Вместе с тем в данном конкретном случае есть основания для некоторых серьезных сомнений. Дело в том, что ведение переговоров "чужими руками" стало фирменным стилем администрации Буша. Сначала она немало поспособствовала тому, чтобы спровоцировать Северную Корею на возобновление ядерной программы. Потом обратилась к мировому сообществу - мол, надо что-то предпринимать. Одновременно вести с Пхеньяном переговоры напрямую, как собственно предлагал лидер КНДР Ким Чен Ир, Вашингтон отказался. Пришлось сформировать "пятерку" - Россия, Китай, США, Япония, Южная Корея. Примерно то же самое повторяется и в иранском случае.
Белый дом не желает вступать ни в какие контакты с Ираном сам, но готов предоставить такую возможность всем желающим. Преподносится это так, будто администрация Буша, понимая, что она ничего добиться добром от Тегерана не в состоянии, готова испробовать все дипломатические возможности. Самое удивительное, что желающие вести диалог с Ираном находятся. В 2003 году не удержался от соблазна ЕС. Но к осени 2005 года евротройка (Париж, Берлин, Лондон) явно захотела выйти из игры. В то же время инициативу стала проявлять Россия. Это просто подарок для Вашингтона (кстати, далеко не первый от Владимира Путина).
Для администрации Буша ситуация беспроигрышная. Если переговоры и дадут результаты, то явно выгодные США (так как российская инициатива хорошо стыкуется с американской программой Глобального ядерно-энергетического партнерства), а если провалятся (что более вероятно), то тоже неплохо. Вашингтон дает всем шанс попробовать... и потерпеть фиаско. После чего советники Буша начнут ворчать: мы всем дали шанс, теперь будем решать, как можем... Отличная база, чтобы иметь полную свободу рук при политически нейтрализованных России и ЕС.
Нынешний расклад вокруг Ирана похож на урок грамматики: во фразе "Бомбить нельзя договориться" надо поставить запятую. Вроде все имеют в виду "бомбить нельзя, договориться". Но договориться не получается. Администрация Буша уже скоро может резонно заметить: если запятую не удается поставить в одном месте, то ее придется ставить в другом.
ЕС и Россия поймались на одну и ту же слабость. ЕС в 2003 году хотел преподнести США урок дипломатии... А продемонстрировал лишь амбиции и самоуверенность. Россия сейчас хочет доказать свою незаменимость (мол, только мы можем добиться успеха)... Опять амбиции и самоуверенность.
Гораздо разумнее было бы и для России, и для ЕС потребовать от США также пойти на диалог с Ираном. Администрация Буша должна не других посылать разбираться с Тегераном по-хорошему, а сама договариваться с Исламской Республикой. Это могут быть двусторонние прямые переговоры или диалог в рамках специально сформированного для иранского случая пула (по типу шестисторонних переговоров с КНДР). Не США должны поддерживать переговоры ЕС или России с Ираном, а Россия вместе с ЕС и Китаем должны поддерживать переговоры США с Ираном.
Впрочем, очень вероятно, что от предложения вести переговоры с Ираном администрация Буша откажется. Это означает только одно: для Ирана уже приготовлен другой, не переговорный, сценарий, а всем инициаторам-миротворцам всего лишь дают возможность опростоволоситься. Для мирового сообщества реально есть не только иранская ядерная проблема, но и проблема ее разрешения по "иракскому сценарию".
http://nvo.ng.ru/concepts/2006-02-17/1_lesson.html