Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Дан наказ - хранить приказ

Красная звезда

11.03.2006

В ходе происходящих в России реформ, оптимизации системы управления государством и повышения ее эффективности федеральным службам отводится особая роль. Не случайно они созданы на наиболее важных направлениях государственной деятельности. Сегодня исполняется 3 года Федеральной службе по оборонному заказу (Рособоронзаказ). Свою пока еще непродолжительную, но такую насыщенную делами историю она ведет с 11 марта 2003 г., когда Указом Президента России N 311 был образован Государственный комитет по оборонному заказу при Минобороны России. О целях, задачах и итогах деятельности Рособоронзаказа рассказывает директор федеральной службы Андрей БЕЛЬЯНИНОВ.


Напомню читателям "Красной звезды", что Рособоронзаказ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль и надзор за выполнением всеми госструктурами, органами местного самоуправления, их должностными лицами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными актами России норм и правил в области гособоронзаказа. Сфера деятельности нашей службы охватывает все объекты и субъекты ГОЗ, прописанные в Федеральном законе от 27 декабря 1995 года N213-Ф3 "О государственном оборонном заказе". Руководство деятельностью Рособоронзаказа осуществляет Президент Российской Федерации, а сама служба находится в ведении Министерства обороны России.
За время своего существования основные усилия наша федеральная служба сосредоточила на главном направлении - государственном контроле (надзоре) за деятельностью госзаказчиков и организаций-исполнителей ГОЗ при размещении и исполнении гособоронзаказа и соответствии их основным показателям и направлениям расходов ГОЗ, а также за соблюдением требований действующего законодательства в этой области.
В частности, только в течение минувшего года нами проведено 442 контрольных мероприятия во всех федеральных округах страны, что составляет 192 процента от запланированных годовых показателей. При этом проверки размещения и исполнения заданий ГОЗ были проведены по номенклатуре 15 государственных заказчиков. По результатам нашей деятельности в прошлом году было проконтролировано исполнение около 3 тысяч государственных контрактов на общую сумму более 100 млрд. рублей, что составляет без малого четверть от общего объема ГОЗ-2005. При этом в ходе осуществления контроля за деятельностью госзаказчиков и организаций-исполнителей ГОЗ за истекший период выявлено более 1.250 нарушений и недостатков.
Нами принимаются все необходимые меры по предупреждению и устранению негативных последствий нарушения порядка и правил размещения и исполнения ГОЗ. По результатам контрольных проверок в 2005 году подготовлено 442 акта. В Минэкономразвития России, государственным заказчикам, руководителям организаций-исполнителей госзаказа направлено 284 предписания об устранении выявленных в ходе контрольных проверок нарушений и недостатков. Доклады о результатах контрольной деятельности Рособоронзаказа мы ежеквартально представляем заместителю председателя Правительства РФ - министру обороны РФ.
Коль скоро речь зашла о 2005 годе, отмечу, что нашей службой подготовлено более 300 предложений, направленных на обеспечение эффективного использования средств федерального бюджета, финансирования ГОЗ, а также на недопущение и пресечение нарушений в сфере размещения и исполнения госзаказа. Мы провели более 200 рабочих встреч по вопросам размещения и исполнения ГОЗ. Ежеквартально осуществлялся мониторинг экономического состояния более 700 организаций на предмет готовности исполнения заданий по государственному заказу. Следует назвать и такую цифру: 8 конкурсов, проведенных с нарушением российского законодательства, признаны несостоявшимися.
Рособоронзаказ работает в тесном контакте со Счетной палатой РФ, Министерством экономического развития и торговли, Федеральным агентством по промышленности, ФГУП "Рособоронэкспорт", с представителями которых проводим комплексные проверки. В них, как правило, принимают участие и органы исполнительной власти регионов.
Хочется отметить и то, что разработаны и подписаны соглашения о сотрудничестве с 64 субъектами Российской Федерации. Проведены региональные совещания по реализации данных соглашений.
Особое внимание мы уделяем взаимодействию с органами военного управления Минобороны России. Речь идет не только об оперативном решении проблемных вопросов реализации ГОЗ, но и об организации комплексных проверок выполнения госзаказа на местах, координации деятельности госзаказчиков по учету результатов ниокровских работ военного, специального и двойного назначения и т.д. Налажены тесные рабочие контакты с Тылом Вооруженных Сил, осуществлялась систематическая надзорная деятельность за размещением и реализацией гособоронзаказа во взаимодействии с Центром заказов и поставок средств тыла.
Сегодня Рособоронзаказ становится все более открытой структурой в информационном плане. С целью повышения открытости и обеспечения доступа к сведениям о деятельности Рособоронзаказа в глобальной информационной сети Интернет создан официальный сайт нашей службы.
Если подвести итог деятельности Рособоронзаказа за три прошедших года, то очевидно, что служба состоялась и заняла свое место в системе федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Важно и то, что нами накоплен практический опыт контрольной деятельности. Речь идет не только о налаженной системе контроля исполнения ГОЗ. Нами разработана методическая база и накоплен необходимый практический опыт по реализации государственной функции по надзору в сфере гособоронзаказа. Налажено взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по вопросам деятельности Рособоронзаказа, получен положительный опыт проведения комплексных проверок совместно с другими контрольными органами и представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Также продуктивно организована работа с руководителями организаций-исполнителей ГОЗ.
