армия - один из самых секуляризованных институтов в стране, в особенности ее генералитет, полностью сформировавшийся в советское время. Впрочем, и среди рядовых верующих очень немного. Можно много говорить о том, как тяжело этим людям без веры, но ко встрече со священством они не готовы. Это очень затруднит работу.

- Возможно ли обращение к дореволюционному опыту?

- Ситуация тогда была принципиально иной. Веровало большинство офицеров и нижних чинов. При всех недостатках они с колыбели имели дело со священниками. Поэтому аналогии проводить невозможно. Институт духовенства сейчас намного меньше будет востребован, чем раньше. Российская армия продолжает традиции той, где воспитанием занимались особисты и комиссары. Сейчас, когда советская идеология рухнула, ей пытаются подыскать замену. Но в ветхие меха не наливают молодого вина. Мировоззренческие ценности Вооруженных Сил очень далеки от христианских. Патриотизм может быть христианским, а может - языческим. Сейчас в армии доминирует новоязыческий, советский патриотизм.

- Однако у нас за плечами тысячелетний опыт христианской армии...

- Эта традиция была прервана очень резко и для большинства офицеров не востребована. Они, как правило, мало знают об истории русской императорской армии и флота и мало что хотят знать. Их лояльное отношение к духовенству не должно нас обманывать. Священников воспринимают как новых политруков, призванных обуздать солдат, сделать ситуацию более контролируемой. Нет понимания кардинальной разницы между коммунистической тоталитарной идеологией и православной верой. Гражданская война выразительно показала, как непохожи две русские армии - белая и красная. Они были настолько разными, что, казалось, принадлежат разным эпохам, цивилизациям. Наша армия по сей день не сделала выбора, продолжательницей каких традиций она хочет стать.

- Так что же, Церкви нужно держаться от армии подальше?

- Нет, выдерживать необходимую дистанцию, постепенно и очень осторожно ее сокращая. Вырабатывать принципы отношений, набираться опыта. Пока он недостаточен. Плохо подготовленная встреча может дать эффект обратный задуманному. Нужно разобраться - зачем мы нужны солдату? Не государству, не генералу такому-то, а солдату. Священники нужны в армии безотносительно даже к выполнению пастырских функций уже хотя бы потому, что наш солдат совершенно бесправен и беззащитен. И если в Вооруженных Силах появятся люди, не зависящие от командования и в то же время осведомленные в психологических, нравственных и даже бытовых проблемах наших солдат, это присутствие будет очень полезным. Кто, как не священник, сможет донести до общества и государства те армейские беды, которые сейчас скрываются.

- Церковь - единственный общественный институт, который армия готова пустить к себе. Это и понятно. Разного рода правозащитникам совершенно безразлично, развалится армия после их вмешательства в ее дела или нет. А у христианства к армии с языческих еще времен особое, уважительное отношение. Но конфликты с армейским начальством все равно неизбежны. Слишком много в армии безобразий, на которые честный священник не сможет закрыть глаза. Не приведет ли это к тому, что в какой-то момент армейское начальство осознает, что поспешило с согласием на присутствие духовенства в армии?

- Духовенство будет иметь существенные шансы на успех лишь тогда, когда армия перестанет быть закрытой системой с рабским трудом на генеральских дачах, например, бесправием солдат и даже офицеров. Нам нужна армия свободных людей, где определены все права и обязанности. Допустим, что солдат, голодных, забитых, вместо ленинской комнаты поведут в храм. Возможен ли в этой ситуации их диалог со священником? Как это ляжет на душу, не будучи свободным, осознанным выбором?

- Тем не менее, офицерство довольно отчетливо понимает, что без помощи священства ему не справиться. Больше обратиться не к кому. Веруют офицеры или нет, но им ясен ужас ситуации, когда сотни тысяч людей собраны вместе и вооружены, но при этом духовно, нравственно вся эта масса совершенно бесформенна. Мне кажется, создание института полкового духовенства может стать прорывом в отношениях Церкви и общества.

- Безусловно, это так. Церкви должно быть гарантировано право доступа и в Вооруженные Силы, и в школы, и в больницы, и в тюрьмы. Должны быть четко определены права духовенства осуществлять свою деятельность везде, где находятся наши граждане православного исповедания. Я считаю проект создания института полкового духовенства шагом в верном направлении, но все его положения должны быть тщательно проработаны, все опасности учтены. У нас очень мало кадров. Многие офицеры сами не веруют и не понимают, зачем вера нужна солдатам. Они не считают, что у солдат есть какие-то права, в том числе духовные.

- Институт полкового духовенства предполагает присутствие в войсках не только православных священников, но и представителей других конфессий. Смогут ли они нормально сосуществовать?

- Здесь можно вспомнить опыт армии генерала Врангеля, где, наряду с нашими священниками, были старообрядческие, мусульман окормляли их муллы, калмыков - буддистские ламы. Опыт многоконфессионального духовенства в частях есть, его нужно использовать.

- Священников в армии будет финансировать Министерство обороны?

- Я категорически против этого, против подчинения духовенства непосредственно Министерству обороны. Даже до революции, когда Церковь и армия не были отделены, полковые священники подчинялись дивизионным благочинным, благочинные - протопресвитеру армии и флота, а он - Синоду. Подчинение священства светскому руководству противоречит канонам. Священник должен подчиняться священноначалию, канонически невозможно его подчинению кому-либо еще.

- Но пастырь должен что-то есть, а в военных частях он работает безвозмездно. И, соответственно, может уделять им минимум внимания. Именно поэтому эффект 15-летней работы священства в армии не слишком велик. Церковь не в состоянии прокормить 3-5 тысяч священников, которых армия хочет привлечь к служению в своих рядах.

- Не нужно гнаться за количеством. Даже в дореволюционной армии, по численности сопоставимой с нынешней, число священников никогда не измерялось в тысячах. Достаточно, если в каждом округе будет существовать группа священнослужителей, полностью сосредоточенная на работе с армией и получающая жалованье от Московской Патриархии. Сколько мы можем себе позволить содержать военных священников, столько пусть и будет. Все, что свыше, - от лукавого. Ради количества придется жертвовать качеством присутствия в Вооруженных Силах и обрекать себя на провал. К тому же у нас не только денег на это не хватит, но и кадров, и возможности их отбора. Если проект создания полкового духовенства будет утвержден, Церкви предстоит миновать несколько очень опасных подводных камней. Возможности открываются огромные, но и ответственность возрастает в той же степени.

Беседовал В.ГРИГОРЯН

http://www.vera.mrezha.ru/511/6.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Митрофанов
Все статьи Протоиерей Георгий Митрофанов
Последние комментарии