Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Советский потенциал оборонной промышленности исчерпан

Александр  Бабакин, Независимое военное обозрение

03.03.2006


Намечена масштабная модернизация отечественного ОПК …

С 1998 года в России были приняты две федеральные целевые программы (ФЦП), направленные на преодоление кризиса в оборонной промышленности и ее развитие. В 2006 году завершается реализация второй ФЦП. Однако ситуация в отечественной оборонке по-прежнему далеко не блестящая. Многие предприятия буквально выживают из-за неконкурентоспособности своей продукции, несовершенных федеральных законов, руководителей, которые так и не научились работать в рыночных условиях. На специальной конференции 6 февраля, которую организовали Федеральное агентство по промышленности (Роспром) и Институт фондового рынка и управления, было отмечено, что российский ОПК нуждается в кардинальных преобразованиях, уже готовятся соответствующие предложения и документы. Об этом рассказал "НВО" заместитель руководителя Роспрома Станислав Пугинский.


- Станислав Борисович, так ли необходимы новые реформы оборонной промышленности?
- Научный и производственный потенциал отечественного оборонно-промышленного комплекса, накопленный еще во времена Советского Союза, пока позволяет выпускать востребованные на мировых рынках вооружения и военную технику (ВВТ). Однако основные разработки появились до 1993 года. В ближайшие 3-5 лет задел по оборонным НИОКР будет в основном исчерпан.

Между тем крупнейшие страны мира - США, Китай, Германия и другие - планируют завершить полное переоснащение своих армий и флотов к 2020 году. С 2000 года, по данным зарубежных экспертов, начался рост расходов на вооружения в глобальном масштабе. Причем в первую очередь внимание обращается на качество ВВТ. Специалисты отмечают революционный характер многих внедряемых в практику новейших технологий.

В интересах национальной безопасности России надо направить наш ОПК на создание самых современных образцов вооружений и военной техники. Этого можно достигнуть только тогда, когда в оборонной промышленности будет проведена глубокая структурная реформа, сконцентрирован мощный инвестиционный и управленческий ресурс, завершено техническое переоснащение, что позволит сформировать высокотехнологичный многопрофильный сектор экономики с компактным и эффективным производством. Создание в рамках такой реформы крупных диверсифицированных холдингов не просто разделит издержки производства между гражданской продукцией, оружейным экспортом и оборонным заказом, но и заложит предпосылки обеспечения экономической и технологической независимости страны даже в условиях процесса всеобщей глобализации.

- А в чем суть нынешней реформы российского ОПК, так сказать, ее соль?
- Формирование нового облика ОПК подразумевает решение ряда взаимосвязанных задач по приведению состава, объемов и структуры научно-производственных активов предприятий в соответствие с прогнозируемым спросом на продукцию военного назначения, их техническому перевооружению, созданию новых производств, развитию промышленных критических технологий, совершенствованию государственного управления оборонкой.

Организационно-институциональное реформирование ОПК - создание интегрированных структур, казенных предприятий и т.п. - является одним из важнейших инструментов решения названных задач.

Одновременно с реформой самой оборонной промышленности нужно переосмыслить роль гособоронзаказа, который в большинстве развитых стран служит мощнейшим ресурсом промышленной политики государства. В наших же условиях ГОЗ зачастую не является стимулом для улучшения работы предприятий, а становится для них финансовой проблемой. Давно назрела потребность перейти от существующей практики размещения раздробленных мелких заказов на нескольких тысячах предприятий к программно-целевому комплексному финансированию долгосрочных контрактов на создание и поставку финальных образцов ВВТ, предусмотренных государственной программой вооружения, и, возможно, к формированию трехлетнего оборонного бюджета.

