Пасхальная радость подземного кладбища

0
140
Время на чтение 3 минуты
Накануне Вселенской родительской субботы, когда поминают всех усопших, мы побывали в Псково-Печерском монастыре.

Стоит отъехать на 350 км от Петербурга, как попадаешь в другую Россию - древнюю, размеренную, снежную. За воротами монастыря в населенном пункте Печоры - сувенирные лавки и блинные теремки, стоянка для туристических автобусов и экскурсионные машины напрокат. Но уже при проходе через старинную белую арку чувствуешь, как время замедляется.

Преодолев спуск по крутому "кровавому пути", где Иоанн Грозный нес к храму тело зарубленного им в гневе преподобного Корнилия Псково-Печерского, оказываешься в центре монастыря. Вокруг - величие церквей и тишина. После обеда в обители почти не остается туристов и паломников, все монахи на работах, а до вечерней службы еще есть свободное время. Вход в "Богом зданные", то есть нерукотворные, пещеры оказался открыт, и нас провели к месту упокоения батюшки Иоанна Крестьянкина.

Теплый песок под ногами (термометр показывает 10 градусов выше нуля), тоненькая свеча в руках, длинный темный коридор - и внезапно возникшая пасхальная радость. Коридор заканчивается у большого чудотворного креста, за стенами - большие ниши, в них и стоят гробы с умершими насельниками обители и мирянами. Всего около 10 тысяч гробов, в которых лежат дворяне, бояре и воины, в том числе и современные. Здесь хоронят не закапывая, а просто складывая друг на друга гробы. Они стоят сотни лет, не источая ни запаха, ни смертного ужаса. Кто-то объясняет это особенными условиями пещер.

Отца Иоанна похоронили в нише, где лежит преподобный Симеон Псково-Печерский. Праведник к праведнику. Прошло 20 дней с памятной для многих ночи отпевания старца: гроб открыт до сих пор для поклонения батюшке, стоят не тронутые увяданием 20-дневные букеты. Опять то же ощущение отсутствия времени и победы над смертью.

Монах, проведший нас по всем лабиринтам пещер, не нашел слов, чтобы рассказать о жизни архимандрита. Все его мысли занимает чудесная смерть отца Иоанна - через несколько минут после причастия старец мирно отошел, лишь вздохнув и уронив руку на постель.

О чем еще можно говорить в этой тишине и темноте, наполненной мирными усопшими, как не о смерти, считают монахи. Их жизнь и так наполнена мыслями о собственной и о мировой кончине, поэтому иных рассказов здесь не услышать.

Панихиды по батюшке совершаются каждый день после литургии, многие приезжают сюда, чтобы спеть перед гробом поминальные песнопения. В один день, вспоминают служители, которые дежурят в пещере, какой-то приезжий хор беспрерывно наполнял афонскими молитвенными звуками эти своды. На сороковой день, по обычаю, доступ непосредственно к гробу будет уже закрыт.

Жизнь есть жизнь - и храмы сразу наводнились книгами старца и о нем, прижизненными фотографиями и снимками с похорон, дисками с записью отпевания. На память можно и просто забрать немного песка из пещеры.

Светскому человеку непонятно это трепетное отношение верующих к умершему человеку. Во-первых, этого человека здесь почитают за праведника. Во-вторых, именно смерть монаха определяет то, как он жил. Тихая кончина и нетление считаются первейшими признаками святости (как говорится в псалме царя Давида - смерть грешников люта). Наконец, усопший старец по вере просящих станет заступником за живых на небесах. Потому поклонение у гроба не страшит приезжающих сюда, а дает духовные силы...

Свято-Успенскому Псково-Печерскому монастырю уже более 530 лет. Первые упоминания о "Богом зданных" пещерах относят к 1392 году. Выкопанную в горе церковь Успения освятили в 1473 году. В 1552-1565 годах приграничный монастырь получил мощные оборонительные сооружения. Он длительное время входил в систему укреплений рубежей Московского государства, причем имел постоянный военный гарнизон и был снабжен артиллерией. В 1581 году, когда польский король Стефан Баторий с основными войсками осаждал Псков, один из отрядов был направлен против Печерского монастыря, но так и не ворвался в крепость. В дальнейшем последовали новые нападения, отбивать вражеские атаки монастырю пришлось еще и в начале XVIII века, во время Северной войны. Сохранились в Печорах и остатки земляных укреплений, возведенных при Петре I в 1701 году. Во времена разгула воинствующего атеизма Псково-Печерский монастырь не закрывался как близкий к западным границам страны. Он оставался одним из четырех действующих монастырей в СССР. Несколько нынешних насельников - участники Великой Отечественной войны.

В пещерах Псково-Печерского монастыря сохранилось около 350 керамических и каменных надгробных плит XVI - начала XVIII века. В большинстве своем они невелики и помещены в отверстиях погребальных ниш. Самая ранняя керамида относится к 1530 году, наиболее ранней каменной плитой является надгробие 1591 года.

http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=234981486
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Камилла Нигматуллина
Неохота пуще неволи
Почему священники не хотят служить в храме изолятора "Кресты", прихожане которого испытывают острый дефицит духовности
11.05.2007
Зачем Папе быть святым?
Кому выгодна канонизация умершего два года назад Иоанна Павла II
23.04.2007
Священники стали альпинистами
Вчера утром состоялось освящение пяти золоченых куполов собора в Воскресенском Новодевичьем монастыре
04.12.2006
Пародия и тираж убивают образ
Древняя ересь иконоборчества актуальна и сегодня
11.10.2006
Все статьи Камилла Нигматуллина
Последние комментарии
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 11:42
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.04.2024 10:52
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
23.04.2024 10:43
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от РОНОЛ
23.04.2024 10:24
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Александр Волков
23.04.2024 10:11
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Сталинист
23.04.2024 10:03