Комментарий епископа Венского и Австрийского Илариона по поводу отказа папы Римского от титула "Патриарх Запада"

Накануне информационные агентства распространили сообщение о том, что папа Римский Бенедикт XVI отказался от титула "Патриарх Запада". Насколько этот шаг можно расценивать как признак улучшения отношений Ватикана с Православными Церквами, рассуждает епископ Венский и Австрийский Иларион.

В прессе появились сообщения о том, что в новом издании "Annuario Pontificio" за 2006 год отсутствует один из девяти титулов Римского папы: "Патриарх Запада". Теперь список титулов папы звучит так: "Епископ Рима, викарий Иисуса Христа, Преемник князя апостолов, Верховный понтифик Вселенской Церкви, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен города-государства Ватикан и раб рабов Божиих".

Некоторые аналитики увидели в отказе от титула "Патриарх Запада" признак стремления папы улучшить отношения с Православными Церквами. Комментируя данное опущение, кардинал Акиле Сильвестрини, бывший префект Конгрегации восточных Церквей, сказал: "В прошлом Патриархат Запада противопоставлялся Патриархату Востока. Я думаю, что папа хотел устранить такого рода противопоставление, и его поступок мотивировался стремлением к экуменическому прогрессу".

Однако никакого "Патриархата Востока" Православные Церкви никогда не знали. В византийскую эпоху существовало четыре Восточных Патриархата - Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Римский Патриархат воспринимался как "первый среди равных" в диптихе Церквей вплоть до 1054 года, когда общение между Востоком и Западом было прервано. Таким образом, на Западе существовал единственный Патриархат - Римский, тогда как на Востоке было четыре Патриархата. Западный Патриархат вместе с четырьмя Восточными Патриархатами образовывали так называемую "пентархию".

Остается загадкой, каким образом опущение титула "Патриарх Запада" может улучшить отношения Римского престола с Православными Церквами. Скорее, наоборот, данное опущение может восприниматься как подчеркивающее претензию на вселенскую церковную юрисдикцию, отраженную в других титулах папы Римского.

Из всех титулов папы наиболее приемлемым для православных является титул "епископа Рима", указывающий на власть папы как епархиального архиерея города Рима. Титул "архиепископа и митрополита Римской провинции" указывает на то, что власть папы распространяется на всю Римскую область, а не только на город Рим. Титул "примаса Италии" указывает на то, что епископ Рима является "первым среди равных" в ряду итальянских епископов, то есть, пользуясь православной терминологией, главой Поместной Церкви. При таком толковании все три титула были бы приемлемыми для православных в случае восстановления евхаристического единства между Востоком и Западом.

В этом случае папа Римский мог бы восприниматься и как "Патриарх Запада", т. е. глава тех христиан, которые не входят в юрисдикцию древних "Восточных" Патриархатов и тех Поместных Православных Церквей, которые образовались во втором тысячелетии.

Модель возможного единства между Востоком и Западом будет обсуждаться в рамках Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу, которая встретится после шестилетнего перерыва в Сербии осенью 2006 года. Разумеется, эта модель будет носить лишь гипотетический характер, поскольку на пути к евхаристическому единству стоит множество препятствий догматического и экклезиологического характера. Однако главным препятствием на пути к единству, по мнению многих православных богословов, остается именно учение о вселенском примате римского епископа - учение, которое станет основной темой переговоров между православными и католиками в рамках Смешанной комиссии.

В этом контексте наиболее неприемлемыми и даже скандальными, с православной точки зрения, являются именно те титулы, которые подчеркивают претензию папы на вселенскую юрисдикцию: "викарий Иисуса Христа", "Преемник князя апостолов", "Верховный понтифик Вселенской Церкви".

По учению Православной Церкви, у Христа нет и не может быть "викария" - земного представителя, который управлял бы Вселенской Церковью от Его имени.

Титул "преемника князя апостолов" отсылает к римскому учению о том, что верховная власть Петра, перешедшая к римскому епископу, подчиняет ему Вселенскую Церковь. Данное учение неоднократно оспаривалось в православной полемической литературе.

Звание "верховного понтифика" (pontifex maximus) носили римские императоры-язычники. От этого звания не отказался император Константин после своего обращения в христианство. Однако применительно к Римскому папе звание "верховный понтифик Вселенской Церкви" указывает на вселенскую юрисдикцию папы, которую никогда не признавали и не признают Православные Церкви. Именно от этого звания папе следовало бы отказаться в первую очередь, если бы изменение титулатуры было действительно мотивировано стремлением к "экуменическому прогрессу" и улучшению отношений с Православными Церквами.

Хотелось бы надеяться, что Папский Совет по содействию христианскому единству даст официальное разъяснение по данному вопросу.

+Епископ Венский и Австрийский Иларион, Представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях

http://www.patriarchia.ru/db/text/86431.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Иларион (Алфеев):
«Реакция на это событие последует»
О признании Элладской Церковью т.н. «ПЦУ»
16.10.2019
«В изоляции окажутся те, кто признает раскол»
Митрополит Иларион выразил надежду, что Элладская Церковь не признает автокефалию на Украине
10.10.2019
Митрополит Иларион: Путь к преодолению раскола через его оправдание оказался ошибочным
Председатель ОВЦС отметил, что в ближайшее время встреча между Патриархом Кириллом и Патриархом Варфоломеем невозможна из-за радикальной позиции Фанара по вопросу об автокефалии на Украине
18.07.2019
Все статьи автора