Что касается 2006 года, то в нем Рособоронзаказу необходимо сконцентрировать свои усилия на повышении эффективности и результативности контрольной деятельности. Следует расширить арсенал методов и мер, предоставленных действующим законодательством для предупреждения и устранения негативных последствий нарушения порядка и правил размещения и исполнения ГОЗ. Немаловажной задачей на этот год является продолжение формирования территориальных органов Рособоронзаказа. Не забываем мы и о выработке предложений, направленных на совершенствование законодательства России в сфере размещения и исполнения ГОЗ.
Для качественного выполнения поставленных перед Рособоронзаказом задач необходим профессиональный и слаженный коллектив, и его уже удалось сформировать. По состоянию на конец 2005 г. Рособоронзаказ укомплектован на 74 процента (по штату - 300, по списку - 222). Средний возраст работников службы - 43 года, молодые специалисты составляют 8 процентов от списочной численности.
Немаловажно и то, что в работу Рособоронзаказа заложен серьезный научный потенциал. По распоряжению Правительства РФ в ведение Федеральной службы по оборонному заказу передано 3 научно-исследовательских института: Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации - Федеральный информационно-аналитический центр оборонной промышленности (ВИМИ); Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления (ЦНИИЭИСУ); Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации оборонной продукции и технологий (Рособоронстандарт). Их деятельность направлена на интеграцию научно-технических потенциалов с учетом полномочий службы и налаженного взаимодействия с заинтересованными федеральными органами и органами исполнительной власти регионов.
По заказу нашей службы и в интересах Центра заказов и поставок материальных и технических средств Тыла Вооруженных Сил РФ на ФГУП "ЦНИИЭИСУ" возложены маркетинговые исследования и изучение конъюнктуры рынка продукции, работ и услуг для тылового обеспечения. Руководством Рособоронзаказа принято решение об утверждении ЦНИИЭИСУ головным исполнителем работ в части специального программного и информационного обеспечения автоматизированной системы контроля (надзора) в сфере ГОЗ.
По совместному решению с Тылом ВС РФ и Федеральным агентством по информационным технологиям на базе ФГУП "ВИМИ" в рамках ФЦП "Электронная Россия" создается электронная торговая площадка для проведения конкурсов (торгов) по однотипной продукции для тылового обеспечения. Работы находятся на завершающей стадии, и первые экспериментальные торги будут проведены уже в 2006 году.
Примером эффективного межведомственного взаимодействия является опыт разработки ФГУП "Рособоронстандарт" стандартов в сфере государственного финансового контроля для Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ.
Возвращаясь к очередной годовщине образования Федеральной службы, отмечу, что это хороший повод критически осмыслить так называемые "узкие места", которые, к сожалению, еще есть в сфере ГОЗ. Несмотря на существенное увеличение гособоронзаказа в последнее время и динамику его развития на ближайшие годы, не всегда количество переходит здесь в качество. Речь идет в первую очередь о соответствии отечественных образцов ВВТ мировым требованиям. Хотя многие российские образцы вооружений превосходят зарубежные аналоги, однако, и это показывает экспортная практика, у нас имеется отставание по таким существенным параметрам, как точность и кучность стрельбы, оснащение тепловизионными приборами, эргономика. В то время как США приблизились к поставке на мировой рынок истребителя пятого поколения F-35, Россия остановилась на этапе выпуска истребителей поколения "4+". В самолетостроении отставание увеличивается по радио- и оптико-электронному оборудованию и экономичности двигателей. А эксперты уже предрекают падение ежегодной выручки от экспорта истребителей. Отечественные судостроители пока не освоили выпуск воздухонезависимых энергетических установок, тогда как Франция и Италия уже строят такие подводные лодки.
Вызывает тревогу и большое количество претензий со стороны инозаказчика. Наиболее тяжелое положение сложилось в радиоэлектронной промышленности, что отражается на качестве элементной базы. Ликвидация технологического отставания - очень сложный вопрос, тем более что поколение конструкторов - интеллектуальной элиты - уходит. Ряд научных школ уже потерян. Если на тех же японских фирмах работают люди не старше 30 лет, то у нас - пятидесятилетние и старше.
Для российской "оборонки" настал момент истины - необходимо во что бы то ни стало сохранить высокотехнологическую отрасль. Достаточно сказать, что действующие стандарты в боеприпасной отрасли, разработанные 20-25 лет назад, уже не соответствуют международным, а правительство неоправданно затягивает вынесение постановления по этому вопросу. К тому же существующая система качества рассчитана на большие серии, на нее негативно влияет и отсутствие единой информационно-аналитической системы.
Как воздух необходима инвентаризация всех оборонных производств. И здесь все зависит от государства - оно должно сформулировать, какое оружие должна разрабатывать "оборонка", пусть даже на уровне сверхзадач. Кроме того, надлежит ликвидировать разрыв между программами реформирования ОПК и Государственной программой вооружения, проработать соответствующую стратегию Минэкономразвития. Следует разобраться с программой техперевооружения предприятий, определиться с перечнем научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, решить вопрос законности внебюджетных НИОКР, внести изменения, регулирующие внутренний порядок цен на них. Целесообразно также рассмотреть вопрос о направлении лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу, на предприятия пороховой и химической промышленности.
Словом, сегодня в непростых экономических условиях Федеральной службе по оборонному заказу приходится решать важнейшие задачи, чтобы каждый рубль государственного оборонного заказа был израсходован по назначению. От работы службы напрямую зависит обеспечение Вооруженных Сил России современным вооружением и военной техникой.

http://www.redstar.ru/2006/03/11_03/1_02.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме