Богословие и философия, их соотношение, возможные формы и темы диалога - этот круг вопросов уже несколько лет обсуждается в ходе семинаров, которые проводят в рамках Рождественских чтений совместно Институт философии РАН и Синодальная Богословская комиссия Русской Православной Церкви.
В этом году для семинара, который по традиции состоялся в здании Института философии РАН на Волхонке напротив храма Христа Спасителя, выбрана тема "Науки о религии". Организаторы задались целью разобраться в том, как соотносятся науки, изучающие религию, философия религии и богословие, и ответить на вопрос, в каком смысле само церковное богословие можно рассматривать как одну из наук. Иначе говоря, речь шла о методологических вопросах.
Ведь для осведомленных людей не секрет, что многие богословские дисциплины руководствуются методологией, сходной с методологией гуманитарных наук. Это касается прежде всего церковной истории и археологии, библеистики и патрологии (учения отцов Церкви). В то же время у богословия, которое остается в рамках церковной традиции, свои особенные критерии истинного и ложного, которые определяют как Священное Писание, так и специфический духовный опыт.
Это сочетание сходства и различия позволяет по-разному интерпретировать богословие как область знания и сферу исследовательской деятельности. Председатель Синодальной Богословской комиссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет во вступительном слове отметил следующее: "Мы еще во многом находимся под влиянием прошлого отношения и к науке, и к богословию, которое было распространено еще недавно, когда науку и религию жестко противопоставляли. Думаю, что сегодня это противопоставление перестает быть антагонистическим и становится именно методологическим".
В ходе семинара, работу которого возглавили известный специалист по философии науки академик Вячеслав Степин и митрополит Филарет, были прочитаны два основных доклада: "Философия религии как критическо-методологический дискурс" заведующего сектором философии религии ИФ РАН Владимира Шохина и "Теология: проблема метода" проректора Московской духовной академии по научной работе, секретаря Синодальной Богословской комиссии священника Владимира Шмалии.
В них обсуждался вопрос о демаркационных линиях, разграничивающих с точки зрения методологии исследования, с одной стороны, религиоведческие дисциплины и философское осмысление религии, а с другой - светские науки о религии и богословие как науку внутри самой религии. Разделение и соответственно соотнесение различных способов познания применительно к религиозным феноменам и религиозному опыту приводит к необходимости прояснения проблемы языка или разных языков как средств выражения знания и его передачи.
В значительной степени именно с этой проблемой связана проблема статуса богословия в системе современных гуманитарных наук. Слишком долго религиозное мышление и богословское знание оставались вытесненными из интеллектуального и общественного пространства. Но сегодня теология уже стала одной из дисциплин, преподаваемых в светской высшей школе. Сможет ли она утвердиться и приобрести общественное признание? Очевидно, для этого необходимы особое усилие и работа как со стороны богословов, так и ученых-гуманитариев, а также диалог и сотрудничество между ними.
Об авторе: Александр Иванович Кырлежев - научный консультант Синодальной Богословской комиссии РПЦ.
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»;
Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»;
Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»;
Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна;
Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»;
межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»;
Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева;
правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»;
автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»;
Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»;
«Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»;
M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине;
МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов;
Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет);
Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»;
Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России);
Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева;
Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич;
Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович;
Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна
После падения коммунистического режима Русская Православная Церковь (РПЦ) оказалась перед необходимостью решать две главные задачи: конфессиональной самоидентификации и позиционирования в социально-политическом пространстве