Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Еремей Псковский

Геннадий  Мокеев, Русское Воскресение

22.02.2006


Колокольный мастер …

Еремей Псковский - выдающийся русский зодчий рубежа ХIV-ХV веков. Упоминается в числе трех мастеров, возводивших храмовый комплекс "Дома Святой Троицы" в центре Пскова.

В Псковской 2 летописи под 1415 годом записано: "Купци псковскыя разбиша старую церковь святую Софию и начаша новую делати... Мастер Еремей съверши церковь камену святых мучениц Веры, Любве, Надежи и матери их Софии, а повелением купецких старост... и всех купцов". По записи Псковской 1 летописи под 1416 годом: "Свершена бысть церковь... в Домантове стене". Позднее, по Описи 1585 г. у "великомученицы Софьи, что во Пскове в Домантове стене, - в приделе Семион святый" (Сб. МАМЮ, V, с.164,174). По Описи 1699 г. "на церковной олтарной стене колокольня каменна на трех столпах,... на ней два колокола". По Церковному Уставу "сентября в 17 день святыя мученицы Софии и трех ея дщерей, - к малой вечерни благовест за пол-третья часа звон в два колокола".

Судя по раскопкам остатков церкви В.Д. Белецким в 1951 году, храм, придел и звонница "на олтарной стене" строились в 1415-16 г.г. одновременно, причем для звонницы была увеличена часть восточной стены храма с севера от апсиды.

Церковь св. Софии мастера Еремея была предпоследней в "Домантовой стене". Предыдущие каменные храмы с 1372 года строил Кирилл. Но его цепочка из 8 храмов прервалась в 1390 году во время эпидемии (мора). Однако строительный поток возобновился с 1394 года, и связывать его можно с работой Еремея. Он, очевидно, был учеником Кирилла, так как продолжил его дело возведения в центре Пскова храмового комплекса "Дома Святой Троицы".

К 1395 году появилась вместо деревянной каменная церковь Воскресения Христова на Площади с приделом св. Георгия, к 1398 году была перестроена каменная церковь Покрова Богородицы "межю Рожеством и Духом Святым", к 1404 году возведена церковь святителя Николы на Гребле "над Рыбницким Рядом" с приделом св. Кира и Иоанна, в 1407 г. сначала обыденная деревянная затем очевидно каменная церковь Афанасия Иерусалимского (перестроена в 1483 г.), наконец, в 1415-16 гг. - церковь св. Софии с приделом св. Симеона Столпника.

Восемь указанных храмов составили две их "Еремеевских линии" в Довмонтовой стене между двумя "Кирилловскими". Причем еще в 1357 г. деревянная церковь Софии стала вторым собором Пскова, в 1417 г. - церковь Николы с Гребли - третьим собором, в 1468 г. церковь Покрова - пятым собором. Таким образом, Еремей построил три соборных храма и все в Довмонтовой стене.

Более того, в 1394-95 гг. на Персях Пскова - мощной каменной стене Крома, окружавшей вечевую площадь, была возведена "колокольница Святой Троицы". "Плоская" городовая стена позволяет говорить о том, что "колокольница" была звонницей. Кто ее строил - не сообщили. Но звонницы существовали на всех Еремеевских храмах: на церковь Воскресения она появилась вероятно тоже в 1395 г., на церковь Покрова - в 1398, на церковь Николы - в 1404, на церковь Афанасия - после 1407 г., наконец, на церковь Софии - в 1416 году. Так Довмонтов город в первую очередь оказался "наполнен" звонницами - наиболее оригинальными псковскими объектами.

В связи со строительством псковских храмовых звонниц мастеру Еремею, очевидно, можно приписать изобретение особой "псковской" конструкции извлечения звона. Если на больших соборных звонницах Новгорода, Ростова, Москвы, да и на Персях Пскова с 1395 года звон производился со звонничной площадки ударом языка по колоколу, то в небольшой псковской храмовой звоннице он производился раскачкой колокола (католический способ звона). Но в Пскове к оси колокольных ушей прикреплялся горизонтальный шест и, дергая веревкой с земли за этот шест, раскачивался колокол. Сегодня своеобразный псковский способ звона за шесты можно видеть в Псково-Печерском монастыре.

В Новгороде Великом Софийская звонница "на городе" появилась раньше псковской, а соборная в Ростове Великом - позднее. Но в этих городах звонница не получила "массового" распространения, как в Пскове. Здесь же она "спустилась" с "города" на храмы. Кучное их строительство Еремеем при церквах "Дома Святой Троицы" на рубеже ХIV-ХV вв. в Довмонтовой стене (около 6 звонниц) было причиной их последующего появления по всему Пскову и Псковской земле. Мастера Еремея очевидно можно считать их "родоначальником". Разнообразные по формам звонницы придали псковским храмам местный колорит, своеобразие, уникальность.

http://www.voskres.ru/architecture/mokeev7.htm



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме