Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Страсти по Единоверию"

Михаил  Тюренков, Правая.Ru

13.03.2006

Прекрасно осознавая подлинные цели антицерковных сил, какими бы изощрёнными методами они не пользовалось ради того, чтобы подорвать единство канонического Православия, единство Русской Церкви, мы все должны хорошо помнить, что "Врата адовы не одолеют Её", о чём, в частности, нам неизменно напоминает празднество Торжества Православия, совершившееся в этом году в минувший воскресный день

С порталом "Кредо.Ру" уже давно всё ясно. Нет смысла что-то кому-то доказывать, спорить, убеждать или, напротив, оправдываться. Нужно просто знать самим и делиться этим знанием с теми, кто по наивности или же недостаточной информированности плохо представляет себе антицерковную и антигосударственную сущность портала.

Ни для кого не секрет, что в России издревле водились патологические русофобы, и пока они не вещали с высоких трибун, худшим вариантом для оных была лишь опасность схлопотать по физиономии от иного излишне прямолинейного патриота. Однако, как нам всем хорошо известно, страх перед "битой мордой" неизбежно провоцировал подобных деятелей отнюдь не на скромность и замкнутость, но, напротив, на скандальность и навязчивое стремление продемонстрировать всему мiру свой фонарь под глазом. Мол, посмотрите, насколько варварская "эта страна", какие здесь дикие нравы, и как нам тут нелегко! Ну и, конечно же, безконечные требования компенсаций за моральный и материальный ущерб в виде "сущей малости": самой России.

Таковым было и остаётся отношение антицерковного лобби к Русской Православной Церкви: не смог уничтожить, - раздели; не смог разделить, - опорочь; не смог опорочить, - так хотя бы создай в Ней самой видимость внутренних раздоров, склок и неурядиц. Ещё лучше, если удастся актуализировать эту видимость, внеся реальные нестроения во внутрицерковную среду. Именно на последней ниве особенно активно "труждается" упомянутый нами портал. Хотелось бы надеяться, что безуспешно, хотя и закрывать глаза на эти попытки всё же не стоит. Стоит же, напротив, внимательно наблюдать за подобными действиями и вовремя выявлять тот вектор, в котором они направлены.

Собственно говоря, любая тема, рассмотрению которой "Кредо" уделяет отдельный сюжет, должна настораживать православных аналитиков. Будь то вопросы воссоединения РПЦ и РПЦЗ, проблемы "свободы совести" или же ситуация вокруг Всемирного совета церквей. Освещение порталом каждой из них неизбежно открывает перед читателями массу "подводных камней" (реально существующих или же нет, в данном конкретном аспекте - абсолютно нерелевантно), большинство из которых выставляют Русскую Церковь в более чем неприглядном свете. Однако подобная публицистика отнюдь не является "высшим пилотажем" "Кредо", иные из авторов которого умеют работать гораздо более изощрённо. Пример тому - анатомический разбор актуальных проблем современного Единоверия, предпринятый порталом в течение двух последних недель. Предпринятый, признаемся, мастерски, в соответствии со всеми законами жанра: вступлением, кульминацией, развязкой; с использованием героев и антигероев, добрых и злых следователей; а также неизбежной "моралью" в конце. "Моралью", несомненно, антицерковной.

Попробуем же абстрагироваться от факта собственного участия в данном "спектакле абсурда" и, заняв удобную позицию стороннего наблюдателя, проследить постановку "Единоверческих страстей" на страницах портала "Кредо.Ру".

Итак, для начала стоит напомнить, что отношение рассматриваемого сетевого ресурса к проблематике церковных расколов с самого начала его существования было более чем неравнодушное. Причин тому множество, одной из которой является никем не скрываемый факт нахождения главного редактора "Кредо" Александра Солдатова в юрисдикции некогда нашумевшего, а на сегодняшний день достаточно маргинального "суздальского раскола" ("РПАЦ") лжемитрополита В. Русанцова, отлучённого от Церкви ещё в 1997 году. Более того, имеются сведения, что г-н Солдатов является одним из идеологов "внутрисуздальского" квазираскола т.н. "лурьитов", мечтающих после ожидаемой ими смерти лжемитрополита возглавить "РПАЦ" и активизировать оную в борьбе против канонического Православия. В настоящее же время "альтернативноправославный" проект "РПАЦ", по причине пассивности погрязшего в судебных разбирательствах старого и больного Русанцова, несколько приостановлен, а потому антицерковная деятельность Солдатова ведётся в несколько иных направлениях. К последним можно отнести противодействие воссоединению РПЦ и РПЦЗ, борьбу против наиболее важных социальных инициатив Русской Церкви, а также реализацию младостарообрядческого проекта, распространившегося в последнее время и на Единоверие, которое, по мнению г-на Солдатова и его адептов, вместо объединительной роли должно выступить в качестве подрывного полураскольного течения внутри самой Церкви.

Однако начнём по порядку. Сегодня уже никто не оспаривает тот факт, что активизация Единоверия как старообрядного направления в лоне Русской Православной Церкви в последние два года связано с деятельностью председателя ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) и его ученика и помощника - единоверческого диакона Иоанна Миролюбова. Трудами этих людей в 2005 году была создана Комиссия по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством, начавшую активную работу по оживлению несколько обособившихся в последние годы единоверческих (старообрядных) приходов, а также налаживанию максимально тесных связей с представителями старообрядческих согласий в поисках направлений для диалога и взаимодействия. Данные действия с ньютоновской неизбежностью вызвали противодействия радикально настроенных кругов как в старообрядческой среде, так и среди изоляционистски настроенных единоверцев. Последний факт не мог не обрадовать антицерковное лобби, мгновенно отреагировавшее на происходящее на страницах своего авангардного органа - портала "Кредо.Ру".

Пропедевтические меры относительно "весеннего наступления" на Единоверие сотрудники портала предприняли заранее. Так, ещё в конце прошлого года "Кредо" распространило слухи об архиерейских амбициях поставленного митрополитом Кириллом в диаконский сан отца Иоанна Миролюбова, несмотря на неоднократные опровержения последнего, пребывающего в законном браке и, насколько нам известно, отнюдь не помышляющего о монашестве. Между тем, в младостарообрядческой среде (среди людей, метко прозванных "хунвейбинами от старообрядчества") чётко сформировался нездоровый условный рефлекс на, казалось бы, благозвучную фамилию Миролюбов. Подготовка была завершена. Ожидалось событие, после которого даже самые неприличные действия можно было бы интерпретировать в качестве "самообороны". Таковым событием стало заседание секции "Старый обряд в Русской Церкви", состоявшееся в рамках традиционных Международных образовательных Рождественских чтений 1 февраля 2006 года. Накануне в руководство секцией поступила информация о том, что младостарообрядцы намереваются сорвать данное мероприятие, устроив на оном публичный скандал. По этой причине администрацией чтений было принято решение строго ограничить допуск посетителей в зал заседаний количеством посадочных мест (каковых оказалось немногим больше общего количества выступающих). Данный факт был мгновенно интерпретирован порталом "Кредо.Ру" в качестве наступления на "свободу слова" и притеснения староверов (несмотря на то, что в работе чтений принимали участие старообрядцы разных согласий, правда, не имеющих никакого отношения к вышеозначенным младостарообрядцам). На этом же заседании автором сих строк был озвучен доклад "Православие, Единоверие, Старообрядчество", посвящённый освящению основных тенденций в развитии современного Единоверия. Данный текст вызвал бурю эмоций в младостарообрядческой среде и был использован в качестве объекта нападок порталом "Кредо.Ру" во вступлении к "Страстям по Единоверию". Это вступление в виде статьи "Александра Клеонова" "Младоединоверцы - "гордиев узел" современного Единоверия" появилось на страницах портала 3 марта. Не останавливаясь на уже предпринятом нами анализе сего материала, охарактеризуем оный исключительно как скандальную полуграмотную попытку внести разлад в само Единоверие, полуграмотную как по форме, так и по содержанию. Однако напомним нашим читателям, что это было лишь вступлением...

Кульминация последовала чуть позже, а именно, в "День пьяной эмансипэ", то бишь 8 марта. В этот день на страницах портала появилось сразу два материала: крайне тенденциозное, исполненное прямыми ошибками и передёргиванием фактов скандальное "досье" на диакона Иоанна Миролюбова (вероятно, хозяевам "Кредо" ещё придётся ответить за его публикацию в гражданских инстанциях), а также статья некоего В. Максимова "В духе мира и любви", содержанию которого стоило бы уделить особое внимание. Автор с самого начала занимает позицию безпристрастного аналитика, целью которого является "демифологизация" проблемы православно-старообрядческого диалога и проблемы Единоверия. Однако, после целой череды неоспоримых тезисов, он неожиданно наносит удар по "единоверцам, не так давно влившимся в старообрядное движение РПЦ МП и стремящимся к лидерству в нём", фактически слово в слово повторяя полуграмотные скандальные тезисы "Александра Клеонова". Перемежая эти ничем не обоснованные постулаты высокопарными призывами к толерантности, В. Максимов приходит к неожиданному и парадоксальному выводу: единоверцы должны собраться на объединительный съезд и избрать на оном собственного епископа!

И вот уже скупая мужская слеза благодарности течёт по единоверческому лицу. Казалось бы, то великое чаяние, что лелеяли единоверцы более столетия вплоть до 1918 года, когда Поместный Собор даровал им архиерея, то чаяние, что вновь стало актуально в последние полтора десятилетия, выразил антицерковный портал "Кредо.Ру": "Всё простим тебе, дорогой ты наш Солдатов! Исполать тебе, дорогой ты наш Максимов!"

