Должна ли Россия признавать Грузию?

Генассамблея ООН по Украине 
0
114
Время на чтение 6 минут
Ситуация на Кавказе сегодня вернулась на уровень 1992-1993 годов. Следует признать, что миссия ООН в конфликте "Абхазия - Грузия" явно провалена. В политическом плане позиции сторон по так называемым "замороженным конфликтам" еще более отдалились. Существующие предложения грузинской стороны поставить во главу угла возвращение беженцев в бывшие районы конфликта не реальны. Ибо возвращение бывших беженцев спровоцирует столкновения, как это произошло на Балканах.

Предложения же российских политиков и экспертов по решению этих конфликтов разнятся диаметрально. От полной поддержки политики энергичного президента Саакашвили частью либеральной интеллигенции, до непризнания нынешних границ Грузии и возвращения российских земель (Бабурин, Затулин). В военном плане четко просматривается приверженность грузинского руководства к силовому решению варианта "присоединения" сначала Южной Осетии, а затем Абхазии. Примером тому служат недавние провокации, связанные с ДТП и депортацией трех российских офицеров, якобы за отсутствие у них въездных виз.

Россия обязана адекватно отвечать на недружественные вызовы Грузии. Она не должна выглядеть в глазах мирового сообщества беспомощной великаншей, у которой бывший приемыш, которого она в трудную минуту пригрела и защитила по его же просьбе, пользуясь временной неразберихой, "под шумок" старается отхватить кусок никогда не принадлежавшей ему территории.

При этом Грузия, лукаво умалчивая о десятках и сотнях лет проживания под крылом и защитой России, громко кричит об оккупации, во время которой ей и были подарены эти территории. Признавая за собой право на самоопределение, Тбилиси и слышать не хочет об аналогичном праве других народов.

Стоит ли поддерживать государство антироссийской направленности? Если российский фактор на сопредельной территории будет сведен к нулю, то распад Грузии неизбежен. Ссылки на то, что Грузия может стать в будущем для России верным и надежным другом, не подтверждаются практикой межгосударственных отношений последних пятнадцати лет. Не Россия, а Грузия аннексировала соседние государства. Не Кремль, а Тбилиси ввел свои войска в мае 1918 и августе 1992 года в соседнюю Абхазию и оккупировал ее.

Поэтому России необходимо начать пересмотр своей тупиковой политики на Кавказе с четкими ориентирами для участвующих сторон и мирового сообщества. Здесь возможно три варианта.

Первый: дезавуировать ранее подписанные документы о признании Грузии в нынешних границах, что вероятно вызовет большой скандал. Второй вариант: начать переговоры и торговаться с Грузией о создании федеративного государства, в которое на приемлемых условиях мог ли бы войти Южная Осетия и Абхазия. Третий вариант: поддерживать нынешний тупиковый status quo.

В случае реализации первого варианта, необходимо объявить об отзыве подписей России во всех документах, признающих существующие границы Грузии и денонсировать ранее подписанные соглашения по этому вопросу.

Вторым шагом может быть опубликование в международной и российской прессе документов о правовом аспекте грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов.

Речь идет о целом ряде важных документов. Среди них - "Высочайший манифест от 1801 года о присоединении Грузии к России", в соответствии с которым Грузия утратила свою государственность, а в приложении к Манифесту на карте четко определены границы Грузии: Карталиния в составе Горийского, Лорийского, Душедского уезда и Кахетия в составе Телавского и Сигнахских уездов.

Очень важным является также Соглашение от 9 февраля 1918 года между Национальным Советом Грузии и Абхазским Народным Советом, один из пунктов которого устанавливал границы Абхазии как суверенного государства в пределах от р. Ингур на юге и до р. Мзымта на севере.

В документах объединения ряда княжеств в Грузинскую Демократическую республику 26 мая 1918 года вопрос о границах Абхазии не ставился.

Необходимо также иметь в виду Декларацию 20 августа 1990 года о провозглашении Юго-Осетинской Советской Демократической Республики и Декларацию Верховного Совета Абхазской АССР от 25 августа 1990 года о государственном суверенитете Абхазии, а также Постановления о правовых гарантиях защиты государственности Абхазии. Обе декларации приняты на основе нормы действовавшего тогда закона "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР". В ряду этих документов следует также упомянуть решение Верховного Совета Абхазии об отмене конституции 1978 года и переходе к конституции 1925 года, согласно которому Абхазия является субъектом международного права.

Следующим шагом России должно быть обоснование отсутствия юридического права Тбилиси на спорные территории, временно им аннексированные и оккупированные. Развал Российской империи привел к тому, что Грузия и Абхазия самостоятельно друг от друга провозгласили свою независимость. Временное правительство сразу же создало Особый закавказский комитет, преобразованный в последующем в Закавказскую Демократическую Федеративную Республику - ЗДФР. На территории Сухумского округа в марте 1917 года было создано свое Временное правительство, а 8 ноября 1917 года в Сухумском округе бы избран Абхазский Народный Совет - как государственный орган, независимый от Грузии.

Ссылка Грузии на договор с РСФСР от 7 мая 1920 года, в котором Грузия присоединяет территорию Абхазии без ее согласия не имеет юридической силы. Сговор двух стран (РСФСР и ДРГ) против третьей (Абхазия) с точки зрения международного права является агрессией, оккупацией и предпосылкой аннексии суверенного государства Абхазии. Грузия присвоила территорию другого государства не на основе добровольной уступки, а на основе сговора с третьей стороной.

Таким образом, договор между Россией и Грузией от 7 мая 1920 года, касающийся территории суверенной Абхазии может и должен быть пересмотрен с исключением пунктов, касающихся Абхазии.

Развал СССР повторно вынудил эти страны объявить о независимости и выходе из него. Исторически сложилось так, что Советский Союз являлся преемником царской России, поэтому при выходе Грузии из СССР, Тбилиси аннулировал Георгиевский договор 1783 года, и Манифест 1801 года об упразднении Картли - Кахетинского царства. В соответствии с международным правом Грузия могла превратиться в самостоятельное государственное образование только с той территорией, с какой она входила когда - то в Россию. То есть с территорией бывшей Карталинии и Кахетии.

Дополнительной причиной для дезавуирования ранее подписанных соглашений можно назвать оскорбительные недружественное отношение грузинских властей российскому государству. Следует также иметь в виду, что Украина не допустит продления срока аренды баз российского черноморского флота, поэтому через 14 лет весь флот будет базироваться на побережье Краснодарского края. Для прикрытия этого флота России крайне важно, чтобы побережье контролировалось дружественным, а не враждебным государством.

Россия может исправить ошибку, допущенную пятнадцать лет назад, признать независимость Абхазии и Южной Осетии и либо содействовать их присоединению к России, либо объявить над ними протекторат. Примером тому в современной международной практике является протекторат над бывшими республиками Югославии. В этом случае признание Россией этих государств отвечало бы национальным интересам и интересам российских граждан, проживающих в этих странах. В качестве компенсации вынужденным переселенцам - грузинам и осетинам - Россия могла бы выплатить денежные компенсации.

По второму варианту Россия соглашается признать Грузию в существующих границах только при условии гарантий превращения этой республики в федеративное государство, в котором Абхазия и Южная Осетия имели бы максимум автономии. Грузия также должна гарантировать, что на территории Абхазии не будут дислоцироваться войска Грузии и тем более третьих стран.

Однако большая часть депутатов грузинского парламента не желает признавать реалии сегодняшних дней и отказывается даже рассматривать вариант федеративного государства. Проект "Об особом статусе Абхазии в государстве Грузия", разработанный Константином Кублашвили, Арчилом Гегешидзе, Ивлианом Хаиндрава, Паата Закареишвили, Томасом Флайнером и Александром Бланкенагелем, предлагает оригинальную концепцию решения абхазской проблемы. Опираясь на существующие политические реалии, а также соответствующий международный опыт, на основе слияния принципов регионализма и федерализма предложена специфическая модель территориально - государственного устройства Грузии. Эта модель позволяет учесть исторически и юридически сложившуюся исключительность Абхазии на фоне культурных, политических, исторических и географических особенностей других регионов Грузии. Проект детально рассматривает особый политико - правовой статус Абхазии в государстве Грузия, все вытекающие из этого статуса права и обязанности, сформулирован конкретный перечень особых полномочий Абхазии, предложены дополнительные гарантии, которые должны обеспечить условия для развития и защищенности абхазского народа, в том числе в политической, военной, финансовой, демографической и других сферах.

В проекте даны основные положения проектов документов, связанных с урегулированием конфликта, а именно "Соглашение об урегулировании конфликта" и "Федерального соглашения об особом статусе Абхазии" и описана процедура действий этих соглашений. К сожалению власти Грузии не высказали интереса к этой концепции.

Третий вариант - замораживание конфликта - просто невыгоден ни одной из сторон. Нравится это или не нравится, но наивно надеяться на то, что Россия будет действовать в интересах Грузии, а не в собственных интересах. Завышенные ожидания Тбилиси того, что в случае силового решения замороженных конфликтов Америка поможет Грузии выступить против России, лишены всяких оснований. Автору этих строк пришлось участвовать в нескольких международных встречах и в США и в Грузии, в ходе которых, американские и европейские эксперты прямо сказали об этом грузинским коллегам. Поэтому единственным выходом в данной непростой ситуации может быть только ведение переговоров, нахождение компромиссных решений с учетом интересов не только одной Грузии, но и России.

http://www.novopol.ru/material6224.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Цыганок
Учит Ливийская война
Успеет ли российская армия приобрести новый облик и перевооружиться до возникновения реальной опасности агрессии против РФ
08.02.2012
Все статьи Анатолий Цыганок
Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 05:51
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07