itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

ХАМАС заинтересован в сотрудничестве с палестинскими христианами

0
147
Время на чтение 4 минуты
Заместитель директора Института востоковедения РАН Владимир Исаев в интервью порталу "Интерфакс-Религия" дал оценку межрелигиозному диалогу на Ближнем Востоке и назвал позитивными перспективы отношений ХАМАСа и христиан в Палестинской автономии.

- Может ли межрелигиозный диалог сыграть определенную роль в ближневосточном урегулировании?

- Межрелигиозный диалог не только может, но и должен играть важную роль в данном процессе. Однако он практически не ведется. На Ближнем Востоке существуют три мировых религии, но межрелигиозный диалог между ними практически отсутствует, хотя различные конфессии сотрудничают между собой.

Дело в том, что в арабских странах Ближнего Востока религиозные конфессии подчиняются светской власти. Эта естественная ситуация там приобрела несколько необычные для нас формы. Во многих странах доминирующая религия хотя и отделена от государства, тем не менее очень внимательно прислушивается к тому, какую позицию занимает центральная власть. Поэтому, если власть, скажем, как в Иране, негативно относится к иудаизму или к христианству, соответственно, и мусульманские иерархи поддерживают в этом свои правительства.

Такая картина наблюдается практически во всех государствах Ближнего Востока. Редко вы встретите страну, где на постоянной основе мусульмане и христиане вели бы диалог даже на внутреннем уровне, не говоря уже о том, чтобы какие-то форумы проходили на какой-то, скажем, межарабской платформе, где церковные иерархи вели бы плодотворный диалог с целью урегулировать те же проблемы ближневосточного конфликта.

- Можно ли сказать, что именно позиция властей, их нежелание содействовать диалогу является препятствием для его эффективного проведения?

- Власти часто обращаются, прежде всего, именно к мусульманам и мало внимания уделяют христианам. Так называемая "карикатурная война" привела к тому, что пострадали христианские кварталы в Ливане, подвергшиеся самым серьезным атакам. В Сирии были очень серьезные выступления против датского и французского посольств, однако попытки участников демонстраций - а это были в основном мусульмане - прорваться в христианские кварталы кончились тем, что их очень жестко встретила полиция. И здесь вспышки, подобной ливанской, не произошло. То есть во многом дело зависит от того, насколько власти контролируют основную часть населения, представленную мусульманами.

Правда, сюда вмешивается и обычная конъюнктура. Если контролировать исламскую часть населения выгодно центральным властям, они это будут делать, если не очень выгодно - могут пустить все на самотек. Ситуация, я бы сказал, неоднозначная, учитывая и то, что ислам сам по себе неоднороден. В каких-то странах, например, в некоторых государствах Аравии, шииты жалуются на притеснения со стороны суннитских властей, а отдельные христианские общины чувствуют себя весьма защищенными. В Ираке же их атакуют и сунниты, и шииты. Поэтому во многом ситуация зависит от силы властей и от их конъюнктурных соображений.

- Какое будущее, по-Вашему, ожидает палестинских христиан в связи с приходом к власти движения ХАМАС?

- Пока говорить об этом достаточно сложно. У ХАМАСа на повестке дня стоят совершенно иные цели; религиозные вопросы их сейчас не очень волнуют. Они попали в изоляцию, им нужно трансформировать свое движение в партию и добиваться помощи и дотаций от разных стран, притом что Соединенные Штаты и Евросоюз уже отказались им таковые предоставлять, признав это движение террористическим. Поэтому ХАМАС занят, прежде всего, поиском своего места в ближневосточном процессе и, кроме того, внутренней консолидацией общества. Недавний пример - не успели они собраться на первую сессию парламента, как произошла драка между сторонниками ХАМАСа и ФАТХа.

Конечно, не следует забывать, что на территории Палестинской автономии присутствуют очень важные христианские ценности, памятники - один Вифлеем чего стоит! Поэтому можно прогнозировать, что ХАМАС обратит внимание на христианскую часть населения. Скорее всего, они постараются извлечь максимальные выгоды от туризма. Всем понятно, что паломничество в Вифлеем никогда не прекратится, поэтому ограничивать его смысла нет ни для каких властей, если только не придут какие-нибудь отъявленные фанатики и не начнут заниматься преследованиями. Кроме того, насколько я знаю, значительный процент экономической элиты на этих территориях представлен палестинскими христианами.

Конфликты на религиозной почве, возможно, будут возникать у ХАМАСа с иудеями, о чем открыто говорят сами представители движения.

- Какие исламские духовные авторитеты пользуются авторитетом у лидеров ХАМАСа?

- Прежде всего, духовным лидером для них является покойный шейх Ахмед Ясин, убитый во время операции, организованной израильтянами. Из ныне здравствующих лидеров фигуры, подобной ему, пока нет.

- Возможно ли, опираясь на Коран, провести грань между партизанской освободительной войной и обыкновенным терроризмом?

- Суть в том, какие именно цитаты брать из священных текстов. К примеру, я могу выдернуть из Нового Завета фразу "Бога нет" - да, вот так там написано! Но на самом деле эта фраза звучит как "и только безумец скажет, что Бога нет". Точно так же, если я возьму один айят или суру из Корана без соответствующей увязки с контекстом, я могу использовать их как угодно.

Дело, конечно, в том, какие силы, с какими намерениями и в чьих интересах используют Священное Писание. Еще несколько столетий назад из него заимствовали определенные фразы, и под это дело в Европе действовала инквизиция. В этом плане очень важно религиозное просвещение, чтобы верующим просто объясняли то, что было написано полторы-две тысячи лет назад. Ведь реалии, в которых были созданы эти святые для всех религиозных людей произведения, в известной степени устарели, и лозунги пора снимать. Одна из заповедей Корана - "давайте неверную жену побьем камнями". Простите меня, но это - средневековая дикость, которую вы сегодня, может, и встретите, но только в очень глухом месте, среди фанатиков. Такое сегодня осуждается и светскими, и религиозными властями. С другой стороны, это - Слово Божие, а из песни слова не выкинешь.

http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=66
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 06:42
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04