itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Болгарское богословие должно быть живым и действенным

Интервью с деканом Богословского факультета Софийского университета доц. Емилом Трайчевым

0
165
Время на чтение 5 минут
Доц. Емил Трайчев
Доц. Емил Трайчев
- Господин Трайчев, каким был прошедший 2005 год для болгарского Православия и, конкретнее, для болгарского богословия?

- Мы являемся свидетелями того, что уже осознается необходимость в проведении регулярных встреч между разными институтами и организациями с целью обсуждения современных богословских проблем. Наш Богословский факультет играет ключевую роль в развития этих процессов сотрудничества. Взаимные контакты между богословскими школами или между их представителями способствуют ознакомлению с общими проблемами, связанными с богословским образованием в глобальном плане, а также решению специфических проблем болгарского богословия.

- Если можно воспользоваться языком журналистов, то какая, по вашему, в прошедшем году на Богословском факультете была "хорошая новость" и какая - "плохая"?

- Хорошей новостью было то, что в первый раз в своей десятилетней истории богословие в Болгарии получило свой Специализированный научный совет, который вправе присуждать научные степени и звания. Это дает возможность всем, кто обучается в богословских образовательных учреждениях, пойти трудным путем богословской науки и раскрыться в научном плане. Это особенно важно и в плане европейской образовательной ориентации Болгарии.

Плохая новость - это продолжающийся кризис болгарского богословия. Православная академическая жизнь в Болгарии в последние годы не была объектом серьезного анализа и обсуждения. Болгарское богословие не может продолжать быть пассивным; оно должно оживить в себе тот динамический дух, который присутствует в лучших образцах болгарской духовности.

- В прошлом году слышались упреки в том, что болгарские студенты богословия не достаточно готовы отвечать на вопросы современности. Как Вы это прокомментируете?

- Проблема образовательного уровня студентов в нашей стране имеет общий характер. Она не касается только богословов. В этом плане, реформы в высшем образовании, хотя и направлены на улучшение подготовки студентов, не всегда достигают своей цели. Все эти процессы отражаются на качестве и уровне знаний студентов на Богословском факультете.

- Вы декан Богословского факультета в Софии, а также преподаете в Велико Тырново и Кырджали. Есть разница между студентами и уровнем образования на разных факультетах и филиалах?

- Я бы сказал, что разницы между студентами нет. Даже если мы сопоставим успеваемость воспитанников Богословского факультета в прошлые годы и сегодня, то не найдем отличий. Есть как хорошие, так и плохие периоды. 1991 год поставил перед богословием в Болгарии серьезные проблемы. Решением для них было либо сделать факультет более открытым, либо более закрытым. Была выбрана вторая альтернатива. Я считаю, что в этот период отечественного богословия Богословский факультет не сумел адекватно ответить новому социальному климату в стране, не сумел занять свое заслуженное место среди других образовательных учреждений. Закрытость очень плохо отразилась не только на качестве преподавания, но и на образовательном уровне студентов. Студенты были целыми днями погружены в учебные занятия, и им просто не оставалось времени читать, размышлять, обсуждать, знакомиться с новыми тенденциями в православном богословии, что особенно важно в любой богословской школе.

- Вам принадлежит мысль, что преподаватель на богословском факультете должен быть молитвенником, высоко нравственной и духовной личностью, ответственным и реалистом в отношении проблем. Таковы преподаватели факультета?

- Налицо нехватка ярких примеров. Молитвенная жизнь имеет основополагающее значение, но, нужно знать, что вместе с этим она является путем, достижением, проникновением, ответом на всю природу человека, на призыв Бога. С другой стороны, этот вопрос в большой степени связан с отношениями между Церковью и богословским образованием в нашей стране.

- Другая тема, которая обсуждается в обществе, касается подготовки священников. Насколько хорошо в практическом плане подготовлены болгарские богословы, чтобы стать священниками?

- С течением лет картина одна и та же. В каком-то смысле она не отличается от той, что была в прошлом. Сегодня встречаются как священники, очень хорошо подготовленные в практическом плане, так и те, кто недостаточно внимательны и старательны в своем служении. Не надо забывать, что богословие - один из фундаментов европейского образования, наряду с юридическими науками и медициной. Эта триада в человеческой жизни адресована человеку и его возможностям для осуществления в своей жизни высоких целей, стоящих перед этими направлениями образования. В практическом плане мы встречаем как хороших и плохих юристов, так и хороших и плохих врачей.

- Почему, по-вашему, есть нехватка священников, хотя каждый год студенты заканчивают наши богословские факультеты?

- Священство относится к глубоко личного расположения человека, которому богословие должно вспомоществовать... Священник - это образ Христа. Несмотря на завершение своего богословского образования, многие студенты с трудом достигают настоящего понимания священства, его исключительной роли в современном мире и его центрального значения в развитии духовного роста народа и т.д.

- Возвращаются ли закончившие Ваш факультет богословы работать преподавателями в системе высшего образования?

- Многие из закончивших в прошлые годы Богословский факультет становятся преподавателями, другие становятся на путь священства, третьи становятся учителями или реализуют себя в других сферах церковной и общественной жизни страны.

- В какую сторону развивается болгарское богословие?

- Болгария - маленькая страна, хотя во многих отношениях у нас есть грандиозные амбиции. Болгарское православное богословие должно быть живым и действенным. В последние несколько лет все больше развивается обмен лекторов и студентов между отдельными богословскими школами. Черпая православную духовность и литургический опыт из Церкви и богатого святоотеческого наследия, болгарское богословие все более декларирует и выражает свое православное свидетельство в современном мире.

- Духовники часто говорят, что между Церковью и богословами нет связи. Как можно прокомментировать этот упрек?

- На состоявшемся в Софии IV конгрессе высших православных богословских школ - самое значимое международное событие во всей 80-летней жизни Богословского факультета - митрополит Пергамский Иоанн Зизюлас, представитель Константинопольского Патриархата, очень своеобразным способом обратил внимание на следующий непреложный факт: "Без богословия Церковь мертва и осуждена на секуляризацию и потерю сущности. Но и богословие без Церкви есть ничто иное, как болезненная попытка искать бесконечное решение проблем человечества". В синергическом подвиге смыслом богословия и Церкви является созидание тела Христова.

- Как, кроме благословления, Священный Синод помогает Вам в Вашей работе?

- Священный Синод дал нам помещение и исключительные условия для осуществления богословского образования. Ни один факультет или богословское образовательное заведение в Болгарии не имеет такой прекрасной базы. Богословский факультет - жемчужина в короне Альма Матер - Софийского университета.

- Ваш комментарий по обсуждаемой теме "за" или "против" богослужения на церковнославянском языке?

- Это богословский вопрос, требующий серьезной и углубленной дискуссии.

- Другой вопрос, обсуждавшийся в прошлом году - о введении в школах предмета посвященного вероучению. Каково Ваше мнение?

- Речь идет о введении в болгарских школах предмета "Религия". Этот вопрос стоит перед власть предержащими в нашей стране, чтобы быть окончательно разрешенным. В этом плане позиция Богословского факультета тверда. Богословие - мощный образовательный и креативный фактор.

- В самом конце 2005 года разгорелась дискуссия об узаконении церковного брака. Каково Ваше мнение?

- Я считаю это шагом вперед в отношении осмысления христианских ценностей в современном обществе.

- Как Вы оцениваете духовное состояние современного православного болгарина?

- Духовное состояние современного болгарина является зеркальным отображением действительности - тотально дезинтегрированной и до боли конфронтационной. Мы на пороге кризиса человечности. Нужны истоки любви, теплоты и бескорыстной жертвы, которые будут озарять сердца людей и преображать их в новую тварь.

Религия БГ

Перевод с болгарского специально для Православие.Ru

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=481&did=1799
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09