Такого еще не было: музей в руках Церкви

0
162
Время на чтение 6 минут
В конце 2004 года Церкви был полностью передан Ипатьевский монастырь - после многих усилий со стороны владыки Александра, архиепископа Костромского и Галичского, после бесконечных согласований и тяжб с различными инстанциями. Сейчас в древних стенах обители начинается новая жизнь. На базе собрания церковного искусства из монастырей и храмов Костромской епархии сформирован Церковный историко-археологический музей (ЦИАМ).

В 1613 году в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершен торжественный обряд избрания на царство Михаила Романова. В 1919 году монастырь был закрыт. Костромской историко-архитектурный музей-заповедник существует здесь с 1958 года. В фондах - десятки тысяч исторических экспонатов.

Первая служба в монастыре после многих десятилетий гонений состоялась 23 ноября 1989 года. С 1992 года здесь возрождена монастырская община.

Сейчас из 400 тысяч единиц хранения Костромского музея-заповедника церковному музею передано 3 тысячи предметов религиозного назначения, реквизированных советской властью из древлехранилища Ипатьевского монастыря и других обителей и храмов Костромской епархии. Самые древние экспонаты датируются XV веком. Музей-заповедник, выехав из стен монастыря, получил новые, гораздо большие площади.

Изгнание черного терьера

Полтора года назад в Ипатьевскую обитель пришел новый наместник - архимандрит Иоанн (Павлихин). В то время монастырю принадлежала лишь небольшая часть келий над погребами. На большую часть территории музея после шести часов вечера монахам войти было невозможно.

"В шесть часов музейщики выпускали огромного черного терьера, единственное, что он умел делать - гавкать и нападать на священнослужителей. Милиция была на стороне музея, который никак не хотел отсюда выезжать. Когда монахи пытались входить в переданные им помещения (свободные от коллекций), работники музея тут же вызывали ОМОН. Каждый вечер приходилось с бумагами доказывать, что у нас есть право здесь находиться", - рассказывает архимандрит Иоанн. Теперь о. Иоанн не только наместник монастыря, но и по совместительству - директор Церковного историко-археологического музея Костромской епархии.

Церковь и музейное дело - друг другу не враги, считает отец наместник. Но музейные работники в Костроме этого долгое время не понимали.

А ведь музейное дело в России сформировалось во многом благодаря монастырям; прообразами музеев выступали монастырские ризницы. На рубеже XIX-XX веков во мно гих местах организовывались церковные древлехранилища, так было и в Ипатьевском монастыре. Родоначальниками искусствоведческого изучения древнерусского искусства стали выдающиеся специалисты, вышедшие из стен семинарий и духовных академий.

Каковы настроения музейных работников и местной интеллигенции сегодня? "Все зависит от гражданской и религиозной позиций каждого конкретного человека, - свидетельствует о. Иоанн. - Людям, которые глубоко знают и любят русскую историю, ясно: Церкви должно быть возвращено ее движимое и недвижимое имущество". А среди сотрудников Костромского музея-заповедника давно наметился круг людей, которые хотели перейти в музей церковный. Сейчас в ЦИАМе шесть научных работников и около 20 смотрителей. Помимо настоятеля в музейном коллективе работают два насельника монастыря.

Музей возвращается из каменного века

Мы беседуем в зале с полукруглыми оконцами и мощными приземистыми арочными сводами. Называть "кабинетом директора" эти покои XVII века как-то язык не поворачивается. Здесь еще пахнет свежим ремонтом, звуки гулко отлетают от стен. Отца архимандрита то и дело отвлекают телефонные звонки и посетители, попутно он просматривает бумаги, ставит подписи, согласовывает позиции по экспонатам, отправляющимся на какую-то важную выставку в Бельгию. Полным ходом идет ремонт помещений и фасадов. И одновременно - еще более важный процесс передачи в пользование епархиального Историко-археологического музея собрания церковного искусства из коллекции Костромского музея-заповедника.

Для сотрудников прежнего музея естественно чувство страха за судьбу экспонатов, передаваемых Церкви. "Это, наверное, основной вопрос, который может и должен обсуждаться, - считает отец Иоанн. - Уровень требований, выдвигаемых к церковному музею, заведомо выше, чем к светскому музейному заведению. Мы не избегаем этой ответственности и понимаем, что начинаем развивать церковно-музейную традицию не только под доброжелательными взорами окружающих. У нас хватает оппонентов, но главное - есть множество союзников, нас поддерживающих".

Оканчивая Московскую духовную академию, отец Иоанн защищал диссертацию сугубо искусствоведческой направленности - по древнерусским тканям - под руководством великолепного ученого, недавно почившей Натальи Андреевны Маясовой. Он подготовлен к серьезной музейной деятельности.

"Сейчас я могу констатировать: практически никакой научной работы по предметам церковной принадлежности в стенах Костромского музея-заповедника не проводилось, - говорит отец Иоанн. - С тремя тысячами первоклассных экспонатов работал только один человек, хотя всего в штате было двести сотрудников. В период временной передачи экспозиции в наше пользование, при участии московских специалистов, делалось открытие за открытием. Яркий пример: плащаница конца XVI столетия, которая считалась произведением Ирины Годуновой, супруги Бориса Годунова, и таким образом вошла в научный оборот, является на самом деле произведением мастерской Дмитрия Ивановича Годунова (дяди царя Бориса), главного ктитора и основного строителя Ипатьевского монастыря в XVI веке. Было неправильно прочтено имя на одном из лицевых изображений на этой плащанице - "Ирину" перепутали с "Ариной"".

В краткие сроки в новом музее организовали великолепную выставку к 260-летию Костромской епархии. Были привезены ценнейшие экспонаты из собраний ведущих российских музеев. ЦИАМ демонстрирует серьезные намерения сохранять и изучать экспонаты. Заключены договоры о сотрудничестве с Государственным историческим музеем, с Музеем Андрея Рублева, с музеями Московского Кремля, с реставрационными мастерскими имени Грабаря. К совместной работе привлечены известные специалисты по древнерусскому искусству - например, А.В. Силкин, крупнейший в настоящее время специалист в исследовании древнерусских тканей.

Сейчас экспонаты находятся в тех же стенах, под той же самой системой сигнализации и под присмотром той же самой вневедомственной охраны, что и раньше. "В музее-заповеднике все эти годы не было самых необходимых приборов, обеспечивающих фонды и экспозицию правильным микроклиматом, - говорит отец Иоанн. - Для нас одна из первоочередных задач - вывести музей на должный уровень из "каменного века", когда, к примеру, в зимнее время в натопленных помещениях воздух увлажнялся за счет мокрых половых тряпок".

Церковный эксперимент

На территории монастыря предполагается организовать четыре постоянно действующие экспозиции: истории самой обители, истории Дома Романовых, чудотворной Феодоровской иконы Богородицы и российских новомучеников.

К разработке концепции нового музея привлечены серьезные специалисты. Казалось бы, какие в музейном деле могут быть оригинальные идеи? Музей - это хорошие экспонаты, хорошие помещения, освещение и т.п. "Все намного сложнее! - говорит о. Иоанн. - Легко "смартышничать", взяв лучшие образцы для подражания - например, Оружейную палату, новые залы ГИМа. Однако этого мало. Музейное дело движется вперед. Законодателями моды становятся Скандинавские страны, Америка, прекрасная экспозиционная методология отработана в Англии, в Венгрии". Особый упор делается на интерактивность, что заставляет сотрудников ЦИАМа напряженно думать и искать свой подход к новейшим возможностям, исходя из церковно-исторической специфики. "Есть надежда найти такие формы подачи материала, которые станут ненавязчивой формой миссионерской деятельности, - считает отец архимандрит. - Культурные и религиозные ценности должны преподноситься музеем в равной степени как для человека верующего, так и для неверующего. Чтобы и неверующий человек вышел из монастыря хотя бы задумавшимся".

Церковный музей в Ипатьевском монастыре -это уникальный полигон для всей Русской Православной Церкви. Успех эксперимента будет означать, что в деле сохранения и изучения национального наследия будущее - за церковными музеями. Ведь за ними и прошлое! Задача на сегодня: заслужить к себе доверие со стороны государства, чтобы в церковных музеях видели серьезных и добросовестных партнеров. Я спросил у о. наместника, пытается ли он как-то вводить старинные предметы из собрания ЦИАМа - потиры, облачения - в монастырские или архиерейские богослужения. Ответ был неожиданным. "Я удивляюсь некоторым метаморфозам, которые происходят во мне самом, помимо моей воли, - признался о. Иоанн. - Если прежде такая мысль казалась вполне естественной, то сейчас я стараюсь ее всячески подавлять. Помимо страха за сохранность предметов появилось чувство чисто музейного благоговения к вещам. Я становлюсь все более и более консервативным в этом отношении. Если раньше я мог смело надеть себе на голову какую-нибудь митру, хранящуюся в запасниках, то сейчас, при всем внутреннем желании, у меня не поднимается рука".

http://www.nsad.ru/index.php?issue=17§ion=12&article=392
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Александр Шантаев
Диверсанты поневоле
Священник и писатель Александр ШАНТАЕВ, настоятель Спасо-Преображенского собора в Угличском кремле, много лет служил на сельских приходах
22.08.2005
Удерживающие
Беседа со священником, писателем о.Александром Шантаевым
17.02.2005
Все статьи Священник Александр Шантаев
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 07:39
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07