А тут ещё, накануне развязки, на портале начинается просто-таки реклама Единоверия: тут тебе и фотогалерея "Образы современного Единоверия" (в которых, правда затесалась фотография сумасшедшего сектанта-нациста А. Сиверса, именующего себя единоверцем, ну да это "по недоразумению"), и хвалебное описание Михайловской слободы, и перепечатка интервью с настоятелем оной! Слёзы умиления текут по единоверческим щекам! "Страсти по Единоверию" до глубины души проняли восхищённых зрителей. Но в той же самой глубине зародилась червоточинка гнева: "Ах, такой-сякой митрополит Кирилл! Ах, такой-сякой диакон Миролюбов! Ах, такие-сякие Тюренков и "Правая.Ру"! Единоверие хотели под себя подмять! Не дадим! Не допустим! Благо есть теперь и у нас заступники в лице "братьев" с "Кредо.Ру"!"

И вот, 10 марта. Развязка. Статья очередного автора портала "Кредо.Ру" Фёдора Конева под интригующим названием "Семя свободы". Подводятся итоги, расставляются последние точки над последними "i". Итак, Единоверие - не много, не мало - "семя свободы"! Оно в "мрачный период государственного засилья, именуемого "синодальной эпохой"... оказалось у истоков... эмансипации (sic! - М.Т.) Церкви...". И тут единоверец, двумя днями ранее умилённо плакавший над строками Максимова, интуитивистски сливается с мыслью автора, с самим автором, со всем порталом. Он внимает каждому слову, готов согласиться с каждым тезисом статьи Фёдора Конева:

- "В противоположность стремлению забраться за пазуху государству и сладко прикорнуть в относительном финансовом и прочем благополучии, современное Единоверие могло бы стать авангардом иного пути. Пути к православному христианству, стоящему на дистанции от политического истеблишмента и выполняющему роль духовного суждения, поддержки доброго, критика худого, защитителя сирых и убогих. Всего этого государственная Церковь по известным причинам сделать не может..."

- "Авангардом иного пути... Церковь сделать не может...", - эхом отзываются мысли статьи в голове единоверца.

- "Необходимость созыва полноправного единоверческого Собора осознаётся даже в среде умеренных единоверцев - тех, кто не осознаёт потенциала старообрядного православия и хочет тихо "бить поклоны в полумраке"...", - продолжает автор портала.

- "Созыв полноправного Собора!" - категорическим императивом отпечатываются эти слова в сознании единоверца.

- "На Соборе единоверцы наконец-то определятся с самой моделью современного Единоверия. Возможно, это будет репликат "синодально-миссионерского" Единоверия. Здесь найдётся место и экспансии в традиционно старообрядческие регионы, и политике "уловления" душ, и принципу кнута и пряника по отношению к старообрядческим деноминациям..."

- "Не допущу сего!" - клокочет всё естество единоверца, исполненного братской любви братьям-староверам.

- "С другой стороны, и об этом сегодня говорят многие, будущий Собор может поддержать... модель внутреннего миссионерства... Вместо "младостарцев", "распутинолюбов" и "царебожников" в Церковь должны прийти ревнители древнего благочестия... Другой архиважной задачей единоверческого съезда должно стать избрание кандидата в епископы. Положение, при котором Единоверием фактически заправляет штатный чиновник, платный сотрудник Отдела внешних церковных связей, не представляется вполне нормальным..."

- "Даёшь внутреннюю миссию!!! Даёшь епископа!!! Долой платного сотрудника!!! Долой ОВЦС!!!" - вот уже надрывается единоверец.

И вот, очередной раскол, очередная "революция" в Церкви готовы. Конечно же, мы несколько сгустили краски, и абсолютное большинство единоверцев скорее будут смиренно "бить поклоны в полумраке", нежели поднимать антииерархический бунт в Церкви. Однако опасность последнего, всё же, не так уж мала, как хотелось бы думать. И на это, в частности, совершенно справедливо указывает диакон Андрей Кураев в своей работе "Искушение, которое приходит "справа"", и это отлично понимают подлинно правые консервативные силы в православном обществе. И именно поэтому мы прекрасно осознаём подлинные цели портала "Кредо.Ру" и антицерковного лобби, какими бы изощрёнными методами они не пользовалось ради того, чтобы подорвать единство канонического Православия, единство Русской Церкви. Но, как мы все хорошо должны помнить, "Врата адовы не одолеют Её", о чём, в частности, нам неизменно напоминает празднество Торжества Православия, совершившееся в этом году в минувший воскресный день.

http://www.pravaya.ru/column/6929



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме