Военное духовенство сбережет солдатские души

0
104
Время на чтение 6 минут
"Столетие": - В последнее время в обществе ведутся разговоры о создании института полковых священников, или армейских капелланов, кто как называет. Идея существует у нас достаточно давно, с середины 1990-х годов, однако что-то мешает ей осуществиться. Как вы считаете, что именно?

Отец Дмитрий: - Что мешает? Тяготеет советское прошлое.

"Столетие": - Общество не готово?

Отец Дмитрий: - Не готово только руководство, а все остальные готовы.

"Столетие": - Синодальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами, который вы возглавляете, существует 10 лет. Какую работу вы ведете? Занимаетесь ли законотворчеством?

Отец Дмитрий: - Нет, мы занимаемся разработкой соглашений с разными родами войск и организацией служения духовенства в армии.

"Столетие": - Священники уже работают в частях. В чем заключается их деятельность?

Отец Дмитрий: - Они совершают богослужения. Исповедуют и причащают воинов, в том числе раненых. Они освящают военную технику, участвуют в церемониях военно-духовного содержания - например, в церемонии принятия присяги. Они напутствуют воинов, проводят с ними беседы, лекции.

На территории военных гарнизонов часто ставятся храмы. Или на территории части, или же рядом с нею.

"Столетие": - А если как это происходит в районе боевых действий?

Отец Дмитрий: - В поле ставится палатка, которая играет роль храма, над ней водружается крест, там есть иконы. Любой военнослужащий может туда зайти, поставить свечу, помолиться, побеседовать со священником. В установленные дни совершается богослужение, в котором каждый может участвовать.

"Столетие": - Вы сказали, что занимаетесь взаимодействием с разными родами войск. То есть, изначально вы договариваетесь с командующими?

Отец Дмитрий: - Да, на основании общего договора между армией и церковью, который существует со времен Павла Грачева.

"Столетие": - На каком уровне принимается решение о работе священника в каждой конкретной части?

Отец Дмитрий: - На уровне командира части, причем нередко по их собственной инициативе. Они обращаются к местному духовенству, а оно уже осуществляет это взаимодействие.

"Столетие": - А вот последние инициативы по созданию государственного института полковых священников...

Отец Дмитрий: - Это не создание, а скорее, воссоздание. Ведь институт военного духовенства - необходимый атрибут демократического государства. Если такого института нет, нарушаются права военнослужащих. Отсутствие такого института - суть нарушение конституции.

"Столетие": - Что произойдет, если такой институт будет создан?

Отец Дмитрий: - Появятся профессиональные священники-военные, которые будут заниматься только этим делом. Сейчас все священники занимаются работой в частях только руководствуясь своим религиозным энтузиазмом. Эта работа общественно полезна и государство должно ее поддерживать, как это делается во многих странах. В таком случае священник будет целенаправленно трудиться над уменьшением числа побегов из армии, сокращением суицидов, смягчением проблем дедовщины, повышением морально-психологического климата в коллективе и нравственно-патриотическим воспитанием.

"Столетие": - А кто будет платить зарплату военным священникам?

Отец Дмитрий: - Предполагается, что финансировать институт духовенства будет министерство обороны - мы же для них работать будем.

"Столетие": - Сколько священников нужно, к примеру, на полк?

Отец Дмитрий: - Один человек. Было бы хорошо, если это осуществить. Но пока священников не хватает даже просто для приходов.

"Столетие": - Какие меры предусматриваются для подготовки соответствующих кадров?

Отец Дмитрий: - Пока, к сожалению, никаких. Но в прошлом существовали семинарии для подготовки военных священников, и даже для флотских иеромонахов была специальная семинария. Желательно создать либо отдельное учебное заведение, либо факультеты при духовных академиях, где бы готовили специально для военной службы. Да и просто необходимо собирать молодых людей, которые хотят свою жизнь посвятить христианскому просвещению нашей армии.

"Столетие": - То есть они будут выполнять просветительскую миссию?

Отец Дмитрий: - Безусловно. К примеру дедовщина происходит от дикости, а с дикостью можно бороться только просвещением.

"Столетие": - Будут ли священникам присваивать воинские звания?

Отец Дмитрий: - Нет, это нам совершенно не нужно. Однако священник должен быть приравнен к старшим офицерам, чтобы к нему было адекватное отношение в офицерском корпусе.

"Столетие": - Должно ли будет министерство обороны обеспечивать священников жильем?

Отец Дмитрий: - Не только жильем, но и льготами. Вот, допустим, что священника в армии убьют. Какие льготы получит его вдова? Ведь они-то у нас многодетные. Надо, чтобы это было обязательно обговорено. Человек душу свою положил, а какой результат? Все это должно быть прописано в законе.

"Столетие": - Не поставит ли создаваемый институт солдат православного вероисповедания над военнослужащими другой веры? В том смысле, что первые будут иметь поддержку, а остальные нет?

Отец Дмитрий: - Нет, мы будем поддерживать всех. Безусловно и без всякого ограничения. Будем даже помогать, к примеру, солдатам-мусульманам встретиться со своими служителями. Дело в том, что дискриминация чужда духу православия. Вот яркое тому свидетельство - в Ведяево местные иконописцы написали икону, а на ее полях изобразили портреты всех погибших воинов на "Курске", среди которых много мусульман. И молитва о них звучит так же, как и обо всех остальных. К тому же у нас есть дореволюционный опыт, когда были имамы в войсках. Но с другой стороны, заниматься этим должны прежде всего сами мусульмане.

"Столетие": - Не будет ли православное большинство подавлять религиозные меньшинства?

Отец Дмитрий: - У нас это большинство, как ни странно, наиболее унижено. И с ним как раз никто не считается. Даже на уровне средств массовой информации. У нас в России, например, православное сообщество не имеет ни одного телеканала. А во Франции - имеет. В Москве всего 700 православных церквей, смешная цифра на двенадцатимиллионный город. Стыдная цифра. Наши храмы битком набиты, все это происходит в антисанитарных и пожароопасных условиях. Храмов должно быть на порядок больше, особенно в новых районах. Государство ничего, к сожалению, не делает, чтобы исправить ситуацию.

Где это видано, чтобы православные притесняли мусульман? Вот турки, например, изгнали из своей страны всех православных. А в России мусульмане как жили, так и живут. В Татарии половина населения русских, половина татар. Однако там 250 церквей и 1200 мечетей. Разве русские там притесняют татар?

"Столетие": - Что будет делать священник, если к нему придет солдат с жалобой на неуставные отношения?

Отец Дмитрий: - Он примет реальные меры. Если у священника будет статус старшего офицера, он пойдет к командиру части и поставит перед ним этот вопрос. Или же пойдет к обидчику и скажет ему: я беру этого солдата под защиту, и если что, обращаюсь в прокуратуру. Если же священник узнает об таких фактах на исповеди, он также будет принимать меры, однако сохраняя имя пострадавшего солдата в тайне.

"Столетие": - Ваш отдел использует для создания института священников опыт каких-либо государств?

Отец Дмитрий: - Мы используем опыт Северной Америки, Европы и даже частично Южной Кореи. В этой стране есть буддийское и христианское военное духовенство. Капелланы есть в Прибалтике, теперь и в Армении. Уже начался процесс на Украине; в иракском контингенте были военные священники. Некоторые даже награждены орденами.

"Столетие": - Украина нас опережает?

Отец Дмитрий: - Нет, конечно. Наши священники трудились в Чечне, в Боснии, в Косово. Правда, только на своем энтузиазме. Их, конечно же, кормят, выделяют транспорт, помогают, но статуса они никакого не имеют.

"Столетие": - В какой срок может быть организовано военное духовенство в России?

Отец Дмитрий: - Мне это трудно оценить, все зависит от двух людей. Это будут решать Святейший Патриарх Алексий II и Верховный главнокомандующий, Владимир Путин. Пока диалога об этом у них не было, но Патриарх часто говорит, что создание института военных священников - дело видимого будущего.

"Столетие": - Как вы считаете, переход на контрактную службу улучшит армию?

Отец Дмитрий: - Дело в том, что это - вынужденная мера. Население страны убывает и просто скоро некого будет призывать. Поэтому государству приходится нанимать взрослых мужчин. Кстати, очень хорошее дело - переход на одногодичную службу. Каждый юноша пройдет армейскую службу, причем без дедовщины.

"Столетие": - Вы считаете, что дедовщину можно искоренить?

Отец Дмитрий: - Совсем прекратить ее невозможно. Среди юношей одного возраста, всегда есть лидеры. Но ориентировать их так, чтобы они защищали себе подобных, вполне возможно. И мы, взрослые люди, должны это сделать.

"Столетие": - Но как побороть саму эту структуру? Когда молодой человек попадает в жесткую иерархию, сначала он "салага", потом "молодой", и так далее?

Отец Дмитрий: - Так это можно просто отменить. Приходит офицер и объявляет: все, что вам объясняли про "черпаков" и "салаг", с такого-то числа отменено. А если кто-то об этом будет напоминать, сообщите мне, примем меры. Потому что это уголовно наказуемое дело. Кстати, и в тюрьме эти явления тоже можно извести.

"Столетие": - То есть институт священников способен с этим комом проблем справиться?

Отец Дмитрий: - Только вместе с обществом. Ведь не может ГАИ предотвратить все аварии. Но мы будем работать. И то, что результат будет, я гарантирую.

Беседовал Николай Григорьев

http://stoletie.ru/moment/060222154006.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Димитрий Смирнов
Все статьи Протоиерей Димитрий Смирнов
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31