Церковь не испытывает никаких гомофобских чувств, мы готовы помогать любому человеку, если он понимает, что ему надо помогать

Новости Москвы  Гей-парад в Москве 
0
109
Время на чтение 6 минут
О взглядах Церкви на проблему секс-меньшинств, а также о совместимости церковной практики и правозащитной работы в интервью порталу "Интерфакс-Религия" рассказал известный проповедник, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, преподаватель Николо-Перервинской духовной семинарии священник Олег Стеняев.

- На прошлой неделе представители традиционных религий России единодушно выступили против проведения гей-парада в Москве. Наряду с этим была поставлена проблема приемлемых форм общественного противодействия верующих таким акциям. Каково Ваше мнение на этот счет?

- Совсем недавно на заседании "круглого стола" я говорил о том, что правозащитным деятелям, которые считают себя православными, надо обязательно заниматься духовным самообразованием. Я также посоветовал установить институт цензоров для православных сайтов, предложив нескольких священнослужителей, которые разбираются в вопросах теологии. Если люди претендуют на православность, они не могут быть без цензоров. Это - закон. Я сам, готовя к изданию свои книги, обязательно отдаю их на цензуру теологически грамотным людям.

Если говорить о сексуальных меньшинствах, то эту проблему надо решать, но решать определенным образом. Церковь не испытывает никаких гомофобских чувств, вообще в Церкви нет никаких фобий. Мы готовы помогать любому человеку, но если он понимает, что ему надо помогать. Парад, который планировали провести в Москве, на самом деле не решает проблемы этих людей, а, наоборот, усугубляет. Он мог бы стать детонатором в разжигании очередного конфликта. Этим людям надо решать свои проблемы в том числе с помощью священнослужителей, которые готовы принимать исповедь этих людей, готовы давать советы - как обрести духовную вменяемость и нравственные начала в жизни.

- Понятие "православный правозащитник" несколько непривычно...

- Мне не нравится этот термин. Это попытка имитации вещей, которых в Православии нет и не может быть. Правозащитная деятельность совершенно бесполезна для внутренних церковных вопросов. Надо понять, что православный человек может защищать свои права с помощью светских законов только в том случае, если он конфликтует со светским лицом. Если у православного человека конфликт с православным человеком, он обязан судиться только в церковном суде. Такую альтернативу создал апостол Павел, который писал, что если возникает конфликт между верующим и верующим, то они не имеют права судиться у людей, которые ничего не значат в Церкви Божией. Когда его самого хотели подвергнуть наказанию в Иерусалиме, он сказал: "Я - римский гражданин" и потребовал суда кесаря, то есть императора. Это была его правозащитная позиция. Опыт апостола Павла, кстати, показал, что вряд ли мы этим чего-то добьемся: он требовал суда кесаря, этот суд состоялся, и апостолу отрубили голову.

В ином случае правозащитная деятельность - это попытка сообразоваться с "веком сим". По поводу этого говорится в послании апостола Павла к римлянам: "И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия благая, угодная и совершенная" (Рим.12:2). Не надо приспосабливаться к динамике и новациям этого времени, а то дойдет до того, что у нас появится православный "Мемориал", православные диссиденты и т.д. Надо всегда разделять эти понятия: религия и правозащитная деятельность. А то у них диссиденты - и у нас появятся диссиденты, у них перестройка - и у нас перестройка. Они там сексуальную революцию начнут - нам что, тоже ее начать? Церковь не должна гоняться за миром, это особенность протестантского мышления. Протестанты всегда подстраиваются под мир. У баптистов, например, в советское время их лидер назывался генеральным секретарем, а в наше время он называется президентом.

Православные не должны сообразовываться с веком сим. Мы живем по своим законам. И те, кто приходит к нам, должны жить по нашим законам.

Если мы будем копировать модели светского мира и втаскивать их в жизнь Церкви, то ничего хорошего не добьемся. Неофиты, которые пришли в Церковь, должны не устанавливать здесь свои порядки, а прислушиваться к ее опыту, погрузиться в эту традицию. Некоторые люди, они как живут в Церкви? Не расстался с комсомолом, вечно будет молодым Так и бывает. Человек приходит с этим багажом и пытается наводить свои порядки в церковной общине. А вспомните, Христос не разрешал никакие вещи проносить через храм. Что это означает? Христос таким образом говорил, что за церковным порогом мы должны оставлять весь свой предшествующий опыт. Если этот опыт нужен Церкви, то только если он будет трансформирован, воцерковлен. Никакой ценности сам по себе он не представляет. К сожалению, иногда бывает так, что человек имеет опыт командно-административной работы в мирской жизни, а его втаскивают в приход и говорят: "Давай, тут наводи порядок". Мракобесие получается. Он на всех кричит, до слез доводит. Это никому не нужно. Он, скорее, должен быть привратником, дворником - и он спасется, станет святым. А если мы втаскиваем динамику мирской жизни в жизнь церковную, это как раз и есть тот грех, который осуждает апостол Павел словами "не сообразуйтесь с веком сим".

- Но какая-то форма общественного противодействия неприемлемым с точки зрения христианской нравственности вещам должна присутствовать?

