Похитители собственных душ

Мы не успели начать разговор, как у Владислава Петровича зазвонил мобильник.

- Да, здравствуйте... Конечно, узнал... Нет, мера наказания вашему сыну еще не определена, и я не могу сейчас ничего сказать. Разумеется, суд учтет его раскаяние. Не волнуйтесь так - вы уже сделали все, что в ваших силах: молились за него, уговорили его прийти с повинной... Положитесь теперь на волю Божию: думаю, Господь ваши слезы не забудет...

Владислав Петрович выключил телефон, вздохнул:

- Вот видите, что в жизни случается... Это звонила мать одного преступника. Представьте себе: она женщина верующая, православная, а ее сын церковь обокрал. А ведь мать молилась за него каждый день! Когда узнала, что он натворил, уговорила прийти его в милицию с повинной, показать, где спрятано украденное. И он пожалел мать, раскаялся в содеянном, помог следствию...

- А что же он украл? Расскажите поподробнее об этом деле!

И В.П. Кириллов, начальник 9-го отдела оперативно-розыскной части N3 - отдела, занятого раскрытием преступлений, связанных с хищением культурно-исторических ценностей, - рассказал нам такую историю:

- Это случилось 1 сентября. Двое питерских молодых людей решили провести выходные в псковской деревушке под названием Хредино. Приехали, подышали деревенским воздухом, под вечер решили выпить. Выпили немного и, как сказал потом один из них, захотелось им "какой-то экзотики". Там в деревне стоит храм во имя свв. Фрола и Лавра, - вот на его-то колокольню они и полезли за экзотикой. Пьянствуя на колокольне, друзья вдруг заметили, что крыша в церкви прохудилась и сквозь нее можно попасть в храм. Они не упустили возможность. Ну, а если уж забрались в церковь, то не уходить же обратно с пустыми руками! Прихватили с собой три современные иконы софринской работы, напрестольное Евангелие в серебряном окладе, серебряный напрестольный крест, медный посеребренный крест, вышибли окно и выбрались наружу... Видите, как один грех влечет следом другой, больший: началось с пьянства, пьянство навело на мысль о кощунстве, - ведь пить водку в церкви, пусть даже и на колокольне - это самое настоящее кощунство; а там дело дошло и до кражи святынь... И это еще не все... Не хочется рассказывать, но что было, то было: одному из воров мало показалось всего совершенного, он еще и - язык не поворачивается! - нагадил в церкви... Мерзко все это вспоминать... И тем удивительней, что у второго преступника все-таки заговорила совесть! Мы знали, кто именно совершил кражу, но они прятались от милиции... Сначала мы пытались самостоятельно найти похищенное, но потом было принято другое решение: переговорили с мамой одного из парней - той самой, верующей женщиной, - и попросили ее повлиять на сына. И она сумела найти дорогу к его душе... Вскоре эта женщина позвонила мне на мобильник и сказала, что переговорила с сыном и что он покаялся. Парень во всем признался, приготовился к тому, что придется отвечать за содеянное: сам побрил себе голову, собрал мешочек с продуктами и одеждой... А главное - он привел нас на место, где было спрятано украденное. Там, правда, выяснилось, что Евангелие украли еще раз - унесли из воровского тайника и перепрятали на острове возле Приозерска. Нам пришлось ездить на этот остров, целый день искать пропажу... Но все-таки нашли.

- Владислав Петрович, какова была ценность украденного Евангелия и креста? Я понимаю, что в этом преступлении страшен не столько факт кражи, сколько скотское, поистине сатанинское отношение к нашим святыням... Но ведь суд будет оценивать именно материальный ущерб?

- Да! В этом-то и заключается наша беда: кража икон - это надругательство над святыней, а для Уголовного кодекса понятие "святыня" не существует, есть только понятие "особая культурная и историческая ценность", которую устанавливают на основании субъективного мнения эксперта. Что касается псковского Евангелия и напрестольного креста, то эти вещи, несомненно, дорогие: изготовлены в XIX веке и трудились над ними именитые мастера, - я перерыл соответствующие справочники и нашел там клейма обоих художников, - стало быть, создавали их не безвестные кустари-самоучки. Что же до конкретной стоимости, то тут я ничего сказать не берусь, да и не хочу... Мне вспоминается, как однажды у известного петербургского батюшки похитили найденную им в лесном скиту икону Воскресения Господня. Это отдельная - и очень интересная - история, как пришла к нему эта икона... Замечательный, исполненный благодати образ: верующему человеку эта печать благодати была видна сразу. И вот эту икону (и с нею еще несколько образов) украли. Чтобы определить ценность похищенного, обратились к специалистам из Русского музея. Это очень хорошие, квалифицированные эксперты, настоящие асы своего дела, но и они рассматривали пропажу со светской, нецерковной точки зрения. И вышло, что ценность похищенного не так уж велика: "Икона представляет определенную культурную и историческую ценность, но она неоднократно подвергалась реставрации, а потому особой ценностью признана быть не может". Стало быть, и безпокоиться особенно не стоит.

В нашем уголовном законодательстве есть статья 164 - "Хищение предметов, представляющих особую ценность". Данная статья предполагает наказание от шести лет до восьми лет за кражу и от восьми до пятнадцати за уничтожение. Но тут-то и заключена загвоздка: что значит "особая ценность"? Законодатель этого не определяет, - определение отдается на откуп экспертам. А эксперты все до одного - светские люди и практически не оперируют такими понятиями, как "духовная ценность". И выходит, что среди всех икон, хранящихся в петербургских храмах, в графу "особая ценность" попадают единицы. Таким образом, кража иконы из храма расценивается по статье 158 "Кража из нежилого помещения", - а там наказание от нуля до пяти лет. Как правило, похититель получат половину срока - года два, и дай Бог, чтобы он хотя бы год из этих двух отсидел.

- То есть преступление остается безнаказанным?

- Скажем точнее: преступник не наказывается должным образом. Вор идет на дело с легким сердцем: он знает, что если повезет, то ему достанется большой куш, а при неудаче отделается, в худшем случае, незначительным сроком лишения свободы.

- А ведь, наверное, в царской России законодательство относилось к таким преступлениям иначе?

- Несомненно: тогдашние уголовные уложения рассматривали целый блок преступлений в отношении веры, и весьма серьезно карали их... Да, сейчас у нас Церковь отделена от государства, но вот ведь какая вещь получается: в современной России около 80% процентов населения в той или иной мере считают себя православными. Не будем сейчас обсуждать, как глубока их вера: достаточно того, что они, осознавая себя русскими, не отделяют себя от Православия, числят его среди своих насущных ценностей. Кражи икон наносят ущерб всем этим людям, а государство никак не защищает их от этого ущерба. Налицо тяжелая дискриминация 80% населения страны. Так почему бы не решить на законодательном уровне, чтобы экспертиза украденных икон велась не только светскими специалистами, но и экспертами, представленными Русской Православной Церковью?

- Владислав Петрович, что же за люди воруют иконы? Мне приходилось слышать, что этим занимаются главным образом бомжи...

- Нет, это далеко не так! Ни в коем случае! Бомжи могут стянуть медный подсвечник, приняв его за золотой, могут оторвать, отпилить, откусить кусачками какую-то деталь иконостаса - опять же, приняв ее за драгоценность... Серьезные кражи совершаются людьми, специально подготовленными. Это не простая операция. Где-нибудь, в городе N сидит заказчик, который находит посредника, живущего в городе Х, и тот, в свою очередь, ищет исполнителя, для чего едет в город Z. Исполнители отправляются в город Y, там проводят разведку на местности: находят нужный храм, изучают слабые места его охранной системы, ищут пути отхода, подготавливают необходимые инструменты... Иногда эту работы проводят специальные разведчики: они ходят по храмам и берут на свой учет все, что представляет ценность. Подходит такой человек к старушке в церкви: "А что, бабушка, эта икона-то, поди, старинная?" - "Да, сынок, я еще девчонкой перед ней молилась, и тогда она старой считалась!" Вот уже собрана первичная информация... Могут сфотографировать икону. Составляется каталог, по нему ищется заказчик... И сами исполнители - это люди, как правило, весьма подготовленные. Вспоминаю один случай, когда преступники шли на дело, имея запасную одежду и обувь: после выхода из храма они тотчас переоделись, а старую одежду сожгли. Когда уезжали на машине, впереди них ехал разведчик и по мобильнику докладывал, нет ли на пути постов милиции. Иконы у них были спрятаны в особом тайнике в автомобиле... Словом, это были настоящие профессионалы своего дела. А как они могли отточить свой профессионализм? Дело в том, что в этой области, как нигде, высок процент рецидива. Человек совершает кражу, садится на свои год-два, и в тюрьме, в разговорах с "коллегами", проводит анализ своих ошибок с тем, чтобы больше их не повторять. И так несколько раз... А ведь современное уголовно-процессуальное законодательство практически не рассматривает такое понятие, как "рецидив"...

- Если вернуться к началу нашего разговора: какое наказание получат молодые люди, ограбившие деревенский храм в Псковской области?

- Не могу знать. Это решит суд. Против них возбудили 164-ю статью, но опять-таки - признают ли похищенное особой исторической ценностью? Видимо, к покаявшемуся пареньку будет проявлено снисхождение, хотя, по-моему, он должен ощутить тяжесть содеянного: кража вообще - тяжкий грех, а связанная с осквернением храма, - вдвойне. Недавно был у меня разговор с одним человеком... Он рассказывал: "У нас в деревне две церкви стояли - обе недействующие. Мы мальчишками бегали туда из любопытства. Так вот, те, кто в этих церквах вел себя недостойно, кощунственно - ни один не дожил до старости. Все кончили очень плохо".

- Владислав Петрович, что вы посоветуете нашим батюшкам? Как им уберечь свои храмы от воров?

- Лучше укреплять храмы. На окна ставить прочные решетки, не боясь, что они разрушат красоту интерьера (решетки эти можно сделать фигурными, художественными). На двери ставить сигнализацию - очень хорош бывает корабельный ревун, который, если сработает, то поднимает на ноги всю деревню или квартал в городе. Известно, что, услышав его рев, преступники сразу убегают, не успев ничего с собой прихватить. Во время службы кто-то из служителей храма должен следить за прихожанами, в особенности за незнакомыми. Лучше бы заранее запастись фотографиями всех храмовых икон и какими-то данными о степени их ценности. Подобный каталог храмовых икон мы сейчас пытаемся сделать в Князь-Владимирском соборе в сотрудничестве с о. Владимиром Сорокиным...

- И последний вопрос: Владислав Петрович, вы верующий человек?

- Да. Кроме того, иконопись интересовала меня давно - еще задолго до моего крещения. В юности сам для себя копировал известные иконы, даже хотел поступить в иконописные мастерские при Троице-Сергиевской Лавре... Но потом узнал, что для этого нужно выйти из комсомола, - и отказался от такого решения. Я рассудил так: вступая в ВЛКСМ, я ведь давал какие-то клятвы, а теперь, выходит, придется от них отказаться? Хорошо ли начинать новое дело - пусть даже святое, с клятвопреступления?

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n170/ta018.htm
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владислав Кириллов:
На Эрмитаже поставили крест
В ГУВД Петербурга считают, что похищение экспонатов - это происки слуг дьявола
23.08.2006
Все статьи автора
Последние комментарии
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Русский Иван
10.12.2019
Сергей Чапнин как «церковный контрреформатор»
Новый комментарий от Капитон
17.09.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Советский недобиток
12.12.2019
Национальное унижение в спорте как возможная причина революции
Новый комментарий от Советский недобиток
13.12.2019
Потерянный выход
Новый комментарий от Русская из Средней Азии
20.11.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от S. O.
11.12.2019