Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Деревянная" поэзия

Диакон  Николай  Вигилянский, Русский дом

13.02.2006

Только на личном опыте можно постичь волнение сердца, которое испытывает человек, находясь в храме за Божественной литургией. Но чувствуешь нечто особенное, когда стоишь на службе в маленьком деревянном храме. Душу греют теплота и мягкость охристых тонов бревенчатых стен, приглушенный свет кованых подсвечников, изящная простота древнерусского храмового убранства, в котором нет излишеств, - вся эта атмосфера создается поэзией дерева и переносит нас во времена преп. Сергия Радонежского.

В наш век стремительных технологий находятся люди, которые осознанно погружаются в старину средневековой Руси, черпая в глуби веков вдохновение. Диакон Николай ВИГИЛЯНСКИЙ уже семь лет занимается строительством деревянных домов и храмов в традиции древнерусского зодчества. С ним беседует Татьяна СМИРНОВА.


- Отец Николай, где Вы научились этому мастерству?

- Я окончил плотницкие курсы Петра Карелина. Он известен тем, что с семнадцати лет ездил по Русскому Северу и занимался реставрацией древних деревянных памятников архитектуры. Но настоящую школу я прошел на объектах в разных уголках России.

- Я знаю, что Вы окончили литературный институт. Как Вам удается быть одновременно священнослужителем, руководителем строительной организации и переводчиком фран-цузской литературы?

- Начнем с того, что мои переводческие опыты окончились дипломной работой. Литературный институт послужил мне как основа для общего развития. Параллельно с учебой в институте я регентовал в монастырском хоре, а на плотницких курсах окончательно выбрал профессию.

- Вероятно, такое решение было неожиданностью для Ваших родителей, а может быть, и для Вас?

- И да, и нет. Анализируя впоследствии этот мой важный жизненный шаг, я понял, что предпосылки к тому существовали уже давно. Строительное дело стало интересовать меня с тех пор, когда ребенком отец возил меня в Ленинградскую область к своему другу архитектору и строителю Александру Сёмочкину. Этот незаурядный человек, окончив строительно-инженерный институт в Ленинграде, бросил городскую жизнь и уехал в деревню. Сам построил дом, сам сделал мебель, мастерскую. Еще тогда он взволновал мое детское воображение удивительными рассказами о старых мастерах и их инструментах.

Служение в церкви нисколько не ограничивает меня, а придает моему занятию особую глубину. Ведь и преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский владели этим ремеслом. Да и Сам Христос был "тектонов Сын", т.е. Сын плотника, как считали люди.

- Именно это Вы и хотели подчеркнуть, назвав Вашу строительную организацию "Тектон"?

- Да, именно так.

- Скажите, как далеко ушли современные технологии от традиционного русского деревянного зодчества?

- Человеку свойственно искать способы облегчить и ускорить свой труд. И это неплохо. Изобретения человеческого гения в области механики или электроники вызывают у меня восторг. Прогресс как результат пытливой работы человеческой мысли - явление созидательное, а потому положительное. Другое дело, что время, высвобождаемое в результате усовершенствования труда, человек, как всегда, бездумно бросает в никуда. Кроме того, как ни парадоксально, вместе с прогрессом, т.е. с возможностью быстро, в большом объеме и качественно производить разные "блага", у человека появился соблазн наживы, когда качество остается вне сферы его интересов. Сегодня, куда ни глянь, нас окружает бутафория даже на предметном уровне: массивные деревянные балки мореного дуба при ближайшем рассмотрении оказываются пенопластовыми панелями, мощные булыжники в отделке фундамента - пластиком, а мраморные колонны просто искусно раскрашены.

В деревянном домостроении в последнее время стало широко применяться оцилиндрованное бревно. Это быстро и удобно, вот только срок службы такого бревна - лет пятьдесят, а постройки из натуральных бревен радуют глаз многие столетия, да и выглядят как-то естественнее. Ведь бревенчатые стены переносят нас в прошлое не только дышащим древностью обликом, но и своим возрастом: бревна к моменту заготовки имеют вековую историю.

- Вы строите, как во времена Сергия Радонежского?

- Да, технология практически не изменилась. Конечно, мы пользуемся благами цивилизации: применяем бензопилу, электроинструменты, подъемные механизмы, но все это лишь дополняет, а не заменяет ручной инструмент, выкованный по образцу древних.

- По радио "Радонеж" можно было услышать приглашение посещать Ваши курсы древнерусского зодчества. Сейчас Вы продолжаете принимать учеников?

- Конечно. Наши плотницкие бригады целиком создаются на основе выпускников курсов: чрезвычайно важно, что все работают по одной методике, в одном стиле. Мы трудимся не для престижа, не ради денег, а потому, что каждый работающий в нашей организации в душе - художник.

Всем, желающим присоединиться к нам, сообщаем наш телефон: 8-(495)-743-69-05.

http://www.russdom.ru/2006/200602i/20060228.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме