Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Возвращение утраченного

Станислав  Минин, НГ-Религии

Воссоединение РПЦ и РПЦЗ / 01.03.2006


Московский Патриархат стремится усилить свои позиции во Всемирном Совете Церквей …

После того как в 1998 г. Грузинская и Болгарская Православные Церкви объявили о своем выходе из Всемирного Совета Церквей (ВСЦ), в кругах российской православной общественности также заговорили о целесообразности участия Московского Патриархата в работе этой межхристианской международной организации.

В советский период деятельность Русской Православной Церкви (РПЦ) в рамках ВСЦ санкционировалась и во многом направлялась международным отделом ЦК КПСС. Советская дипломатия использовала Церковь в качестве инструмента на международной арене. В свою очередь, в 1990-е гг. в изменившейся социально-политической ситуации РПЦ была вынуждена по-новому взглянуть на экуменическое движение и свою роль в нем.

В 1990-е годы значение Православных Церквей в ВСЦ при сохранении доминирующей роли либеральных протестантских Церквей и организаций стало достаточно номинальным. Подобная "расстановка сил" наряду с педалированием cоветом таких проблем, как женское священство или возможность рукоположения в священный сан представителей сексуальных меньшинств, совершенно не устраивала РПЦ.

Кроме того, отношение Московского Патриархата к идее экуменизма сегодня весьма скептическое: его настораживает как сама возможность восприятия ВСЦ в качестве некой "глобальной Церкви", так и перспективы литургического общения, выражаемые в так называемых экуменических молитвах. РПЦ считает, что ее учение и литургика основаны на учении Христа и апостолов, поэтому они не только уникальны, но в то же время и универсальны.

В итоге на VIII Ассамблее ВСЦ в столице Зимбабве Хараре делегация РПЦ, принимавшая участие в работе Генеральной ассамблеи, состояла всего из трех человек и скорее находилась там в качестве "наблюдателей". Тем не менее уже на следующей, IX Ассамблее, в бразильском Порту-Алегри, завершившейся 23 февраля этого года, представительство РПЦ было увеличено в семь (!) раз. Более того, в Порту-Алегри в качестве специального гостя присутствовал и выступил с докладом глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата митрополит Кирилл. Чем же вызваны такие перемены?

Накануне IX Ассамблеи в Порту-Алегри ВСЦ сделал серьезный шаг в сторону православных Церквей - членов Cовета, в частности, сменив парламентскую процедуру (на основе голосования) принятия решений на консенсусную. Кроме того, в рамках ВСЦ был создан Постоянный комитет по консенсусу, "цензурирующий" повестку дня ассамблей с точки зрения соответствия нормам православной этики. Можно совершенно определенно сказать, что в этой ситуации серьезное обсуждение женского священства и других спорных вопросов уже невозможно.

На этот раз повестка Генеральной ассамблеи была составлена таким образом, что сам экуменизм оказался отодвинутым на второй план. Современный христианский мир далек от единства, а экуменическое движение, сталкивающее различные видения Церквей скорее стимулирует у членов ВСЦ опасение утратить собственную религиозную идентичность, чем желание интеграции. Кажется, в руководстве ВСЦ это понимают уже давно. Экуменизм превратился в недостижимую, но светлую цель, оправдывающую средства. В том числе и финансовые, выделяемые в бюджет ВСЦ прежде всего протестантскими Церквами.

Кстати, во время Генеральной ассамблеи в Порту-Алегри было объявлено, что доходы организации за последние годы сократились на 30% по причине неуплаты членских взносов рядом Церквей. В условиях столь серьезного кризиса именно протестантские Церкви Запада (прежде всего Германии) фактически несут на себе бремя финансирования ВСЦ. Впрочем, совершенно понятно, что сегодня Церкви Восточной Европы не могут полностью выплачивать членские взносы.

В 1970-е годы антивоенные инициативы, критика различных форм расизма и фашизма, борьба с бедностью и распространением ядерного оружия стали основным направлением деятельности ВСЦ. Активное участие Церквей из стран соцлагеря в этой деятельности вынуждало полагать (в частности, Госдепартамент США), что сам совет находится под контролем коммунистического режима, поддерживавшего левацкие течения в Церквах Запада с присущими им пацифизмом и антиимпериализмом. И вот что любопытно: сегодня уже никто не говорит о "руке Москвы", однако "левые настроения" и критика внешней политики США остаются "в силе" на форумах ВСЦ. Подтверждением тому стала IX Ассамблея.

По итогам заседаний Генеральной ассамблеи ВСЦ в Порту-Алегри, на которой присутствовали более 4 тысяч представителей различных христианских Церквей и организаций, была принята резолюция, в которой мощной критике подверглись антитеррористические кампании Соединенных Штатов, а именно военные операции в Ираке и Афганистане.

Члены Конференции Церквей США в письме к участникам ассамблеи обвинили Джорджа Буша в "нападении на беззащитных иракских жителей", а англиканский архиепископ Йорка (Великобритания) Джон Сентаму и вовсе сравнил американского президента с диктатором Уганды Иди Амином.

На одном из последних заседаний ассамблеи члены ВСЦ обратились к мировому сообществу с призывом списать часть внешнего долга странам Латинской Америки. Делегаты ассамблеи положительно отреагировали на некоторые политические тенденции в латиноамериканских странах, генсек ВСЦ Сэмюэль Кобиа назвал "историческим шагом" избрание индейца-социалиста Эво Моралеса президентом Боливии, а социалистки Мишель Бачелет - президентом Чили.

Совет уделил приоритетное внимание проблемам экологии (в частности, говорилось о загрязнении воды), создания и распространения ядерного оружия, исчезновения этнических языков народов Африки.

Таким образом, в центре обсуждения на форуме крупнейшей межцерковной организации были не религиозные, а вполне мирские вопросы. В то же время выступления представителей РПЦ преимущественно касались именно религии. В частности, митрополит Кирилл и глава делегации РПЦ епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев) говорили о противоречиях между традиционным и либеральным христианством.

В то же время предпосылки для активизации деятельности РПЦ в рамках ВСЦ есть, и связаны они, конечно, не с переоценкой перспектив экуменизма. Московский Патриархат хочет вновь напомнить о себе как о реальном игроке на международной арене, а лучшей трибуной для этого является именно ВСЦ. В последнее время в качестве такого игрока куда более активно проявлял себя Константинопольский Патриарх Варфоломей I. Результаты его деятельности налицо: сегодня даже Европарламент выступает в защиту интересов православных в Турции.

Политическая ситуация в мире сегодня довольно парадоксальна. С одной стороны, резолюции крупнейших международных организаций могут игнорироваться, а с другой - выход из этих организаций означает изоляцию, которая в эпоху глобализации может оказаться губительной как для религиозных организаций, так и для государств, которые эти организации представляют.

Кстати, в рамках ВСЦ некий "альянс" государственной и церковной внешней политики вполне возможен. Речь здесь идет не о "советской модели", примеры такого дипломатического сотрудничества можно обнаружить и в дореволюционной российской истории.

Что мешает Церкви быть рупором государства, когда обсуждаются вопросы войны, мира и борьбы с бедностью? Тем более что проблемы межцерковных отношений на ассамблеях ВСЦ скорее всего будут приобретать внешний характер и не будут касаться проблем церковного устройства или вероучения.

http://religion.ng.ru/facts/2006-03-01/1_vozvrashenie.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме