itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Мы пишем для неравнодушных

0
118
Время на чтение 6 минут
Православный журнал для неверующих. Что может быть парадоксальнее? Но именно таким, по сути, и является "Фома". Возможно, в этом и кроется одна из причин успеха издания, которому совсем недавно исполнилось десять лет. У нас в гостях один из создателей и главный редактор "Фомы" кандидат политических наук Владимир Легойда.

-Bладимир Романович, как так получилось, что студент МГИМО, вместо того чтобы стать политологом, дипломатом или журналистом-международником, стал публицистом, общественным деятелем, создателем православного журнала, а с лета прошлого года и телеведущим?


- Все произошло естественным образом. Не могу сказать, что в профессиональной деятельности я как-то отошел от полученного высшего образования. В МГИМО я окончил факультет международной информации, теперь он называется факультетом международной журналистики. Правда, по образованию я не журналист, а специалист по public relations, но и PR также является сегодня одним из моих занятий. Я ведь не порвал связи с альма-матер. Со студенческих лет работал в МГИМО и работаю там до сих пор. Сегодня, будучи заместителем декана факультета международной журналистики, я занимаюсь и имиджем родного факультета, поскольку в мои обязанности входит установление и поддержание внешних связей, в том числе и международных. "Фома" также требует представительской работы. Кроме того, председателем попечительского совета "Фомы" является ректор МГИМО А.В. Торкунов, в редакционном совете - три профессора МГИМО. Так что все тесно связано.

- Говорят, что на создание "Фомы" вас вдохновил журнал для панков. Это правда?

- Да. Идея создания "Фомы" родилась в США. В начале 90-х гг. я учился в Калифорнии и там познакомился с православной общиной, которая очень сильно повлияла на становление моих взглядов. В этой общине двое послушников делали журнал для панков под названием Death of the World - "Смерть для мира". Я им немного помогал. Там была двойная идея: смерть для мира как монашество и как лозунг панков. Такое интересное и, как сейчас говорят, концептуальное издание. Не могу сказать, что меня вдохновил именно журнал - сам-то я никогда панком не был и мало представлял, что это такое. Меня вдохновили люди, которые делали издание. Кстати, мои американские товарищи, в прошлом принадлежавшие к этой суб-культуре, очень веселились, когда я рассказывал, что в России тоже есть панки - элитный андеграунд. Они смеялись и говорили: "Настоящие панки не курят "Мальборо" и не носят кожаные куртки по $500. У вас там что-то другое".

- Десять лет назад созданный вами и вашими единомышленниками журнал "Фома" был своего рода студенческой забавой, выходил редко и был известен в основном православной молодежи. А сегодня это издание, хорошо представленное в рознице и знакомое людям, не только связанным с православием. Как произошла эволюция?

- Когда мы начинали делать журнал, то не задумывались ни о финансовой стороне вопроса, ни о том, как будет распространяться издание. Мы действовали, как влюбленные. Вы ведь знаете, что, если человек влюблен, он только и говорит о том, как прекрасна его возлюбленная. А мы в то время только открыли для себя православие и увидели новый мир. У нас было такое ощущение, что раньше жизнь была окрашена черно-белыми красками, а теперь стала цветной. Мы хотели поделиться своим открытием с другими людьми. Но наступил момент, когда мы поняли, что изменились мы, обстоятельства вокруг нас. И нужно было либо закрывать журнал, либо делать его исключительно профессионально. Мы выбрали второе.

- А стал "Фома" коммерчески выгодным?

- Сейчас мы пытаемся понять, возможно ли это. Существует три способа жизни периодического издания на рынке: за счет реализации большого тиража, за счет рекламы и за счет спонсора. Традиционно "Фома" вроде бы относится к третьему типу и живет за счет субсидий и пожертвований. К счастью, мы нашли меценатов, настоящих друзей нашего журнала. К таким, например, относится кадровый дом Super Job. При этом те, кто нас поддерживает, не считают себя благодетелями, не вмешиваются в редакционную политику, не советуют, как лучше написать тот или иной материал или с кем лучше сделать интервью. Они убеждены, что помощь "Фоме" - их служение.

Но вернемся к вашему вопросу. Существует много классификаций печатных СМИ, но я бы предложил еще одну: есть издания, которые читают, а есть издания, которые разглядывают. Сейчас, увы, почти не осталось средств массовой информации, относящихся к первой категории. Эпоха толстых журналов миновала. Однако потребность общества в них присутствует. "Фома", безусловно, журнал для чтения. Мы рассматриваем сложившуюся ситуацию как вызов: сможем ли, оставаясь журналом для чтения, журналом "о смыслах", выйти на коммерческие рельсы? Я думаю, что в нашей стране это реально. Мы уважаем своего читателя и считаем, что в России много людей, которые хотят читать. Дальше возникает вопрос: сможет ли журнал прийти к этим людям и заинтересовать их или нет?

- А вообще, на ваш взгляд, можно ли сделать так, чтобы конфессиональное издание приносило прибыль?

- Мой хороший знакомый - Алексей Пищулин, главный продюсер телеканала "ТВЦ", предложил следующую классификацию конфессиональных СМИ, с которой я в принципе согласен. Официальные - такие как "Журнал Московской Патриархии", "Церковный вестник". Нишевые - те, что открыто заявляют о своей религиозной ориентации. Это, например, православный общественный телеканал "Спас", где у "Фомы" сейчас есть телепередача. И концептуальные - не выставляя публично свою конфессиональность, они пишут обо всем с религиозных позиций. Мне кажется, будущее за третьей категорией. Такие издания вполне могут приносить прибыль. Если, конечно, человек окончательно не превратится в обезьяну.

- С "Фомой", по-моему, в этой классификации сложнее. Сейчас на обложке издания написано, что это православный журнал. Но так ведь было не всегда...

- На самом деле, мы всегда писали - православный. Только это определение "кочевало" с первой страницы обложки на последнюю и назад. По сути, "Фома" - это попытка говорить обо всем, о чем угодно с православных позиций. Наше мировоззрение основано на христианстве, и хотим рассказать своим читателям о том, как христианство относится к разным вещам.

Я знаю, что "Фому" читают не только православные люди. Как это происходит? Я понимаю, что некоторые наши потенциальные читатели никогда не возьмут "Фому" в руки, если увидят на обложке слово "православный". Они станут его читать, только если журнал затронет тему, которая их волнует. Мы так и пытаемся действовать. Например, в одном из номеров мы напечатали мнение тележурналиста Аркадия Мамонтова о фильме "Девятая рота". Разве это имеет прямое отношение к православию? Нет. Но вот, представьте, неправославный человек рассматривает в газетном киоске обложки журналов и видит на одной из них имя уважаемого им тележурналиста и название нашумевшего фильма. Скорее всего, он купит журнал. А дальше человек прочитает то, что почти не звучало в дискуссии о фильме, - что в военном кино не нужен мат, не нужны откровенные сцены, не обязательно море кровищи... А гораздо важнее - любовь к Родине, вера, верность. А потом наш новый читатель неизбежно пролистает журнал и, думаю, прочитает что-то еще.

Правда, в таком подходе кроется некая опасность. Как в случае с "Девятой ротой": мы обычно обращаемся к "широким массам" - к людям, уже посмотревшим фильм независимо от нас. Но ведь нас читают еще и в храмах, где журнал также распространяется. И это мы должны учитывать. Потому что в результате прихожане, увидев, что мы пишем о фильме, идут его смотреть, некоторые ужасаются, а потом еще в редакцию звонят и возмущаются: "Зачем вы пишете об этом фильме! Там матом ругаются!"

- И что же вы отвечаете?

- Примерно то же, что только что говорил вам. А еще то, что пишем даже не для прихожан храмов, а для людей неравнодушных. Нам трудно определить свою аудиторию по полу и возрасту, потому что читатель журнала совершенно разный. Но по большей части это люди от 25 до 50 лет, состоявшиеся или почти состоявшиеся в жизни, которых начинают интересовать вещи, связанные уже не только с профессиональными интересами, личной жизнью, вопросом самореализации.

Да, я знаю, что нас читают студенты, но это, как правило, интеллектуалы. Если бы делали журнал для студентов, у нас были бы другие герои. А у нас на страницах появляется не так уж много молодежи. Наши герои - Юрий Вяземский, Иван Демидов, Кшиштоф Занусси, Федор Конюхов, Юрий Норштейн, митьки. Разве их имена много говорят сегодняшним студентам? Нет. А вот наши читатели их знают. Мы скорее издание для тех, кто вырос еще в СССР.

- По такому же принципу выбираются и герои ток-шоу "Русский час с "Фомой"", которое вы ведете на канале "Спас"?

- В общем-то, да, но у передачи более широкие рамки. Там мы позволяем себе больше, чем в журнале. Большая периодичность - раз в неделю - дает возможность экспериментировать. Иногда темой передачи становится сам гость. Так было, например, с Михаилом Леонтьевым, Сергеем Мироновым. А иногда у нас тема диктует выбор героя или героев. Скажем, была тема многодетность, и в передаче участвовали сразу две гостьи: многодетная мать и женщина, которая вообще не хочет иметь детей. Феномен "Спаса" в том, что это не клиповое телевидение. У нас, например, 52 минуты эфира, и все время посвящено разговору с человеком. Кто еще сейчас может себе это позволить на телевидении? Да, никого не удивишь Михаилом Леонтьевым на телеэкране. Но такую передачу, как мы, с ним не делал никто. Мы говорили не о политике, а о том, например, какие книги читал Леонтьев в детстве и юности и как они повлияли на его мировоззрение. Или почему на участие в программе согласился Сергей Миронов? Ведь известный политик, председатель Совета Федерации - он желанный гость на любом канале. Я думаю, потому, что в других телепередачах его вряд ли будут спрашивать про личные и глубинные вещи: семью, детство, кто были его учителя и что они ему дали. А ведь такой срез жизни государственного деятеля интересен.

Беседу вела Анастасия Саломеева

http://www.bossmag.ru/view.php?id=2373
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Легойда
Наука сама по себе вне морали
В Москве обсудили глобальные вызовы развития искусственного интеллекта
17.11.2023
Брифинг по итогам заседания Священного
Синода Русской Православной Церкви
12.10.2023
Брифинг по итогам заседания Священного
Синода Русской Православной Церкви
25.08.2023
Правоохранители блокируют доступ насельников монастыря к продуктовым запасам
Продолжаются попытки насильственного выдавливания Украинской Православной Церкви из Киево-Печерской лавры
24.08.2023
Все статьи Владимир Легойда
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40