Читаем Гарри Поттера и смотрим телевизор

0
209
Время на чтение 6 минут
Недавно в разговоре о Житиях Святых с проректором Духовного училища священником Андреем Вахрушевым мы затронули и попутные темы. Отец Андрей заметил, что Жития Святых дают ребенку первые образцы для подражания. Все ведь хотят быть кем - то: кто - то инженером, кто - то учителем, кто - то врачом, кто - то, как пошутил отец Андрей, негоциантом.

Родители обычно тоже озабочены, какую профессию получит их ребенок, а не каким человеком он будет и станет ли вообще человеком. В этом смысле, сказал священник, в Житиях Святых дается путь, как стать святым. Хочешь стать святым? Вчитывайся, думай, старайся.

Наши святые угодники, которые стали героями житийных книг, уходили из мира в леса и болота к волкам, и на месте этой глуши возникали великие монастыри, творилась молитва, строились храмы, строились города. Собственно, так и вырастала Святая Русь.

А что же теперь мы читаем, о чем мечтаем, кем хотим быть, если сейчас настольные книги наших детей приключения Гарри Поттера, фэнтэзи. Ребенок, отрок, не знающий и не понимающий нравственного образца, вырастает личностью, не способной соблюдать, принимать нравственные нормы и подчиняться определенным ограничениям. Жития Святых дети в России не читают уже лет восемьдесят, и даже не слышали и не знают, что это такое. Даже в школе мы более подробно изучаем западную литературу, и гораздо менее свою, исконно русскую. Разговор зашел о чтении и отцу Андрею было что сказать по этому поводу, и как священнику, и как отцу троих детей.

Отец Андрей, влияет ли чтение на нашу жизнь?

Совершенно ясно, что человек не рождается человеком. Но хорошо бы задавать себе почаще вопрос: каким я должен быть, чтобы меня любили, чтобы меня ценили в этой жизни?

Неудачники обвиняют мир вокруг, хотя причины, зачастую, кроются в самом человеке: измени сам себя человек, и мир вокруг тебя изменится. И эти нравственные нормы, по которым определяется, каким должен быть человек, разные религии, разные партии и разные люди видят по-разному. Здесь очень важно, как христианство на это смотрит, какой образ для подражания дает христианство?

Прежде всего, самого Господа и тех людей, которые шли за Господом. Христианские образы жизни, христианская норма - кротость, умение простить врага. И научить этому можно не в миг, это невозможно купить в магазине, это формируется в человеке с долгими годами личного совершенствования. А начинать надо с раннего детства, с чтения Жития Святых, в которых публикуется жизнь святых людей из разных сословий.

Там приведено все: цари, ставшие верными христианами, и что они для этого делали, когда народ плакал при их похоронах. Князья, воины, царицы, герои Житий богатые люди из общества, есть и бедные, беднее которых трудно найти, есть в Житиях и Христа ради юродивые, люди, которые ходили и зимой босиком, под видом мнимого безумия обличали настоящее безумие мира.

Жития - это исторический опыт, с одной стороны, а с другой - опыт поиска Бога, который дает знание о том, что нужно делать, как нужно делать, как достигаются такие результаты в жизни. Ответ на то, как нужно жить, можно найти в Житиях Святых. Я не вижу ничего плохого в том, что эти нормы, эти образы предлагаются человеку для образца.

И когда человек отступает от конфликта, когда он способен простить, чему учат и о чем рассказывают Жития, то открывается, я думаю, величие души. Поэтому эта книга должна постепенно входить в нашу жизнь, стать настольной книгой для наших детей, конечно, православных, в первую очередь.

Но в школе о Житиях ничего не рассказывается и не преподается, хотя в Житии представлена человеческая история, история Богообщения лично человека с Богом, вообще история нашего Отечества.

Преподавание истории оставляет желать лучшего, я это знаю по опыту своей учебы в школе. Лишив многие поколения в преподавании истории православного контекста, нас лишили и возможности понять историю России, потому что осознать ее вне Церкви, получить полноту картины исторического развития нашего Отечества, невозможно. История Церкви и история Государства это одна история до 1917 года. Только, когда я стал изучать Церковную историю в Духовной семинарии Троице - Сергиевой Лавры, мне открылся целый мир, стали понятны и объяснимы многие факты истории, откуда они взялись, и почему так произошло, а не иначе. Непонимание многих вопросов в нашей истории возникает от неправильного принципа ее преподавания и в школе, и в институтах.

Вы сами, отец Андрей, когда начали читать Жития Святых?

С самого раннего детства.

Это были Ваши первые книги?

Первой моей книгой был Закон Божий. Мой отец, священник, сажал нас обычно вокруг себя, в семье было шестеро детей, и читал нам. Нашу семью окормлял отец Иоанн Крестьянкин, с моего детства он был духовником семьи, и благословил первые книги Закона Божьего.


Отец привез их домой: они были напечатаны на машинке, тогда такие книги практически не издавались, их перепечатывали в 70 -годы, и машинописные тексты распространялись в среде священства. Эти тексты отец в качестве урока Закона Божьего читал нам. Наш приход был в деревне, а папа, имея академическое духовное образование, сам разработал свою программу воспитания и образования. Наши самые первые уроки были по Закону Божьему.

Жития Святых были излюбленным чтением самого отца, и все эти томики, а их было двенадцать, им фундаментально прорабатывались. На каждый том у папы была тетрадочка с выписками, чуть ли не с каждой странички тома: где, что, какая тема. И такой труд своеобразный получился по гомилетике. Например, что говорится про любовь в Житиях, и у него были сделаны выписки из каждого Жития, где говорилось об этом.

Жития Святых, когда читаешь с детства то, как говорят батюшки, учишься добру и жизни. Такое чтение трезвит, и ты стремишься к этому идеалу святости. Чтение светских книг тоже формируют мировоззрение, ты поглощаешь чужую мудрость и усваиваешь ее, как свою. В результате, живешь чужим умом. Мы, совсем еще недавно, Православная страна, а ныне не понимаем, что религиозная литература - родная литература?

Вы знаете, когда путник идет в путь, он берет с собой посох, устаешь, и нужен такой жезл, на который можно опереться; якорь, который держит корабль в бурю. И в жизни человека, особенно, когда он ее начинает, должна быть несокрушимая, очень авторитетная база, и другого слова, как святость не подберешь. И, даже приступая к чтению светских книг, если человек имеет духовную базу, такой своеобразный иммунитет, он, приступая к светской книге, прочитывая ее - не делает ее своей философией, а мировоззрение автора - своим. Священники достаточно читают атеистической литературы, одни учебники в школе чего стоят? Но это не сделало нас атеистами. Самое важное: приступать к светскому чтению подготовленным.

Cейчас ситуация гораздо сложнее: нам телевизор заменяет чтение книг. Если бы мы только читали - чтение, хотя бы, развивает интенсивность воображения, а сейчас телевизионная привычка убирает интенсивность. За тебя уже все разжевывают, все представляют, и смотреть телевизор гораздо проще: сидишь на диване, смотришь и слушаешь - один человек, второй, все общество сидит с малолетства перед телевизором и смотрит одно и тоже.

Одну и ту же духовную пищу вкушают. И мыслят одинаково. Незаметно становятся из великого народа толпой, в большинстве случаев, яркого индивидуума не найдешь днем с огнем, причем, нравственного и авторитетного. Вот мы и ссылаемся на "Серебряный век", золотой девятнадцатый - там так было, там так писали, там такая была философия.

Людей плывущих, как рыба живая против течения, индивидуумов, почти нет. Разве можно быть индивидуумом, поглощая пассивно телевизионную пищу? Знать - одно, а переживать, чувствовать реально - другое. И особенно это важно ребенку - живое общение, а не телевизионное.

Помнится, в Никольский храм, в Остров приезжал служить Владыка Иоанн (Разумов), а наша деревня была в километрах семнадцати от города. Автобусов нет, папа мне говорит: Пойдешь со мной, Андрюша? - Пойду! А было мне в ту пору года четыре - пять. Только машинки нет, - говорит папа, - придется пешком идти, пока нас попутка возьмет. Ну, какие там ноги в четыре года? И вот, я помню его руку, которая меня взяла и повела, неизвестно, сколько километров я готов был идти за отцом. Когда много лет спустя отец лежал в гробу, я вспомнил эту руку, которая была холодной, но такая же родная, за которую я мог взяться и идти. Мы тогда прошли с ним четыре километра пешком, и он меня спрашивал: Ты не устал? - Папа, ты что, не устал!

Так священники и вырастают, отец Андрей.

Потом нас взяла машина и мы поехали в Остров. Я был в этом храме первый раз и запомнил там все, все иконы, и помню до сего дня, правда, сейчас там уже ничего не осталось от прежнего.

Значит, надо начинать свою жизнь и жизнь наших детей с Закона Божьего и рассказов Житий Святых?

Было бы очень полезно. Когда мы читаем какой - то книжный текст, мы приобретаем знания, затем это приобретенное знание нас трансформирует. Раньше, в Древней Руси не было разделения в понятиях: образовать человека и воспитать его - этот процесс был взаимосвязан. Западная формула образования: наука ради науки и образование ради образования. У нас тоже процесс воспитания и образования постепенно разделился по разные стороны - воспитание в одну, образование - в другую. Между тем, это явление очень опасно, потому что давать меч в руки безумца, значит, понимать вероятность того, что быть самому посеченным.

Наука развивается, и от этого никуда не деться, но преподаватели, любой наставник, тот же родитель должны следить, в какое сердце и на какую почву падает это семя. Если бы знания использовались только во благо, наверное, не было бы бомбы, не было бы и Хиросимы. А наука прогрессирует, но используется не во благо, не в созидание. Чем дальше развивается наука, и чем меньше мы уделяем внимания воспитанию поколения, тем страшнее становится явление образованного человека без нравственной почвы.

Поэтому Святая Церковь и ставит задачи православного воспитания и образования людей - вернуться к тому, с чего начинали наши праотцы, наши отцы. Вместе с тем, что мы даем знания, попытаться человека еще сделать человеком. В 1865 году в статье знаменитого хирурга Пирогова "Вопросы жизни", в которой автор освящал свой поиск, был эпиграф, звучащий примерно так: "Кем Вы хотите видеть своего сына? - спросил меня некто. - Человеком, - ответил я. - И знаете ли Вы, - сказал спросивший меня, - что человека в подлинном смысле не существует? Есть врачи, инженеры, негоцианты, кто угодно, а человека, в собственном смысле, нет".

Хотелось бы, чтобы родители понимали, кого хотим вырастить, воспитать: человека, или инженера, когда покупаем свои маленьким детям первые книжки.

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=1179
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Андрей Вахрушев
Первая седмица Великого поста
Настоятель псковского храма Покрова Пресвятой Богородицы священник Андрей Вахрушев о Великом посте
20.02.2007
Все статьи Священник Андрей Вахрушев
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29