- Можно, если не секрет, рассказать о масштабе предстоящих преобразований?
- В период до 2010 года планируется завершить образование интегрированных структур по важнейшим направлениям разработки и производства вооружений, военной и специальной техники. Всего их будет 40-45. Это примерно 46% от общего количества предприятий сегодняшнего ОПК (в его Сводном реестре в настоящее время значится 1265 организаций). В результате должен быть сформирован новый облик оборонно-промышленного комплекса России. В его состав войдет: ограниченное количество структур, специализирующихся на разработке и производстве финальных образцов ВВСТ по государственной программе вооружений; казенные предприятия по боеприпасам и спецхимии; ведущие научно-исследовательские институты, имеющие статус федеральных центров, ответственных за проведение государственной политики по приоритетным направлениям науки, технологии и техники в области обороны и безопасности страны, а также инфраструктура технологически связанных с основным производством ВВСТ высокоспециализированных предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса.

- Какие изменения планируются в структуре собственности в ОПК?
- Несмотря на проводимое сокращение избыточной части госсектора в промышленности и постепенный отказ от института правохозяйственного ведения, в ОПК предусматривается сохранение значительного присутствия государства. Основной научный и производственный потенциал оборонки в результате преобразований сосредоточится в системообразующих интегрированных структурах в форме акционерных обществ, в которых государство будет обладать контрольным пакетом.

В отношении остальных предприятий (кроме казенных и государственных научных центров) целесообразно проведение поэтапного акционирования и последующей приватизации. Для тех из них, которые обладают критическими технологиями либо занимают доминирующее положение на рынке, необходимы различного рода механизмы государственного контроля в виде сохранения участия Российской Федерации в акционерном капитале, введения "золотой акции". Нужно радикально расширить практику использования такого предусмотренного законодательством о приватизации способа госконтроля за инвесторами, как установление ограничений на деятельность новых владельцев пакетов акций.

- Что может способствовать ускорению интеграционных процессов в оборонной промышленности?
- В последние годы в российской корпоративной практике активно используется передача полномочий исполнительного органа акционерных обществ управляющим компаниям. При этом акционеры полностью сохраняют свои права и контролируют через органы управления обществом деятельность такой компании.

Механизм передачи полномочий единоличного исполнительного органа АО управляющей компании как меру обеспечения интеграции предприятий ОПК целесообразно применять в отношении группы предприятий. Это необходимо для плавной подготовки корпоративного управления в период создания холдинга. Конечно, выбор управляющей компании в качестве исполнительного органа должен осуществляться на конкурсной основе.

Кроме того, поскольку речь идет о предприятиях ОПК, управляющие компании обязаны соответствовать критериям, определяемым правительством РФ. А условия конкурса должны содержать единственное требование - достижение высоких показателей для всей группы предприятий концерна.

В целях повышения заинтересованности управляющей компании в результатах деятельности АО возможно предоставление ей опциона - права на приобретение акций (с сохранением контрольного пакета акций у государства либо головной компании) управляемого общества. Но реализация данного положения требует изменения законодательства о приватизации.

- Какие меры будут предприниматься по совершенствованию государственного управления ОПК?
- Один из важнейших аспектов управления - работа представителей государства в органах акционерных обществ ОПК, акции которых находятся в федеральной собственности. Приходится констатировать, что пока эта работа малопродуктивна. Роль представителей государства в органах управления оборонных АО в части определения ими самостоятельной согласованной позиции по вопросам работы общества должна быть повышена с одновременным установлением режима планирования отчетности и контроля за их деятельностью.

Следует существенно уменьшить количество директивных указаний, предусмотреть порядок определения представителями интересов государства единой позиции по вопросам повестки дня заседания органов управления АО; ввести годовое планирование труда членов совета директоров - представителей интересов Российской Федерации - с утверждением личных планов их работы в федеральном органе исполнительной власти, уточнить формы их отчетности, а также ввести критерии эффективности их деятельности в зависимости от достижения АО планируемых финансовых и экономических показателей.

Одновременно представляется необходимым реанимировать предусмотренный постановлением правительства Российской Федерации от 21 мая 1996 года # 625 институт поверенных как механизм привлечения "профессиональных директоров" - людей, работающих в советах директоров АО с госучастием на профессиональной основе и связанных соответствующим договором с государством.

- Как будет развиваться частно-государственное партнерство в ОПК?
- Подготовленная концепция новой программы развития ОПК на 2007-2010 годы отражает идеологию государственно-частного партнерства.

Программа основана на смешанном финансировании, включающем бюджетные средства всех уровней, собственные средства предприятий, частные инвестиции. При этом необходимо ясно понимать, что в условиях отсутствия у ОПК достаточных внутренних ресурсов для саморазвития без масштабных государственных инвестиций в техническое перевооружение и развитие технологий привлечь частные инвестиции невозможно.

Здесь нельзя не отметить и острейшую проблему ценообразования на закупаемые по гособоронзаказу ВВТ. Неадекватный современным условиям состав расходов, отнесение которых на себестоимость принимается заказчиком, стал препятствием для привлечения инвестиций в оборонные отрасли промышленности.

- Государство из бюджета в рамках инвестиционных программ дает ныне предприятиям ОПК немалые средства на капвложения. Однако обязательная по закону процедура эмиссии акций занимает от 12-18 месяцев. Как ее упростить?
- Здесь возможны различные подходы.

Для акционерных обществ, более 75% акций которых находятся в федеральной собственности, инвестиции в счет эмиссии дополнительных акций в ряде случаев вполне оправданы при упрощении процедуры и сокращении сроков рассмотрения документов.

Общим же правилом, а для АО с частными владельцами пакетов акций - единственным разумным подходом, должно стать включение инвестиционной составляющей в стоимость заказываемой продукции.

- Каким образом решится проблема быстрого привлечения в ОПК инвестиций?
- Действующее правовое регулирование существенно затрудняет привлечение в открытые акционерные общества с государственным участием прямых инвестиций посредством самого дешевого и выгодного способа - проведения дополнительной эмиссии акций. Фактически осуществление прямых инвестиций в ОАО возможно только в случае, если государство соглашается осуществлять их на паритетной основе, что в современной ситуации, принимая во внимание дефицит государственных инвестиционных ресурсов и сложность процедур их использования, является маловероятным.

Значительная часть государственных предприятий преобразована в открытые акционерные общества, 100% акций которых находятся в собственности Российской Федерации. Осуществление прямых частных инвестиций в эти ОАО с силу требований закона "О приватизации" сейчас невозможно в принципе, так как любой частный пакет уменьшает долю государства.

Вот почему назрела потребность внесения изменений в законы "О приватизации" и "Об акционерных обществах", открывающих возможность привлечения частных инвестиций за счет дополнительной эмиссии акций АО с уменьшением государственной доли в их уставном капитале с согласия правительства РФ, а для стратегических обществ - президента России.

- Все ли готово для начала нынешней реформы ОПК?
- Большинство изложенных предложений уже оформлены в виде проектов федеральных законов, постановлений правительства России, ведомственных актов. В целях решения системных проблем ОПК завершается разработка стратегии его развития в целом и ряда ключевых оборонных отраслей на период до 2015 года.

Основными инструментами реализации общесистемных мероприятий стратегии развития ОПК будут являться федеральные целевые программы развития оборонно-промышленного комплекса России на 2007-2010 годы и "Национальная технологическая база".

Из досье "НВО"

Станислав Борисович Пугинский родился в 1963 году в Москве, окончил Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова по специальности "юрист". Работал генеральным директором Российского торгово-финансового союза, заместителем генерального директора ФГУП "Российский НИИ космического приборостроения", заместителем генерального директора ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей", советником заместителя председателя правительства Российской Федерации. С апреля 2004 года заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности. Отвечает за осуществление программ развития и структурных реформ в отраслях промышленности, управление государственным имуществом, предупреждение банкротства подведомственных организаций, мобилизационную подготовку экономики, вопросы режима и безопасности, правовые вопросы. Кандидат юридических наук.

Женат. Имеет двоих детей.

http://nvo.ng.ru/armament/2006-03-03/1_opk.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме