Военные cвященники служат Богу и Отечеству

Приоритетом в вопросе о военном духовенстве должно стать укрепление национальной безопасности России

Новости Москвы 
0
169
Время на чтение 5 минут
В середине февраля Главная военная прокуратура направила в Министерство обороны законопроект, согласно которому в Российской армии планируется ввести институт капелланов - полковых и корабельных священников. Несмотря на то что текст законопроекта на настоящий момент известен лишь в узких кругах, в российском обществе сама перспектива легализации присутствия духовенства в Вооруженных силах (ВС) вызвала оживленные дискуссии. Реакция религиозных организаций на эту инициативу тоже весьма различна: если в Русской Православной Церкви решение о создании института капелланов считают адекватным нынешней ситуации в ВС, то, например, в Совете муфтиев России подобные шаги находят преждевременными. Пока вопросов в дискуссии о капелланах больше, чем ответов. Не будет ли создание института полковых и корабельных священников противоречить Конституции, в которой прописан принцип светскости государства, а также равенства в правах верующих, исповедующих разные религии - как между собой, так и с теми, кто не исповедует никакой? Какую форму примет взаимодействие религиозных организаций и Вооруженных сил, кто будет координировать деятельность священников в армии? И самое главное - поможет ли присутствие представителей религиозных организаций в армии в борьбе с неуставными отношениями в воинских частях, будет ли оно способствовать "этическому воспитанию" военнослужащих? "НГР" обратились с этими вопросами к военным экспертам, выступающим в печати в связи с проблемой взаимоотношений Вооруженных сил РФ и религиозных объединений - Александру Суровцеву и Сергею Мелькову. Их рассуждения мы предлагаем читателям.

Прежде всего я бы не расценивал высказывания руководителей некоторых государственных органов, представителей Русской Православной Церкви и других религиозных объединений о введении военного духовенства в Вооруженных силах как заявления сенсационного характера.

Логика тех, кто указывает на связь между этими явлениями, понятна. Такая зависимость действительно существует. И все же не эти факты должны быть причиной обстоятельного обсуждения вопроса об институте военных священников для Российской армии. Такой подход дезориентирует людей в понимании смысла введения должностей священников в армии и затушевывает цель этого шага, подменяя ее одной из возможных задач. Священник в воинском коллективе нужен не только и не столько для профилактики преступности, а в первую очередь - для духовного обеспечения стоящих перед воинскими частями и подразделениями задач. Общие квалификационные требования к военному духовенству еще предстоит сформулировать, а каждому потенциальному капеллану пройти специальную подготовку, в том числе военно-профессиональную.

Должны быть готовы к совместной работе со штатными священниками как своими ближайшими помощниками и командиры. Их тоже надо обучать основам военно-конфессиональных отношений, включая правовые, организационные, религиоведческие и теологические вопросы.

Будущим и действующим офицерам следует изучать не особенности психики абстрактного верующего и религию как социальное явление или форму общественного сознания, а хорошо знать существо и смысл конкретных верований, уметь общаться с верующими военнослужащими, направлять их активность на решение общих задач.

Каковы же основные трудности в вопросе введения военного духовенства в России сегодня?

Прежде всего, инерция сознания. Это трудность объективная. Для огромного числа командиров и начальников, с которыми в переносном и прямом смысле полковые священники уже стоят в строю, вопрос о целесообразности этого шага уже решен. Немаловажно, что среди них и командиры дивизий, и командующие армиями, родами войск, военными округами. Большинство главкомов видов Вооруженных сил сотрудничают с религиозными организациями на основании подписанных ими соглашений.

Нелишне напомнить, что все Вооруженные силы руководствуются соглашением, подписанным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и министром обороны Российской Федерации в апреле 1997 г. Соглашения не содержат положений о введении должностей священников в армии, но они являются вехами на этом пути. Принципиальное решение о необходимости учреждения института военного духовенства было согласовано на Первой Всероссийской конференции "Православие и Российская армия", проходившей в Москве в октябре 1994 г. Однако в силу неготовности к этому шагу как армии, так и Церкви, решено было действовать постепенно и поэтапно. Определенным рубежом тогда был обозначен 2005 год.

Даже краткая ретроспектива военно-конфессиональных отношений убеждает, что армия и Церковь все десять с лишним лет планомерно шли и практически пришли к окончательному решению вопроса, который некоторые СМИ пытаются выдать за сенсацию. За такой позицией видится как минимум недостаточная информированность. Поэтому уместно привести еще несколько фактов, свидетельствующих, что военное духовенство в Вооруженных силах уже реально существует.

На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви, который состоялся в октябре 2004 г., было отмечено, что в силовых структурах трудятся более 2 тыс. священников. Они работают с военнослужащими на добровольной основе, жалованья за это не получают, льгот не имеют. Конечно, у них нет и строгих регламентированных военной службой обязанностей. В каждом случае их участие в армейской жизни согласовывается с пожеланиями личного состава и решениями командования.

Деятельность военных священников координируется специально созданным в Московском Патриархате в 1995 г. Отделом по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Его структура во многом повторяет армейскую: есть секторы видов Вооруженных сил, родов войск, других воинских формирований. Такие же отделы созданы практически при каждом епархиальном управлении на всей территории Российской Федерации. Синодальный отдел издает журнал "Вестник военного и морского духовенства", газету "Победа, победившая миръ", которая также выходит в качестве приложения к "Красной звезде".

С 2003 г. возобновлено регулярное проведение съездов военного духовенства в форме Всероссийских учебно-методических сборов священников, сотрудничающих с Вооруженными силами. Входит в практику участие священников в различных сборах руководящего состава соединений и объединений Вооруженных сил, разработка совместных программ и планов на учебные годы.

Совершенно очевидно, что организационные основы современного института военного духовенства заложены довольно давно и успешно развиваются. И тем не менее психологический барьер пока остается серьезной, но практически единственной преградой для официального признания необходимости учреждения должностей военных священников в Российской армии и начала работы по их планомерному введению.

Нужно сказать и о правовых трудностях. Они скорее мнимые, чем реальные. Законодательных запретов на введение института капелланов в российском и признанном Россией международном законодательстве не существует. Некоторые лица ссылаются на конституционное отделение религиозных организаций от государства, на его светский характер. В данном случае целесообразно предложить более детально ознакомиться с различными юридически обоснованными трактовками соответствующих конституционных положений и реально существующими примерами их практической реализации.

Например, во многих странах Запада, включая США, правовые основы взаимодействия светского государства с религиозными организациями прописаны не менее жестко, чем в России. Однако это не мешает им иметь капелланов различных вероисповеданий как в армии, так и в других федеральных органах. Это отвечает интересам безопасности общества, а потому законодательно поставлено на службу государству, включено в систему обеспечения национальной безопасности. Возможности, желания и готовность всех религиозных организаций участвовать в этой работе учтены полностью, сама же работа капелланов подчинена интересам государства и регламентирована именно государством.

Если говорить о законодательных инициативах, касающихся непосредственно введения военного духовенства в Российской армии, то этому должна предшествовать серьезная аналитическая работа с участием всех заинтересованных сторон.

Целесообразно создать межведомственный орган с участием государственных и военных структур, а также религиозных организаций. Поручить ему подготовить пакет документов об объективном состоянии военно-конфессиональных отношений, о реальной востребованности военных священников в войсках, о возможных механизмах введения института военного духовенства в Вооруженных силах.

К работе в этом органе нужно привлечь специалистов, имеющих знания и практический опыт организации взаимодействия Вооруженных сил и религиозных объединений. Главным принципом нововведений в этой области должно стать соответствие нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность военных священников, интересам военной, духовной, национальной безопасности Российской Федерации.

Об авторе: Александр Иванович Суровцев - кандидат философских наук, докторант Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ.

http://religion.ng.ru/problems/2006-03-01/5_voennye.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Суровцев
Вооруженные Силой
Духовенство окормляет военных, но от погон отказывается
21.02.2008
Российские вооруженные силы: стратегии качества
Беседа с полковниками А.Е. Савинкиным (редактором "Российского военного сборника"), И.В. Домниным (членом Союза писателей России) и А.И. Суровцевым (председателем "Воинского православного братства")
30.03.2007
Военные священники служат Богу и Отечеству
Приоритетом в вопросе о военном духовенстве должно стать укрепление национальной безопасности России
23.03.2006
Военное духовенство на марше
За последние годы в Вооруженных cилах выросло число верующих
02.03.2005
Все статьи Александр Суровцев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
20.04.2024 14:28
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:27
На картошку!
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:05
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
20.04.2024 12:44
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33