- Она должна носить церковные формы. Это должна быть не демонстрация, а именно молитвенное стояние и крестный ход. У нас должно быть молитвенное противостояние, а не то, чтобы кидаться на противников с кулаками и кольями. Молитвенно противостоять - это не проклинать людей, а вымаливать их у Бога, чтобы Господь дал им вразумление, чтобы они оставили порочный образ жизни, принесли плод покаяния. По поводу гомосексуализма в Священном Писании есть хороший совет таким людям. В этом тексте говорится о христианах, которые когда-то были геями, но потом избавились от этой пагубы. Сказано следующее: "Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют. Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложцы, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют. И такими были и некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего" (1 Кор. 6:9-11). Этот текст свидетельствует, что люди в прошлом могли быть кем угодно, но, услышав зов веры и ответив на этот призыв, изменились. Церковь должна говорить о чуде перерождения человека, о котором пишет и апостол Павел. А если мы будем действовать с позиции силы, то будем загонять всех этих людей в гетто. Ничего хорошего из этого не получится. Надо ненавидеть грех, но любить грешника - это православное решение самых насущных для общества проблем.

- Есть ли, по-Вашему, опасность того, что люди, называющие себя религиозными правозащитниками, выступят уже как диссиденты и под предлогом мнимой пассивности Церкви призовут верующий народ к более активным формам протеста?

- Я уже сказал, как Церковь призывает решать подобные проблемы. Нам не нужна динамика этих людей. Нам нужно их покаяние. Люди пришли в Церковь и должны покаяться и изменить свой образ жизни. Церковь не есть "собрание чистых", а такие люди воспринимают христианство как некую партийную и единственно правильную идеологию. Это дикий подход. В Церкви собираются люди, осознавшие, что они грешники. Осознав, что они грешники, уже не осуждают других - с собой бы разобраться. Они собираются для того, чтобы обращаться к Богу и в Нем решать все свои проблемы. А современные неофиты, вчерашние комсомольцы, врываются в нашу церковную жизнь со своей прежней мирской динамикой и ничего хорошего не привносят. Они должны понять, что не надо спасать Церковь от ее мнимой инертности. Надо спасаться в Церкви. Понимаете, в чем разница? Мало верить в Бога, в Его существование. Надо верить Богу. В Евангелии сказано, что и "бесы веруют и трепещут". Во что они веруют? В существование Бога. А апостол Павел говорит: "Я верю Богу". Это же разные вещи.

Эти люди, втаскивая сюда мирские программы, как раз проявляют недоверие к Богу, к опыту Церкви, который им представляется чем-то архаическим, устаревшим. Они предлагают его реконструировать, усовершенствовать. Но Церковь не нуждается в перестройке как таковой. В ней есть все необходимые условия для того, чтобы человек мог спастись. Если человек грешен, он идет на исповедь, и с него снимается ответственность за грех. Если он хочет вообще избавиться от греха, Церковь помогает ему бороться и с самой склонностью к греху. Для этого на него возлагается епитимья, он причащается святых тайн и таким образом подавляется сама склонность к греху. Поэтому мы при входе в храм не интересуемся партийной принадлежностью человека, его ориентацией. Чем грешнее человек, тем быстрее ему надо спешить в Церковь Божию, потому что Сын Божий пришел в этот мир спасать не праведных, а грешных. Какого грешника Иисус Христос осудил в Евангелии? Ни одного. Он осуждал только лицемерие религиозных ханжей, которые противопоставляли свою праведность греховности людей. Христианская религия - это религия, которая не испытывает иллюзии в отношении всего рода человеческого. В нашем Откровении сказано, что все согрешили: ты не убил, но прелюбодействовал, ты не прелюбодействовал, но ты воровал, ты не воровал, но ты доносил, стучал, ты не доносил, но ты завидовал. Весь мир становится виновным перед Богом. Поэтому в христианстве не должно быть какой-то партийности узкосектантсткого типа.

Что такое сейчас любая партия? Партии ведь тоже добиваются расположения Церкви. Любая партия - это мировоззренческая секта. В любой партии есть своя метафизика, если хотите, свое представление о нравственности, этике, эстетике и т.д. Человек, приходя в храм, может иметь любой партийный билет в кармане и любые нравственные проблемы, но мы любого человека принимаем. Христос, когда призывал к спасению, не говорил: придите ко мне, иудеи или самаряне, придите праведные или придите грешные. Он говорил: "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные". Труждающиеся на дьявола, обремененные своими грехами. Таких Он призывал к Себе, а не тех, кто верит в свою безошибочность и безгрешность.

Нашей околоцерковной интеллигенции надо воцерковляться. Если этого не произойдет, то она выродится в политизированный клуб, где все будут всех в чем-то подозревать и обвинять. Если людей объединяет только чья-то беда, чьи-то грехи и проблемы, это неверный путь. Если мы не предлагаем никакой альтернативы падшим людям, то не имеем права с ними разговаривать.

http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=63
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Олег Стеняев
Все статьи Протоиерей Олег Стеняев
Новости Москвы
Все статьи темы
Гей-парад в Москве
Все статьи темы
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
15.04.2024 23:18
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от prot
15.04.2024 20:09
Как всё начиналось
Новый комментарий от Русский Иван
15.04.2024 19:17
Александр Сосновский не прав
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.04.2024 18:15