Возможна ли "рок-проповедь" православия?

0
121
Время на чтение 8 минут
Основным вопросом, вызвавшим оживленную дискуссию в ходе работы секции "Церковь и молодежная субкультура" на XIV Международных Рождественских чтениях, был вопрос о возможности использования в миссионерских целях субкультуры, не вызовет ли ее использование обратного движения молодежи от Церкви? Дискуссия свелась к обсуждению возможности проповеди духовенства на рок-концертах, к чему такая проповедь приводит сейчас и может привести в дальнейшем? Вопрос действительно актуальный, так как в Церкви есть духовенство, которое занимается проповедью на рок концертах (диакон Андрей Кураев и игумен Сергий (Рыбко)), а отношение к такому виду проповеди очень неоднозначное. Кто-то считает, что эта проповедь ведется на одном языке с молодежью и поможет молодому поколению задуматься о Боге, а кто-то уверен, что для Церкви такой вид проповеди неприемлем. Высказывались мнения и "за", и "против", равнодушных в этом вопросе не было.

Спор шел о том, как ритмы влияют на человека. Правда, на эту тему пока не проведено ни одного серьезного научного медицинского исследования. Эксперименты проводились на мышах, и выяснилось, что ритмичные и аритмичные системы влияют на них по-разному. Было отмечено, что влияние музыкальных ритмов на человека в разные периоды вызывает разную реакцию, а также различные реакции возникают на знакомые и незнакомые ритмы, поэтому пока свести все в единую систему нельзя. Один из участников, Истомин Игорь Александрович, профессор РАМ им. Гнесиных, отметил, что ритм способен организовывать людей. Бурлацкие рабочие припевы помогали бурлакам тянуть баркас.

Значим вопрос о сатанизме в текстах рок-музыки. Книги, которые доказывают, что в текстах рок-песен используются определенные лингвистические конструкции, лежат на прилавках православных книжных магазинов. Первым человеком, который заговорил о сатанинских текстах, был аббат Роженбаль, он утверждал, что, если проиграть ряд песен известных рок-групп задом наперед, можно услышать сатанинские тексты. О. Андрей Кураев заметил, что музыку задом наперед никто не слушает, да и в принципе компетенцию аббата Роженбаля в этом вопросе можно поставить под сомнение. Если прокрутить музыку в обратном порядке, "сатанинские тексты" можно якобы усмотреть в музыкальных произведениях групп "AC7DC", "BLACK SABBATH", "Революция N9", у исполнителей Мэрлина Мэнсона и Оззи Осборна и др. Однако отвергать использование в рок-музыке оккультных ритмов нельзя - они действительно существуют, и это пришло из темной "христианской" музыки Gospel. Экстаз, который возникал при прослушивании песен, заимствован из харизматических служб пятидесятников. Нельзя утверждать, что вся рок-музыка содержит в себе сатанинские тексты, но "творчество" и поведение некоторых рок-певцов не вызывает сомнения в том, что они прибегают к сатанизму в своих песнях и выступлениях.

В докладе Станислава Бартенева, руководителя рок-группы, говорилось, что ритм есть везде и даже в церковных песнопениях и в общем без ритма музыка становится неинтересной, и что все хорошо в меру.

Священник Максим Первозванский выступил с докладом, посвященным работе с молодежью. Он высказал теорию в отношении разделения музыки: "Есть небесная музыка, которую человек слышал в раю, есть музыка тварная, есть музыка, которой пользуются темные силы". В отношении проповеди священника на рок-концертах, о. Максим привел пример из древней традиции проведения русской свадьбы: "священник приглашался на брачный пир, но после начала танцев священник должен удалиться". Церковь не принимала участия в увеселениях и танцах, даже не высказывала одобрение или благословение их через свое присутствие, но открыто не осуждала их.

В современной практике мы видим и факт, что греческие монахи организовали рок-группу. Здесь можно столкнуться с двоякой проблемой: 1. православные видят в этом несоответствие монашескому делу; 2. люди маловоцерковленные видят в этом одобрение и даже некую поддержку рока в глазах Церкви (хотя предстоятель Элладской церкви не одобрил это "явление" и распорядился прекратить концертную деятельность группы). Отец Максим привел пример: "Еще несколько лет тому назад в школах пытались начать преподавать уроки полового воспитания. Аргумент был такой: дети и так узнают об этом в подворотнях, так пусть лучше они об этом узнают в школе под контролем взрослых, на что можно возразить: дети узнают об этом в подворотне и знают, что это "подворотня"! ". Так и в этом случае: молодежь слушает рок-музыку - но она не должна видеть в этом одобрение Церкви.

