Действительно, в соглашении о миротворческом контингенте нет ни слова о визовых льготах. При этом, однако, Тбилиси скромно умалчивает о том, что о визовом режиме для миротворцев в нем вообще нет никакого упоминания. Единственным положением, определяющим порядок въезда и выезда военнослужащих ССПМ в зону конфликта, является четвертый пункт Дагомысских соглашений, предлагающий подписавшим его сторонам (Грузия, Россия, Северная Осетия, Южная Осетия) не чинить никаких препятствий перемещениям личного состава "голубых касок", а также материальных средств ССПМ. Кроме того, в приложении к Решению Смешанной контрольной комиссии (СКК) по урегулированию грузино-осетинского конфликта от 6 декабря 1994 года - "Положение об основных принципах деятельности воинских контингентов и групп военных наблюдателей, предназначенных для нормализации ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта" - определено, что воинские контингенты и военные наблюдатели в своей повседневной деятельности руководствуются требованиями настоящего Положения, решениями СКК и распоряжениями объединенного командования (подписано в том числе и Грузией). Как мы видим, ни грузинское правительство, ни тем более грузинский МИД здесь не упоминаются. Все, что касается зоны конфликта, находится в ведении СКК.
Надо полагать, Тбилиси понимает, что без согласия всех четырех подписантов Соглашения (Грузия, Россия, Северная и Южная Осетия в присутствии представителя миссии ОБСЕ) вывести миротворческий контингент из зоны конфликта или изменить формат СКК, как и самой миротворческой миссии, невозможно.
Поэтому Тбилиси подготовил визовую атаку на миротворцев как запасной вариант выдавливания "голубых касок" из зоны конфликта. Другого пути у грузинского руководства попросту нет. Денонсирование Дагомысских соглашений и односторонний выход из имеющихся договоренностей чреваты для Грузии самыми тяжелыми последствиями, по утверждению многих политологов, вплоть до новой гражданской войны (Южная Осетия и Абхазия, по заявлениям их лидеров, готовы бороться за независимость до последнего).
Утверждения грузинской стороны о том, что миротворческий контингент якобы не выполняет определенные ему международным мандатом функции, мягко говоря, не соответствует действительности. "Красная звезда" обратилась к председателю комитета по обороне и безопасности парламента Грузии Гиви Таргамадзе с просьбой перечислить по пунктам все положения мандата, которые не выполняются миротворцами. К глубокому сожалению, господин Таргамадзе отказался это сделать, поскольку, мол, таких пунктов наберется более сотни. Удивляться не приходится, позиция Таргамадзе полностью соответствует духу политики, проводимой Грузией, а именно голословности обвинений в адрес России, ее миротворцев и военнослужащих Группы российских войск в Закавказье.
Неадекватно отреагировал на вопрос "Красной звезды" и государственный министр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава. Мы поинтересовались у министра, каким он представляет себе визовый режим для миротворцев и не является ли его введение попыткой выдавливания контингента "голубых касок" из зоны конфликта. Георгий Хаиндрава, начав с того, что Грузия не пытается подобным способом выдавливать миротворцев, а стремится интернационализировать контингент ССПМ или заменить его военную составляющую на полицейскую, в дальнейшем переключился на личности. Узнав, что у журналиста "Красной звезды", как и подавляющего большинства военнослужащих ГРВЗ, не продлена виза, Хаиндрава обвинил его, то есть меня, в несоблюдении грузинских законов и неуважительном отношении к ним. Однако в очередной раз батоно Хаиндрава, мягко говоря, погорячился.
Как член правительства Грузии, Георгий Хаиндрава прекрасно осведомлен о том, что руководство страны, несмотря на имеющиеся договоренности, всячески препятствует не только въезду российских военнослужащих на доукомплектование соединений ГРВЗ (не открывая визы), но и не продлевает визы уже находящимся на территории страны россиянам. На сегодняшний день у военнослужащих 12-й (Батуми), 62-й (Ахалкалаки) и Тбилисского гарнизона (управление и штаб ГРВЗ) имеется всего 55 действующих виз, и это на более чем двухтысячный списочный состав воинского объединения. Ситуация складывается таким образом, что командование ГРВЗ не может приступить к реализации разработанного на 2006 год плана вывода военной техники и вооружения на территорию России. Ведь значительная часть должностных лиц штаба не имеет возможности выезда из Тбилиси на военные базы в служебные командировки, а все 100 процентов должностных лиц 62-й и 12-й военных баз не могут прибыть в штаб ГРВЗ для согласования необходимых вопросов. Значительно затруднена организация подвоза требующихся для осуществления вывода материальных средств, прогона автоколонн и т. д. Мало того, министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили даже не испытывает желания ознакомиться с планом вывода на 2006 год, всячески избегая контактов с представителями ГРВЗ.
Вместе с тем, зная, что МИД Грузии с подачи минобороны страны (именно оборонное ведомство курирует вопросы выдачи виз российским военнослужащим) не открывает и не продлевает визы россиянам, подчиненный министра обороны - начальник департамента военной полиции Алеко Сухиташвили направляет командованию ГРВЗ письмо (N 1/2-322/06), в котором требует незамедлительной легализации российских военнослужащих на территории Грузии путем срочного получения виз во внешнеполитическом ведомстве страны. В противном случае к военнослужащим, не имеющим виз, будет осуществляться процедура задержания и выдворения за пределы Грузии (дата окончания ультиматума - 10 марта). Ситуация абсурдная. Грузинская сторона не продлевает россиянам визы (отказывает в легализации, несмотря на имеющиеся договоренности) и в связи с этим собирается депортировать их из страны. Очевидно, что в случае введения визового режима для миротворцев будет открыта охота и на них.
Впрочем, нынешнее руководство Грузии с любыми договоренностями обращается как Бог на душу положит. В воскресенье министерство обороны в очередной раз провело внеплановую ротацию личного состава грузинского батальона ССПМ в нарушение Решения СКК "О смешанных силах по поддержанию мира" от 6 декабря 1994 года, определяющего порядок замены после шести месяцев пребывания в зоне конфликта. Кроме того, грузинская сторона не выполнила обещание вывести из зоны конфликта подразделение военной полиции, а включила его в состав своего миротворческого батальона. При этом военным полицейским пришлось прибегнуть к шантажу и задержать несколько автомашин и автобусов с пассажирами (около 40 человек), так как их не пропускали через Цхинвали к месту дислокации грузинского миротворческого батальона (СКК не санкционировало включение полицейских в его состав). Налицо очередное обострение ситуации, спровоцированное грузинской стороной. Как накануне утверждал премьер-министр Грузии, с момента воскресной ротации своего миротворческого батальона Грузия в одностороннем порядке приступает к реализации мирного плана по урегулированию конфликта. Интересно, перекрытие Транскавказской магистрали и захват заложников - это неотъемлемая составляющая грузинского мирного плана?
http://www.redstar.ru/2006/02/21_02/1_02.html