"О чем писала пресса в 2005 году"

Доклад в Клубе православных журналистов, 1 февраля 2006 г.

0
122
Время на чтение 7 минут
Мой доклад называется "О чем писала пресса в 2005 году", но посвящен он будет, скорее, оценке самих событий и самой прессы, и, в первую очередь, конечно, православной.

Прошедший год многие аналитики называют переломным и не без оснований. Действительно, события и его символические даты дают право об этом говорить. В этом году мы отметили 625-летие Куликовской битвы, 60-летие Победы в Великой войне, впервые за много десятилетий встретили как государственный праздник 4 ноября - день освобождения Москвы и окончания Смутного времени. В этом же году исполнилось и 20 лет начала Перестройки, бросившей Россию в хаос нового Смутного времени.

Конечно, эти символические даты могут только раскрыть глубинный смысл событий, но не заменить их. Но и на значительные события год не поскупился.

О его переломном значении скажем чуть позже, а пока вспомним, что вошли в этот год мы на волне катастрофического рождественского землетрясения и цунами в Индийском океане, унесшего жизни сотен тысяч людей.

Это был не единственный катаклизм года. Вспомним столь же катастрофическое землетрясение в Пакистане, затопленный Новый Орлеан, отмеченные учеными изменения океанических течений, грозящие полностью изменить климат на планете. Уникальные морозы эры глобального потепления начала этого года говорят за то, что прогнозы ученых не беспочвенны.

Эти глобальные катастрофы подтверждают лишь то, что мир действительно стал глобальным, одновременно становясь и совершенно неконтролируемым, непредсказуемым.

Естественно, глобальный вызов времени требует и соответствующего ответа. Мир, в котором мы оказались настолько нов и необычен, что старые идеологические схемы сегодня просто перестают работать. Осмысление происходящего требует от журналиста - аналитика целокупного, всеисторического видения, подлинных жизненных созерцаний, напряженного поиска мысли, незашоренной идеологическими штампами, требует живой жизни и неизбежного, связанного с ней, риска.

К сожалению, последнее остается дефицитом, быть может единственным среди цветущей сложности нашего информационного пространства.

Сказанное относится и к православной журналистике и даже в первую очередь к ней, ибо, чего же мы хотим от мира, если сами оказываемся беспомощны перед вызовом времени?

К сожалению, основным содержанием большинства наших православно-политических изданий все еще остаются всевозможные далекие от жизни проекты, как результат домашнего философствования на основе нескольких произвольно усвоенных книг.

Авторы пишут зачастую из своеобразной неофитской гордыни "носителей самого верного учения" и внутренней ожесточенности. Такие же точно чувства они, естественно порождают и в душах своих читателей.

Единственное издание со всегда серьезной ровной аналитикой, которое я мог бы сегодня отметить - это журнал "Эксперт" и его авторы Александр Привалов, Валерий Фадеев, Максим Соколов, Павел Быков. Журнал, который, хочу заметить, не позиционирует себя как православный, на деле, по своим внутренним основаниям являясь таковым.

Среди таких же, не православных по имени, но по-христиански объективных, всегда взвешенных изданий, мне хотелось бы отметить газету "Труд" и новостную колонку сайта "Интерфакс-религия".

Отпраздновавший на днях двухлетие, многообещающий православно-аналитический портал "Правая ру" отметил многих своих авторов. Но на мой взгляд единственным, по настоящему серьезным постоянным автором портала остается пока сам неотмеченный Илья Бражников, его главный редактор.

Можно отметить недавно появившееся здесь интересные экспертные колонки, статьи о культуре. Самой же аналитике этого портала, к сожалению, еще присущи все отмеченные выше негативные черты.

Интересные статьи появляются на портале "Русская линия". Особо мне хочется отметить постоянного автора этого портала Андрея Рогозянского. Это один из немногих сегодня по-настоящему трезвых православных журналистов, способный бесстрастно анализировать факты и не боящийся вскрывать болезни нашей церковности.

В одной из самых интересных своих работ "Православие и православность", Андрей Рогозянский справедливо указывает на опасности подмены подлинного Православия неким "постмодернистским" проектом под названием "православность".

К сожалению часто то центральное духовное явление, которым является подлинное Православие мы превращаем в нечто духовно-провинциальное, маргинальное, то, что действительно можно увидеть лишь неким зеркальным отражением либерального проекта.

Самым наглядным подтверждением сказанного является история партии "Родина", которая усилиями своего, склонного к авантюризму лидера за два года превратилась из нашей "надежды и опоры" в скандально-революционный проект, сравнимый, разве что, с партией СПС.

Просмотрев всё, что подается сегодня под маркой "православности" и "патриотизма", непредвзятый человек, естественно видит всё это нагромождение эгоизма, авантюризма, невежества, брутальности и справедливо отвращается.

Не все конечно так плохо. И модным сегодня утопическим проектам "консервативной революции" и романтике "политического православия" можно противопоставить трезвый, взвешенный взгляд немногих, но действительно ответственных журналистов. Несколько имен я уже назвал, к ним я добавил бы еще Михаила Леонтьева и Александра Архангельского, наших, не побоюсь этого слова, телезвезд, людей совершающих свой действительно важный и необходимый труд.

* * *

Издания, которые видя опасности политизированности, старательно обходят их, поджидает другая беда. Если там буйство невежественной мысли и безумных проектов, искаженный судорогой лик, то здесь вялотекущая скука, отсутствие какой-либо мысли и какого-либо лица вообще.

Из обладающих "лица необщим выраженьем", изданий, как всегда, можно отметить газеты "Вера-эском" и "Православный Санкт-Петербург".

Что касается детища Александра Ракова, то, несколько слишком, на мой взгляд, ориентируясь на преданную газете женскую аудиторию, оно часто впадает в ненужный сентиментализм. Тем не менее, это один из редких случаев, когда мы видим в газете подлинное обаяние личности.

Хочется отметить также появление в последнее время нескольких глянцевых православных журналов, самый интересный и многообещающий из которых - "Фома" грешит все же некоторой стерильностью и безмысленностью - этой общей болезнью глянцевой прессы. "Мешают ли джинсы спасению?", - это все же не тот уровень вопросов, которые ставит перед нами время.

Особо хочу отметить киевский молодежный православный журнал "Отрок.ua", который существует уже не первый год и с которым я, к сожалению, познакомился только сейчас. Это действительно, редчайшее явление, когда стиль, мысль, фотографии, рисунки, полиграфия - создают целостный и неповторимый образ.

Не могу быть до конца объективным, поскольку сам являюсь автором газеты, о которой буду сейчас говорить, но на мой взгляд, редким случаем издания, которому хотя и присущи все болезни сегодняшней православной прессы, но которое, занимая единственно подобающее ей центральное во всем спектре политико-культурного информационного поля место, старается сохранять объективность и бесстрастие, не боясь при этом острых тем, не боясь ошибаться и рисковать (как и подобает настоящему христианину), - является обозрение Радонеж.

А среди важных внутрицеховых событий я бы отметил совместный проект Радио "Радонеж" и ИА "Русская линия", еженедельные обзоры которого стали регулярно выходить на "Радонеже" - столь же редкий и потому особенно радостный случай внутрицехового сотрудничества.

Среди важнейших событий года нельзя не упомянуть и открытие православного телеканала "Спас".

* * *

Ну и, наконец, несколько слов, о том свершившемся в обозреваемом нами году переломе.

Одним из самых знаковых событий года стало возвращение в Россию праха великого русского философа Ивана Ильина и Антона Деникина.

Напомню, что в начале года в своем ежегодном Послании Совету Федераций Президент впервые озвучил имя Ильина, сказав и о тех нравственных основах, на которых всегда держалась Россия. Так что возвращение Ильина можно расценить как символическое утверждение этого действительного кардинального поворота в самосознании и политике власти.

Вскоре же после президентского Послания, крупнейший русский писатель, Александр Исаевич Солженицын напомнил давние слова елизаветинского графа Шувалова о СБЕРЕЖЕНИИ НАРОДА, как важнейшей на сегодня национальной идее. А уже осенью Президент озвучил четыре приоритетных национальных проекта, ознаменовавших, как хочется надеяться, реальный поворот Власти к народу.

Я думаю, ни для кого здесь не секрет, что мы теряем ежегодно, пусть уже не по миллиону, но по 700 тысяч человек в год. И на мой взгляд, все свои усилия в наступающем году православные журналисты должны направить не на то, чтобы мечтами о грядущей революции и авантюрными выходками расшатывать лодку русской государственности, а на то, что бы первым в ряду национальных проектов стал именно проект сбережения народа.

И еще на двух символических событиях прошедшего года мне хотелось бы в остановиться. В прошлом году впервые за всю тысячелетнюю Историю России ее Правитель совершил поездку на Святую Землю Иерусалима и на Святую гору Афон.

Наверное, значение этих событий сегодня еще трудно осознать, но можно смело сказать, что это сама Россия в лице своего Правителя совершила паломничество к величайшим христианским святыням.

* * *

О переломном (и не только для нас), значении этого года свидетельствовали такие серьезные события религиозной жизни как избрание нового Иерусалимского Патриарха и кончина Римского Понтифика, и кончина главы старообрядческой Церкви Митрополита Андриана, который умер, шествуя во главе крестного хода. Митрополит Андриан был первым староверческим иерархом, который встретился с православными иерархами, и который много сделал для уврачевания древней и до сих пор кровоточащей раны церковного раскола.

Не менее, а быть может и более важным, обещает стать и будущий год. В нем мы будем вспоминать и 400-летие прославления царевича Димитрия, убиение которого стало прологом Смутного времени и двадцатилетие Чернобыльской катастрофы, ставшей грозным прологом Новейшего Смутного времени.

Все мы также ожидаем, что наступивший год станет годом окончательного воссоединения двух частей Русской Церкви, разделенной революцией и смутой.

* * *

Мы видим, как на наших глазах замыкается целая эпоха. У меня нет сомнений, что центральным явлением наступающей эпохи, как и эпохи прошедшая станет Россия. А центральным явлением России было и останется Православие. Уверен я и в том, что преодолев все свои болезни роста православная журналистика займет подобающее ей центральное в информационном пространстве место. Но произойдет это лишь тогда, когда мы сами научимся держаться за эту ось, вокруг которой вращается наш мир и нащупаем, наконец, камень Божьего слова под своими ногами. Пока же, все наши упражнения на мой взгляд проходят в рамках проекта "Учитесь плавать".

В заключение скажу: для того, чтобы избегать всех заносов и катастроф, воцерковление нашей прессы (и нашего общества) должно, я уверен, идти параллельно с во-культуриванием.

Мы должны понять, наконец, что не какие-то безумные имперские проекты, а русская культура и прежде всего великая классическая литература - и есть подлинная экспансия православия в мире. Слово, которое она несла и несет - это слово любви, которое и сегодня ждет от нас мир.

Напомню, что и Иван Ильин "солнечным центром русской истории" назвал гений Пушкина. И лишь когда мы по настоящему обретем этот центр, данный нам Богом и обратимся к нему, мы найдем верные слова и будем услышаны в собственной стране и в мире.

Кстати слово Достоевского о том, что русский человек, это всечеловек, призванный сказать миру последнее слово любви и примирения, напомнили нашему Президенту афонские монахи.

Нам пора вспомнить, что мы словяне, то есть служители Слова прежде всего. Слово же это - слово жизни, а не ожесточения, слово любви, а не ненависти, слово истины, которое открывается лишь чистому сердцу и бесстрастному созерцанию.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=1580
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Можегов
«Эта война — за власть над миром»
О переводе британской экономики на военные рельсы для помощи Украине
25.04.2024
«Все говорят Кант, Кант». Хороший немец, плохой русский
Он узаконил грабёж тысячелетия
24.04.2024
Эпоха Возрождения как политический проект
Смена христианской парадигмы мира парадигмой иной, нехристианской
18.04.2024
Ещё раз о теракте в Крокусе и его акторах
У нашей дипломатии нет внятного языка для осмысливания реальности
09.04.2024
«Мы говорим Украина - подразумеваем неоконы…»
Об основных причинах и целях теракта в «Крокусе»
27.03.2024
Все статьи Владимир Можегов
Последние комментарии
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Клавдия
25.04.2024 18:36
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
25.04.2024 16:56
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 16:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
25.04.2024 16:31
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 15:25