Игумен Сергий (Рыбко) выступил с докладом "Музыка в миссионерской деятельности". Отец Сергий давно занимается работой с молодежью и иногда проповедует на рок-концертах и в клубах, а также организовал клуб, в котором собирается молодежь и проходят выступления молодых рок-групп. Отец Сергий отметил, что в его клубе не продают спиртное - кроме пива (!). Там же он проводит с ними беседы о Боге и Церкви. Надо заметить, сам отец Сергий, по его словам, иногда на рок-концерте чувствует себя как среди дикарей. Он считает, что "рок-музыканты" не сатанисты, а нормальные люди, многие из которых верующие. В отношении влияния рок-музыки на подсознание, он сказал: "Любое искусство имеет влияние на подсознание человека".

На форуме было высказано еще одно интересное мнение, что рок-музыка - ступень к богопознанию. Многие из присутствующих были с этим не согласны. Так, Истомин Игорь Александрович сказал: "Церковные песнопения формируют в человеке тихое, молитвенное отношение к Богу, а через динамики и усилители такая молитва становится требованием!" (реплика вызвала аплодисменты). В отношении того, возможен ли приход человека к Богу через рок-музыку, Игорь Александрович сказал: "Человек может прийти к Богу вопреки рок-музыке!".

По вопросу взаимоотношения православной культуры и молодежной субкультуры высказался Кремень Владимир Иосифович, сотрудник Гостелерадио: "Заигрывание православия с субкультурой не идет на пользу, и молодежь способна начать не уважать Церковь. Существует опасность, что Церковь станет "мирской". Теряется некая граница, и мы рискуем тем, что "Православие может стать одной из форм религии", а в целом сближение православной и субкультуры - путь в тупик".

Однако диакон Андрей Кураев в своем выступлении подчеркнул: "Никто не собирается приносить рок-музыку в храм, но в церковном дворике можно и нужно вести эксперименты, важно также признавать право на ошибку". "Эксперименты" и "право на ошибку" - это хорошо, но уместно ли проводить этот эксперимент с целым поколением? Такой "эксперимент" может отвратить или воспитать неправильное отношение к вере. С нашей точки зрения, права на ошибку в данном вопросе нет, так как ставка очень высока. В отношении того, что это может привести в церковный дворик наркотики и аморальное поведение, отец Андрей заметил, что готов стать "изолятором", который не пропустит все это. Может ли один человек сдержать такой напор? Конечно, если посредством такой проповеди, человек будет приходить к Богу осознанно, он сам откажется от наркотиков, но если люди войдут в "церковный дворик" "за компанию", неосознанно, может произойти катастрофа.

Многие из присутствующих на форуме высказали свое негативное отношение к рок-проповеди Православия. Многие могут задаться вопросом: "А нельзя ли проповедовать молодежи как-то иначе?". В качестве альтернативного варианта проповеди современной молодежи священник Андрей Близнюк рассказал о своих миссионерских поездках, он объездил Россию от Подмосковья до Соловков, от Пермской области до Якутии и Алтая.

Отец Андрей сказал, в современной практике можно столкнуться с таким событием, что рок-группа исполняет церковные песнопения, и он предоставил присутствующим послушать это творчество. На суд слушателям был предоставлен тропарь Рождества Христова "в современной рок-обработке" (радует то, что на вопрос "Вам понравилось?" никто в зале не ответил утвердительно). Как человек, много работающий с молодежью, отец Андрей отметил, что современной молодежи не нравится, когда священнослужители начинают "косить" под них, употребляя современный молодежный сленг, пытаясь таким образом быть к ней ближе. В своих миссионерских поездках отец Андрей активно использует современные компьютерные технологии, которые позволяют через фотографии и видеоролики показать мощь и величие Православия. Благодаря такому фото- и видеоматериалу, людям становится проще объяснить церковные таинства, устройство храма, жизнь православного христианина. Священник показал небольшие видеоролики о своих миссионерских поездках, из которых видно, что такой метод проповеди действительно возымел свое действие. Молодежь на таких миссионерских встречах начинала задавать вопросы о Боге, о вере и смысле жизни (могут ли такие вопросы возникнуть у человека на рок-концерте?). Самое главное, в процессе такой миссионерской работы не происходит смешения двух культур - православной и молодежной. У ребят есть возможность увидеть подлинную чистую православную культуру без призмы рок-культуры, которая впоследствии могла бы воспитать в них неправильное восприятие веры. Можно ли на рок-концертах сеять семена веры так, как это делает, например Тимур Ведерников, солист группы "Гроссмейстер", говоря: "Лучшим проповедником на рок-концерте может быть только сам рок-музыкант"?

Никто из выступавших не переменил своих позиций в ходе дискуссий, но многие присутствующие услышали аргументы "за" и "против" проповеди священнослужителей на рок-концертах, увидели действенную альтернативу и сделали каждый для себя свой вывод.

Многие из наших читателей не бывали никогда на рок-концертах, а те которые и посещали подобные мероприятия редко могли услышать на них слово православного миссионера, т.к. о.Андрей Кураев и о.Сергий (Рыбко) - это, пожалуй все, кто занимается подобным видом проповеди в нашей стране. Предлагаем вниманию читателей проповедь, произнесенную о.Андреем на одном из рок-концертов.

С Рождеством вас, люди! Человек тем отличается от животного, что животное просто живет, а человеку нужен повод к жизни. Как нужны поводы к тому, чтобы задействовать какую-то группу мышц, так нужны поводы душе, чтобы оживить себя, проявить. Душа - это то, что болит у человека, когда все тело здорово. Не сердечная мышца болит, не левый желудочек, а душа. Болит - и своей болью доказывает, что она есть. Пока у человека не заболела почка - он и не знает, где она у него находится. Пока у человека не заболела душа - он и не подозревает о ее существовании. Пока не напрягаясь живешь вполсилы и плывешь по течению, как все, не замечаешь ни силы течения, ни своей души. Но однажды сердце ожигает мысль: "Зачем я тут? Что такое человек? Что такое моя жизнь? Просто тире между двумя датами на могильном памятнике? А человек - просто покойник в отпуске? Меня не было целую вечность и потом не будет тоже вечность. И вот из этой тьмы меня отпустили на побывку. В этом ли смысл моей жизни? Это ли "все, что останется после меня"?". И тогда понимаешь: моя биография не сводится к истории моего тела, то есть в конце концов к истории моей болезни - от первого зуба до последнего инфаркта. И тогда понимаешь, что самое главное знакомство, которое может произойти в твоей жизни - это не знакомство со знаменитостью, а знакомство со своей душой: ты, оказывается, есть. Ты, моя душа, и ты, мое тело - не одно и то же. И у тебя, моя душа, есть свои поводы к радости и свои поводы к боли. Русский рок в своих лучших песнях - это болевые уколы в совесть. Это борьба за право думать, за право быть одиноким, за право выпадать из толпы и из попсы. Когда все вокруг тонет в беспросветном оптимизме, когда официальная пропаганда обещает построить коммунизм или хотя бы догнать Португалию по числу кондиционеров на душу населения - русский рок встряхивает и говорит: "А ты знаешь, Небо становится ближе". Это и есть Рождество: Небо соединилось с землей, с тобой. Христос мог хоть тысячу раз рождаться в Вифлееме, но нет тебе в том никакой пользы, если Он хотя бы раз не родился в твоей душе. Рождество - это ответ на вопрос Данте: "Я поднял глаза к Небу. Чтобы увидеть - видят ли меня". Это главный вопрос в жизни человека: "Нужен ли я, любим ли я или я просто космическая плесень?". Рождество - это первый шаг к главной тайне христианства: все религии мира говорят о том, какие жертвы люди должны приносить своим богам, и только Евангелие говорит о том, какую жертву Бог принес людям. Христос пришел к вам! С Рождеством вас, люди!

Не даем никаких оценок. Судить вам, уважаемые читатели, насколько может быть действенной или вообще приемлемой подобная форма проповеди Православия.

Свои отзывы с указанием темы: "Рок-проповедь" присылайте по эл. адресу: editor@pravoslavie.ru

Студенты Сретенской семинарии:
Битбунов Георгий
Слесаренко Александр
Чистяков Кирилл

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/060223102118
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 21:54
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 21:18
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:43
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Hyuga
19.04.2024 19:58
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35