Шагают бараны в ряд

0
109
Время на чтение 7 минут
Роман писался в эпоху богоборчества, и чернокнижие Булгакова не могло травмировать людей, отказавшихся от Бога. Оно казалось им интригующим и занимательным. К тому же произведение пронизано мотивами личных отношений автора с обществом, ведь Сатана мстит его современникам за писательскую драму загнанного в угол человека

"Правая.Ру" продолжает серию полемических публикаций, посвящённых роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Также рекомендуем вашему вниманию материалы Н.И. Никонова, И.Л. Бражникова и диакона Андрея Кураева.

Экранизация романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" вызвала такой бурный и в целом позитивный общественный отклик, что невольно приходит мысль: уж не знаковое ли это явление нашей национальной кинематографии, не возвращаются ли былая мощь и слава наших художников экрана? Ведь и вправду, лента производит сильное впечатление блестящей игрой актеров, отменной режиссурой и замахом на достоверную передачу духа и буквы романа, что вообще редко случается в кинематографе.

Однако наученные горьким опытом последних лет, принесшим множество разочарований плодами работы творческой интеллигенции, мы привычно проявляем осторожность и пытаемся разобраться, а не обманывают ли нас восторженные отклики специалистов, действительно ли новое произведение просветит наш взгляд на Добро и Зло, научит более проницательным и зорким оценкам бытия? Вопросы эти не просты и для того, чтобы найти на них ответ, надо начать с самого элементарного: спросить себя, почему роман, которому исполнилось 65 лет, экранизирован именно сегодня. Ведь такое событие не бывает случайным.

Что же происходит особенно важного в обществе именно сегодня? Без сомнения, сегодня мы являемся свидетелями и участниками формирования новой духовности на месте ликвидированной коммунистической идеологии. Какой будет эта новая духовность в ее окончательном виде, едва ли кто возьмется сказать. Но то, что в ее становлении принимает активное участие возрождающееся православие - неоспоримый факт. Здесь не нужно и статистики приводить. Достаточно было на рождественские праздники включить автомобильный приемник, чтобы убедиться, что эфир забит поздравлениями с Рождеством Христовым. Этого не было десять лет назад. Сегодня вера переступает порог каждой семьи. А о чем роман? О Христе и о сатане. Не странное ли совпадение? Видно не простой этот режиссер В. Бортко, коли так тонко чувствует время и предлагает обществу именно тот продукт, который им остро востребован. Кстати, тонкое обоняние В. Бортко проявилось еще в эпоху назревающей перестройки, когда он экранизировал "Собачье сердце" того же автора. Ведь в то время готовилось разрушение пролетарского государства и нужно было этих пролетариев представить в виде явления недостойного обладания какой либо властью вообще. Вот и сошли с экранов Шариковы и Швондеры, единственно являющие собой представителей пролетариата и одновременно - антиподов благороднейшего профессора Преображенского. Ход был удачнейший. Никакие "Голоса" из-за рубежа не могли так скомпрометировать идею пролетарского государства, как ее скомпрометировал В. Бортко художественным способом. Не только интеллигенция, но и рабочий класс взахлеб упивался "Собачьим сердцем", не подозревая, какую мину он подводит под его собственное положение.

Этот же подход не будет излишним и при оценке фильма "Мастер и Маргарита". Только теперь цели режиссера лежат уже в другой плоскости. Но о них позже. В силу того, что мы имеем дело с экранизацией романа, напрямую касающегося Святого Писания, то для начала необходимо сказать несколько слов о нескольких важных обстоятельствах.

Первое заключается в том, что М.А. Булгаков, по свидетельству современников, был человеком не верующим и это давало ему возможность вольно отнестись к евангелическому изложению событий Страстной недели. В результате любой знакомый с Евангелием человек обнаружит большие различия между ним и версией романа. Эти различия носят фундаментальный характер и о них необходимо сказать для того, чтобы дальнейшие выводы не показались голословными. Вот они.


- Булгаков отказывает Иисусу Христу в Боговоплощении. "Я не помню своих родителей. Мне говорили, что мой отец был сириец" - сообщает Иешуа прокуратору Понтию Пилату. Значит, родился он не от Марии Девы и Святого Духа.

- Булгаков устами Иешуа отрицает истинность Евангелия. О Левии Матвее, в реальности написавшем Евангелие от Матфея, он утверждает: "Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты, Бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал"

- По Евангелию Иисус Христос на встрече с Пилатом уже знал, что его ждет. Предыдущей ночью в садах Гефсимании ему открылась воля Отца и он уже приготовился к великой жертве. Христос полон великого достоинства в разговоре с прокуратором.

А Иешуа не ведает своего будущего и поступает как проситель: "А ты бы меня отпустил, игемон..."Этот маленький эпизод в романе определяет очень многое в позиции автора. Булгаковский Иешуа не знает о предстоящей Голгофе и не подозревает о крестных страданиях. Он не знает, что Отец предназначил ему стать Спасителем человечества. Булгаковский Иешуа, даже если он весьма симпатичный человек, никак не Спаситель. Это всего лишь проповедник и экстрасенс. Он не способен к свершению искупительной жертвы. Данная характеристика булгаковского героя перечеркивает главное содержание Нового Завета.

И вот результат авторского извращения Святого Писания: Иешуа не в состоянии одолеть в споре даже язычника Пилата и их диалог так и не заканчивается ничем убедительным. Давайте подумаем, за две тысячи лет существования христианство стало самой великой религией, одолевшей бесчисленные заблуждения человечества, а в романе родоначальник этой вселенской духовности не может встать выше одного - единственного римского воина. Конечно не может, потому что в нем нет Божественной силы.

Вышеизложенные моменты дают нам полное основание утверждать, что в романе "Мастер и Маргарита" произошла десакрализация Христа. Автор лишил Господа его Божественных качеств.

Но и с сатаной Булгаков также проделывает весьма серьезные манипуляции. В общемировом понимании образа сатаны имеется единство: - это источник абсолютного Зла. Он не может приносить Добро. Если

кажется, что сатана творит добро, то это введение в обман, лукавство. Но совсем не так у Булгакова. В романе Воланд не является источником Мирового Зла. Здесь действует некий персонаж, которому больше подходит звание Магистра Темных Сил, по непонятным причинам представляющего интересы Вселенской Справедливости. Такая функция не свойственна даже и Магистру, ну и тем более, какой же это сатана?

Мы видим, что нареченный автором САТАНОЮ Воланд, в реальности воплощением зла не является. Это и придает даже отъявленно чернокнижным сценам в романе некую неправдошность, лишая их способности внушать ужас. Даже бал у сатаны, с его многочисленными мертвецами не кажется страшным. В результате происходит чудовищная подмена понятий. Сатана и его команда борются за справедливость, оттеснив неубедительного Христа куда-то на самый край читательского внимания. В романе именно сатана - хозяин мира. Хотя христианская традиция всегда определяла его статус как ОБЕЗЪЯНЫ БОГА.

Все это приводит нас к выводу, что ни настоящего Христа, ни настоящего сатаны в романе нет, а есть персонажи, соответствующие по ряду признаков этим образам, но решающие авторские задачи, далекие от контекста Евангелия. Святое писание и Страстная неделя также становятся неправдошными. Нас уводят в некую сказку, в которой со ссылкой на Евангелие закручивается весьма земная драма с вполне земными страстями. Видимо это следует рассматривать как авторский прием, но возникают очень серьезные вопросы о праве автора столь вольно обращаться со Святым Писанием. Ведь оно - духовный компас для миллионов людей. Вправе ли творец, имеющий доступ к душам людей, по своему усмотрению крутить стрелку этого компаса? Если он решил для себя, что вправе, то написал Антиевангелие. Кому это нужно, кроме бесовщины?

Видимо следует оставить в покое Булгакова с его романом. В эпоху террористического глумления над церковью ему было легко впасть в соблазн. Не он первый, не он последний. Пусть "Мастер и Маргарита" станут явлением ушедшей эпохи.

Другое дело, когда этот материал вторгается в жизнь сегодня. Это по определению не может быть случайностью. Заметим, В. Бортко очень скрупулезно придерживался авторского прочтения романа. Хотя тем и хороша экранизация, что режиссер может сотрудничать с автором и привносить в материал свое понимание происходящего. Но не таков В.Бортко. Дотошно, шаг за шагом он следует за Булгаковым, решая задачу возвышения сатаны и уничижения Христа. В фильме, также как и в книге, сатана непререкаемый хозяин мира, а Иисус Христос - нечто вроде трогательного словоохотливого миссионера.

Роман писался в эпоху богоборчества, и чернокнижие Булгакова не могло травмировать людей, отказавшихся от Бога. Оно казалось им интригующим и занимательным. К тому же произведение пронизано мотивами личных отношений автора с обществом, ведь Сатана мстит его современникам за писательскую драму загнанного в угол человека.

Но сегодня ситуация в корне изменилась. Экранизированное чернокнижие уже адресуется зрителю, приходящему к вере. Или пришедшему к ней, но еще не окрепшему. Это к нему с экрана протягивает руку Воланд и говорит: "Постой, не спеши считать, что дьявол - всегда зло. Посмотри, какой я хороший!" Человек смотрит, и удивляется: а ведь действительно, как великодушен и справедлив сатана, как остроумны и веселы его подручные, как прекрасна ведьма Маргарита. Это же симпатичнейшая компания! А Христос, ничего кроме сожаления не вызывает. Мелковат он в сравнении с нечистой силой.

Крепкий в вере человек будет оскорблен этим фильмом, некрепкий - смущен, а неверующий - введен в заблуждение.

Теперь становится понятным, каков есть дока режиссер В. Бортко. Точно также, как и в "Собачьем сердце" он отрабатывает выверенный социальный заказ. Только теперь его цель - ударить по поднимающему голову православию. И он бьет сильно, хлестко, проникновенно.

Естественно, у него имеется целый сонм пиарщиков, принявшихся славословить экранизацию. К большому сожалению, среди них видны не только заклинившие разум на Булгакове персонажи вроде профессора Т. Чудаковой, но и довольно видные представители творческой интеллигенции. Хотя, что тут удивляться. Наша родная интеллигенция так давно прославилась способностью сеять ветер, не понимая, что пожнет бурю, что и рассуждать об этом скучно.

Те же, кто понимают недопустимость глумления над Святым Писанием, согласятся, что это глумление разрушает первоосновы поведенческого кода общества. Дай возможность идеологии "Мастера и Маргариты" тотально овладеть народными умами, как все мы превратимся в подобие кучки крикунов, славословящих произведение В. Бортко. Об этих людях с полным правом можно сказать словами Бертольда Брехта:

Шагают бараны в ряд, бьют в барабаны

Шкуры для них дают сами бараны.

http://www.pravaya.ru/word/121/6580
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Седов
В Германии идёт смена политических поколений
Новый немецкий реваншизм
06.01.2023
США и инспекции по Договору СНВ-3
Карточные шулера и умственное расстройство
30.12.2022
Надежды сербов и конфликт в Косово
Сербы видят в специальной военной операции, которую ВС России проводят на Украине, пример для возвращения Косово
14.12.2022
Все статьи Дмитрий Седов
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 16:29
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:20
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 15:32
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59