itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Возможен ли компромисс с совестью?

Дитрих Бонхёффер считал, что сопротивление фашизму - долг христианина

0
274
Время на чтение 6 минут
В годы нацистского режима лишь малая часть немецких лютеран оказывала деятельное сопротивление Гитлеру.

"Лишь тем историям я охотнее всего верю, свидетели которых сознательно шли на мученичество", - сказал в свое время Блез Паскаль. Эти слова вполне можно отнести к жизни и судьбе известного христианского мыслителя прошлого века Дитриха Бонхёффера, столетие со дня рождения которого отмечается в этом году.

Ранним утром 9 апреля 1945 года в концлагере Флоссенбург был оглашен смертный приговор участникам заговора против Гитлера: адмиралу Канарису, генерал-майору Остеру и пастору Бонхёфферу. "Через приоткрытую дверь камеры я увидел пастора Бонхёффера, горячо молящегося Богу на коленях, - рассказывал впоследствии о последних минутах жизни узника тюремный врач Филипп фон Хассен. - Вера и непоколебимое упование на Бога, которые чувствовались в молитве этого столь привлекательного человека, тронули меня до глубины сердца".

Дитрих Бонхёффер родился 4 февраля 1906 года в Бреслау в семье известного врача-психиатра и преподавателя университета Карла Бонхёффера. Родители и предки Дитриха принадлежали к немецкой аристократии. С ранней юности Дитрих прекрасно музицировал, знал иностранные языки. Семья любила отмечать христианские праздники, в особенности Рождество. В это время все собирались вместе, читали Библию, пели духовные песнопения.

Оканчивая гимназию, Дитрих твердо заявил учителю и одноклассникам: "Хочу заниматься богословием, чтобы быть пастором". Бонхёффер учился на богословских факультетах Тюбингена (1923) и Берлина (1924), получил диплом теолога в 1927 году. В Берлинском университете он занимался под руководством знаменитого историка Церкви Адольфа фон Гарнака. Прошел научную стажировку в Португалии, Англии, Америке, защитил докторскую диссертацию. В ноябре 1932 года становится пастором Лютеранской Церкви и начинает преподавать богословие в Берлинском университете. Пишет статьи и книги.

Однако с приходом к власти Гитлера в Евангелической Церкви Германии появились епископы и пасторы, вставшие на путь соглашения с политикой фюрера. Еще в 1932 г. был создан так называемый Союз немецких христиан. 14 июля 1933 г. рейхстаг принял постановление о создании новой Имперской Церкви, главой которой был избран представитель "немецких христиан" епископ Людвиг Мюллер. Союз немецких христиан исповедовал некоторые принципы нацистской идеологии. "Бог даровал нам особый порядок в лице нового вождя", - заявляли учредители союза.

Вокруг алтарей "немецких христиан" появились изображения свастики, который они называли "символом надежды Германии". В 1934 году представитель Союза немецких христиан профессор богословия Эрнст Бергман опубликовал 25 тезисов "новой" немецкой религии. Он, в частности, утверждал, что "еврейский Ветхий Завет не годится для новой Германии", Адольф Гитлер - новый мессия, свастика - "преемница меча как символа германского христианства", а Христос был не евреем, а "нордическим мучеником, отправленным на смерть евреями".

Дитрих Бонхёффер, а вместе с ним такие известные богословы, как Мартин Нимёллер и Карл Барт, не поддержали "новую религию". 31 мая 1934 года в городе Бармене (ныне Вупперталь) прошел так называемый Чрезвычайный Синод лютеранских пасторов. На Синоде была принята декларация (так называемая Барменская Декларация), в которой провозглашалось создание Исповедующей Церкви (Bekennende Kirche). Церковь отказывалась признать власть имперского епископа Мюллера и заявляла о несовместимости христианских догматов с идеологией и политикой нацистов. "Мы отвергаем ложное учение о том, что Церковь якобы имеет право менять образ своего провозвестия и устройства по собственному произволу или в угоду каким бы то ни было господствующим мировоззрениям и политическим убеждениям", - гласил один из пунктов Декларации.

Бонхёффер трудился не покладая рук: рассылал письма и воззвания с объяснением религиозной и политической ситуации в стране, читал доклады и произносил проповеди о верности Христу. Не прошло и года, как его лишили профессорской кафедры и возможности заниматься научной работой.

Несколько раз Бонхёффер выезжал в Америку. Там ему предлагали выгодную и спокойную работу в Нью-Йоркской богословской семинарии. Друзья уговаривали Дитриха не возвращаться в Германию, предупреждая о грозящей опасности. Однако Бонхёффер считал своим долгом остаться на родине.

Вскоре он создает альтернативную по отношению к Имперской Церкви семинарию для проповедников в Финкенвальде и становится ее руководителем. Опыт преподавания вылился в большую книгу "Следуя Христу", которая молниеносно разошлась по всей Германии и оказалась далеко за ее пределами. Центральная тема книги - тема креста, тема сораспятия Христу. "Крест - не горькая судьбина, но страдание, происходящее от единения с Христом. Каждому уже приготовлен его крест, определенный и назначенный ему Богом", - писал богослов.

Особый крест был приготовлен и самому Бонхёфферу. Вся его жизнь была постепенным и добровольным восхождением на Голгофу. Понимая, что Гитлер ведет Германию к краху, Бонхёффер вместе с другими противниками режима решился на достаточно радикальный шаг. Продолжая нести пасторское служение в Исповедующей Церкви, он вступает в группу Сопротивления и участвует в заговоре против Гитлера.

Его арестовали 5 апреля 1943 года. Два года длилась тюремная жизнь Бонхёффера. Единственной отрадой стали любимые книги - Библия, томик Гете, сочинения Плутарха, а также "Записки из Мертвого дома" Достоевского.

Родители, близкие друзья получают от узника письма. В них минимум сообщений о себе, но множество вопросов о жизни на воле и размышления на разные темы. Он шлет из тюрьмы проповедь по случаю бракосочетания друга, стихи невесте, а более всего делится своими раздумьями о судьбах мира, Церкви, о сущности веры.

Богословское творчество Бонхёффера можно разделить на два этапа. Первый непосредственно связан с годами преподавания в подпольной семинарии. Книги "Следуя Христу" и "Жить вместе" нацелены преимущественно на развитие искусства внутриобщинной жизни. Бонхёффер никогда не идеализировал церковное сообщество. Он считал, что в любой христианской общине немало слабых и далеких от совершенства душ. И тем не менее встреча человека с Богом чаще всего происходит в церковной общине.

Второй этап богословских размышлений начинается у Бонхёффера с тюремных врат. Богослов мучительно ищет ответы на вопросы: в чем призвание христианина? Какова степень ответственности Церкви за окружающий мир? Бонхёффер ищет верные пути служения Богу и ближнему. Он пытается определить сущность христианства, его коренное отличие от других религий. Согласно Библии, Бог входит в наш мир путем страданий. Бонхёффер приходит к парадоксальному выводу: Христос помогает человеку не благодаря Своему всесилию, но благодаря Своей слабости.

Тюремные стены, как ни странно, помогли Бонхёфферу пережить радость внутренней духовной свободы. Эту свободу он связывает с "тайной дисциплиной". Дисциплина для Бонхёффера - это усердная молитва, постоянное размышление и самоограничение ради устремленности к главному, к исполнению предначертаний свыше. В тюрьме из-под пера Бонхёффера вышла поэма "Стояние на пути свободы". Эта вещь родилась, когда всякая переписка с внешним миром была запрещена.

Теме соучастия в страданиях Бога богослов посвящает множество статей и писем, написанных в годы тюремного заключения. Впоследствии они будут изданы в виде сборника "Сопротивление и покорность", который войдет в золотой фонд современной христианской классики.

Из-за стремительного наступления англо-американских войск узников поспешно стали перевозить из одной тюрьмы в другую. "Бонхёффер всегда был совершенно спокоен и уравновешен, в хорошем расположении духа, душа его поистине светилась в темном отчаянии тюрьмы, - вспоминал сокамерник пастора англичанин Бест. - Всегда Бонхёффер являл собой само смирение и кротость, он излучал атмосферу счастья и радости даже в связи с самыми незначительными событиями жизни".

На пути в концлагерь Флоссенбург тюремный автобус сделал остановку в лесной деревушке, и заключенных размещают в школе. Был праздник Пасхи. Большинство узников попросили Бонхёффера провести богослужение. Все молились, пели духовные гимны. Вдруг раздался голос охранника: "Заключенный Бонхёффер, на выход с вещами!"

За две недели до конца войны Гитлер отдал приказ повесить всех заговорщиков. Бонхёффер оказался в камере смертников. Прямо перед казнью один из заключенных услышал последние слова пастора: "Это конец, а для меня начало жизни".

И поныне на территории бывшего концлагеря Флоссенбург в Баварии устраиваются церемонии памяти Дитриха Бонхёффера. В прошлом году на встрече, посвященной 60-летию казни пастора-антифашиста, лютеранский епископ Йоханнес Фридрих выразил сожаление о том, что при нацистах часть христиан сотрудничали с режимом. "Мы, Церковь, не можем вспоминать пастора Бонхёффера, не принеся покаяния в нашей собственной вине,- отметил епископ. - Он говорил от лица тех в нашей стране, кто не мог защитить себя сам. Если мы хотим сохранить нашу веру, если мы хотим следовать за Христом, мы должны учиться у Бонхёффера".

Об авторе: Владимир Александрович Попов - преподаватель истории и теологии Московского института Российского союза евангельских христиан-баптистов.

http://religion.ng.ru/people/2006-02-15/5_kompromiss.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Попов
О восстановлении Патриаршества
17-19 ноября в Русской Православной Церкви состоятся торжества по случаю 90-летия восстановления Патриаршества в России
17.11.2007
Протестанты земли русской
Русский баптизм возник как воплощение векового народного богоискательства
19.09.2007
Все статьи Владимир Попов
Последние комментарии